ТОП 10:

Общетеоретические подходы к социально-гуманитарным наукам.



Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека – в конце XIX в.

Наиболее разработанной типологией выступает выделение классиче­ской, неклассической и постнеклассической стадий в развитии СГН. Разные типы научности следовали за револю­ционными изменениями в науке.

Научная революция XVII в. привела к становлению классического естествознания. В это время проходит мысль о том, что объектив­ность и предметность научного знания достигается путем исключения из описания и объяснения всего, что относится к самому субъекту и спо­собам его познавательной деятельности. В итоге СГН старались строить по образу механики, утверждалась жесткая причинно-следственная связь, было характерно создать единственно верную науку об обществе. В XVI – начале XVII вв. для СГН главным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Позднее эталоном научности стала классическая механика с разделением всех знаний на 2 уровня: теоретический и эмпирический. Здесь уже система объектов науки выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Поскольку механика и тесно связанная с ней математика были в XVI-XVII в. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности. Таким образом, вплоть до XIX века господствующей тенденцией в методологии СГН был натурализм – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания. Затем стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания.

Неклассический этап (сер. XIX – начало XX века) характеризуется переходом от натурализма к антинатурализму, т.е. возникает понимание, что СГН имеют свою специфику и для объяснения им нужны свои методы. В этот период укрепляется представление о принципиальном отличии СГН от естественных наук (имеет свою цель; законы здесь невечны, историчны; количественные методы используются ограниченно; основной методологический прием – диалог).

Постнеклассический этап (с середины XX века) выдвигает идею ценности хаоса и беспорядочного мира, идею привнесения хаоса в порядок. В итоге мир теряет свой смысл, становится все больше информации и все меньше смысла. Здесь уже осознание общества представляется как осмысление хаоса.

 


2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека – в конце XIX в.

В XVI – начале XVII вв. для СГН главным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Позднее эталоном научности стала классическая механика с разделением всех знаний на 2 уровня: теоретический и эмпирический. Здесь уже система объектов науки выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Поскольку механика и тесно связанная с ней математика были в XVI-XVII в. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности. Таким образом, вплоть до XIX века господствующей тенденцией в методологии СГН был натурализм – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания. Затем стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания.

С первой половины XIXв. начинается активный процесс формирования научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Их целью является не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Для того чтобы найти определенные технологии управления социальными процессами исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы. Социальные науки возникли на Западе. Разделение на экономику, политическую, юридическую, историческую науки, культурологию произошло под влиянием либе­ральных идей, отделяющих государство от экономики и общества и раз­деляющих общество на сферы и изучающие их науки. Они отвечали уровню запад­ной рациональности и служили целям западной модернизации как мировоззренческом смысле, так и в социально-технологическом (обеспечение функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом. Сегодня наука меняет свое отношение к практике. Исчезает традици­онная противоположность между производством знания и его применением. Многие типы социаль­ного знания могут быть произведены одновременно с решением задачи его применения. Особенно это относится к экспертному знанию, нахо­дящемуся на пересечении, с одной стороны, научного знания и, с другой — разных видов специализированной деятельности и повседневно­го опыта, и никогда не существующему до экспертизы.

Один из известных американских социологов и социальных философов Дж. Александер выделил четыре этапа в развитии послевоенной со­циальной теории, смену которых он тесно связал с изменением социаль­ного контекста.

1.Господство модернизационных теорий, 1950—1960-е гг.

2.Модернизации 1950— 1960-х гг. не закончились успехом для стран третьего мира. Их традиционные культуры были разрушены в большей мере, чем приобретены основы современного общества. Появляются постмодернизационные теории, которые в отличии от предыдущих предполагали различные пути развития.

3.Неомодернизм — новый виток модерниза­ции.

4.Посткоммунистические теории – придание западным моделям статуса универсальных.

Можно говорить о том, что к настоящему времени сложились три идеала научности: математический, естественнонаучный (сформулированный на базе физики) и гуманитарный, причем последний находится еще в стадии разработки. Каждый из этих идеалов научности включает в себя принятую в той или иной области знания систему познавательных ценностей, способов аргументации и доказательства и структурных принципов организации знания. Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.011 с.)