ТОП 10:

Натуралистическая исследовательская программа СГН.



Раннебуржуазная и классическая философия были ориентированы на природу и изучающие ее науки, на следующую отсюда натуралисти­ческую парадигму. Они использовали образ природы как основы позна­ния, реально и логически первую.

Последователи натуралистической ис­следовательской программы полагают: либо предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо предметы различаются, но ме­тоды наук об обществе те же, что у естественных наук. Часто под нату­рализмом понимают редукционизм как отождествление высших форм познания с низшими. Это лишь крайность, которая иногда присуща на­туралистической исследовательской программе.

Согласно натуралистической исследовательской программе, мир ра­ционален и есть то, что он есть или чем он кажется, но не иная «вещь». Это относится как к предметам естествознания, так и наук об обществе.

Главный результат применения натуралистической исследовательской программы к обществу — объяснение. Генетически первой исследователь­ской программой обществознания Нового времени была натуралистиче­ская программа, которая формировала идеал и нормы научности по образцу естественных наук.

В рамках натуралистической исследовательской программы со временем происхо­дит осознание нетождественности предметов социальных наук изучае­мым объектам природы. Программа трансформируется, но не сдает своих позиций. Безусловным проявлением натурализма является социоцентризм. (концепция, согласно которой общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды) Предельной формой развития натуралистической социологии XIX в. является экономический материализм, вульгарно сводящий весь социаль­но-культурный процесс к проявлению первичного экономического фак­тора, действующего в качестве естественного.

Можно назвать ряд причин, в силу которых натурализм возможен как исследовательская программа естествознания в XVII—XVIII вв.

Во-первых, принцип раннебуржуазного и классического буржуазного рационализма состоял в утверждении тождества разума и бытия, при котором разум сам рассматривается как природное свойство. Отсюда следовало, что культура (это понятие возникло еще в XVII в.) есть способ адек­ватной реализации природы человека, быть культурным человеком — зна­чит не забывать своей природы.

Во-вторых, естествознание выделилось раньше в са­мостоятельную область и давало блестящие образцы исследования уже тог­да, когда обществознание еще не имело собственного опыта.

Кризис натуралистической программы в конце XIX — начале XX в. (не помешавший между тем ее оживлению в конце XX в.) был связан с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от общественных. С развитием капитализма разрушались первоначаль­ные природные зависимости людей и создавались все новые связи, опре­деляемые совокупным общественным трудом. Открытие второй, по сравнению с природой, онтологической реальности — культуры означа­ло отказ от ее понимания как деятельности, направленной на реализа­цию природной сущности человека. Культура была теперь понята как формирование человека и общественных связей, как продукт истории и сама история, как самоосуществление человека, в ходе которого меняет­ся его собственная природа.

Открытие культуры как особой реальности не разрывает связей чело­века с природой. Это одна из причин, в силу которой антинатуралисти­ческая исследовательская программа не упраздняет натуралистическую программу. Природа остается в качестве предпосылки деятельности че­ловека, но оставляет место натура­лизму. Другой причиной жизненности натуралистической исследова­тельской программы является вызванное объективными социальными изменениями крушение классических рационалистических установок. Неклассический рационализм существует как представление о тождест­ве целей и средств. Натурализм соответствует новой фазе рационализма, более грубой и уп­рощенной по сравнению с классическим рационализмом.

В силу сказанного натуралистическая исследовательская программа мо­жет распространяться и на такой объект изучения, как сама культура. Спо­соб натурализации культуры состоит в рассмотрении ее не как самоосуще­ствления человека, в ходе которого меняется он сам и его социальные связи, а как деятельности, источник активности которой лежит в индиви­дуальных устремлениях абстрактного индивида. Натурализация культуры состоит также в превращении ее из процесса в объект, состояние, лишь ре­зультат деятельности, воплощение активности природного существа.

Натуралистическая и антинатуралистическая программы направлены на изучение одного и того же объекта, но в соответствии со своей методо­логией (исследовательской программой) они превращают в свой предмет исходно разные части этого объекта: натурализм позволяет изучить «жест­кий каркас», «скелет», взаимодействие частей социальной системы, анти­натурализм — «мягкие ткани» общества.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.003 с.)