Теоретические основы логопедии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы логопедии



 
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Найдите правильный ответ

Просодика — это:

ритм ударение

правильное звукопроизношение

При нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок направляется к:

неврологу ортодонту психотерапевту


 

 

Кинестетические ощущения — это: болезненные ощущения речедвигательные ощущения ощущения мышечной слабости

Подберите синоним к слову коррекция:

обучение и воспитание исправление компенсация

Уровни общего недоразвития речи определены:

Л.С. Выготским Р.Е. Левиной А.Р. Лурия

Педагогическая систематизация нарушений речи предложена:

А.Р. Лурия

А.Н. Леонтьевым Р.Е. Левиной

Видом речевой деятельности НЕ является:

письмо память говорение

Комплексный подход при коррекции речи включает:

логопедические занятия использование игр и наглядности логопедическую ритмику

 

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: Астрель, 2005.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М.: Астрель, 2005.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 2001.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2000.

7. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

8. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

9. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997.

10. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Ч. I, II. — М., 1997.


 

Нарушения голоса

Звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильность речи. Нарушения голоса могут сказываться на общем развитии детей и под- ростков, их нервно-психическом состоянии, формировании речи. Значимость голоса для процесса общения трудно переоценить. Характер и степень отрицательного влияния нару- шений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глу- бины расстройства.

Причины расстройств голоса разнообразны, характер нарушений варьируется от незначительных его изменений до полной потери голоса (афония). Расстройства голоса ана- лизируются в медицинском, психологическом и логопедическом аспектах.

Воспитание голоса — это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи. Крайне важны про- филактические мероприятия для предупреждения расстройств голоса, которые включают собственно профилактику, воспитание здорового голоса и постоянную его тренировку.

Важно следить за голосом лицам голосоречевых профессий, у которых большие голо- совые нагрузки. Не менее важная проблема — охрана голоса подростков в период мутации, для чего разработаны специальные голосовые режимы.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе. В ряде случаев работа над голосом предваряется и сопровождается медицинскими мероприятиями.

Комплексное воздействие с использованием разнообразных специальных методик обеспечивает нормализацию или значительное улучшение голоса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Охарактеризуйте организацию логопедической помощи при нарушениях голоса.

2. Раскройте возрастную эволюцию голоса.

3. Как можно охарактеризовать лиц с психогенными нарушениями голоса?

4. Раскройте виды психотерапии, которые применяются при коррекции нарушений голоса.

5. Перечислите условия проведения дыхательной гимнастики с детьми.

6. Дайте сопоставительный анализ ринолалии и ринофонии.

 

Литература


2005.


1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.,

 

2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.

3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

4. Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1970.

5. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968.

6. Ермолаев В.Г. Некоторые вопросы фониатрии. — М., 1963.

7. Лаврова Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани. — М., 1977.

8. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

9. Орлова О.С. Детский голос в норме и патологии. — М., 2002.

10. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие. — М., 2005.

11. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. —


М., 1984.


 

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следую- щем:

• Резко возросла её распространённость (с 8–17 % в 50-е годы ХХ века до 52,5 % в 90-е годы).

• Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстрой- ства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.

• Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, про- являющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).

• Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннерва- ции артикуляторного аппарата.

• Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.

• Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии аку- стическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разби- раться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства. Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возраст- ных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю кор- рекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.


 


 


 


 


 


 


 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.021 с.)