Людмила Георгиевна Парамонова С. Н. Шаховская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Людмила Георгиевна Парамонова С. Н. Шаховская



Р. И. Лалаева

Людмила Георгиевна Парамонова С. Н. Шаховская

Логопедия в таблицах и схемах

 
 

Парадигма; Москва; 2009

ISBN 978-5-4214-0003-5


Аннотация

В пособии рассматриваются теоретические основы логопедии, основные формы нарушений речи и речемыслительной деятельности, направления и технологии коррекционно-логопедического воздействия. Содержательно материал пособия полностью соответствует традиционной логопедии, а форма изложения новаторская: текст минимализирован, а материал представлен в виде таблиц и схем. Такая визуализация материала обеспечивает усвоение его при самостоятельной работе студентов и оптимизирует учебный процесс.

По каждому разделу книги приводятся контрольные вопросы (задания) для самопроверки и список литературы. В пособии дан глоссарий.

Пособие адресовано студентам (бакалаврам, магистрам), изучающим курс логопедии, оно может быть использовано слушателями на курсах повышения квалификации и переподготовке педагогов-практиков.


 

 

Содержание

Введение 4

Теоретические основы логопедии 7

Нарушения голоса 39

Дислалия 49

Ринолалия 65

Дизартрия 81

Заикание 112

Алалия 132

Афазия 173

Дисграфия 183

Дислексия 194


 

Р.И. Лалаева Л.Г. Парамонова С.Н. Шаховская

Логопедия в таблицах и схемах

Введение

Логопедия в настоящее время интенсивно развивается, идёт непрерывный поиск, нако- пление новых фактов, что связано с успехами медицины, психологии, психолингвистики, физиологии и специальных методик, позволяющих расширять направления научных иссле- дований, анализировать и обобщать практический опыт. В данном пособии выдержаны пре- емственные и междисциплинарные связи логопедии с другими науками и связи разных раз- делов логопедии.

В последние годы в связи с переходом от знаниеориентированного к личностно ори- ентированному образованию наметилась тенденция становления такого принципа отбора и структурирования материала как фундаментальность содержания. Фундаментальные зна- ния не могут быть усвоены автоматически, их нельзя впитывать от наставников, препода- вателей, книг, они вырабатываются самостоятельно как результат внутренней творческой активности, как продукт самообразования, самоорганизации мышления. Учёт этого прин- ципа и направленность на модернизацию содержания и форм образования вызывают необ- ходимость развития теоретико-методологических и технологических подходов в логопедии. Повышение уровня подготовки логопедических кадров возможно только на основе прогрес- сивных методик и технологий.

Предлагаемое учебное пособие для вузовской подготовки по специальности логопе- дия, точнее для изучающих учебный курс логопедии, открывает серию нового поколения пособий по логопедии и другим разделам коррекционной педагогики и специальной психо- логии. Аналогичное единичное издание было предпринято в 1997 г.: «Специальная / кор- рекционная / педагогика с историей / специальность «логопедия», учебное пособие для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений». Автор- ский коллектив: Е.В. Оганесян, Н.М. Назарова, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. Это един- ственная работа среди учебных и научно-методических изданий по логопедии, где материал визуализирован схемами и таблицами. Настоящее пособие продолжает эту дидактическую линию, представляя материал в виде схем. В вузовской работе, в коррекционной педагогике и специальной психологии такая подача материала практически не предпринималась, хотя в работе с детьми с отклонениями в развитии давно и широко используется знаково-симво- лическая деятельность разного вида.

В основу содержания и оформления пособия положен системно-структурный подход, являющийся необходимым условием обучения и формирования профессиональной компе- тенции специалистов. Пособие отвечает требованиям интенсификации образования, так как студенты освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития. Работая с пособием, они научатся решать конкретные задачи практической деятельности: наблюдать, анализировать, диагностировать, обучать, коррек- тировать, развивать и воспитывать.

В пособии реализован научный метод общелогического, аналитического сравнения, противопоставления, аналогии, обобщения. Схематизация как вариант знаково-символиче- ской системы использована как методический приём усвоения знаний, формирования уме- ний и навыков. Авторы исходили из концепции философского понимания знака как средства


 

 

ориентирования в проблемах логопедии. Студенты учатся схематизировать материал, чтобы использовать знаково-символические средства в своей будущей профессиональной деятель- ности. Систематизация и схематизация материала — условие его эффективного усвоения.

Принцип системности обеспечивает усвоение междисциплинарных понятий во вза- имозависимости в рамках единой системы. Пособие ориентировано на принцип инфор- мативности, его содержание и форма делают возможным внедрение современных инфор- мационных технологий в качестве обучающих и контролирующих программ при условии текстового и графического материала и электронных носителей. Работа с пособием реали- зует технологическую функцию образования, решение познавательных, исследовательских и методических задач.

В современных образовательных моделях педагог выступает не как ретранслятор опре- деленной суммы информации, а как менеджер, организатор обучения. Учебная информация используется не как цель обучения, а как средство освоения деятельности познания, форми- рования самовоспитания, самообразования, тем самым повышается эффективность органи- зации и управления процессом обучения.

Учебно-познавательная деятельность реализуется единством образовательных, воспи- тательных и развивающих задач. Динамика деятельности обучаемых становится особым объектом анализа и управления. Когда педагогическое воздействие понято и принято сту- дентами, учебная деятельность осознается ими как их собственная. Мониторинг фрагмен- тарного использования такой организации учебного материала при вузовской подготовке логопедов ведётся авторами в течение ряда лет и выявляет его бесспорную эффективность. В пособии в схематизированном виде представлен материал, полностью согласован-

ный с фундаментальным учебником «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. Учебник выдержал пять изданий с 1989 по 2007 год. Пособие в полной мере отвечает учебному плану отделений логопедии вузов, программе учебного курса, Государ- ственному стандарту подготовки кадров по данной специальности. По всем разделам тради- ционной логопедии в обобщенном виде представлены основные концепции, но они допол- нены оригинальной нетрадиционной организацией обучения.

Методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала, его модернизация — не отказ от традиционных стереотипов, а качественно новый подход к организации профессионального образования по логопедии. В текстовом и схема- тизированном материале представлены не только все основные концепции логопедии, но и дискуссионные проблемы, варианты частных методик, предлагаемых разными авторами. Текстовая информация при этом минимализирована. Схемы — вспомогательные материалы, дополняющие курс и учебник. Хотя пособие рассчитано на студентов, в том числе и при заочной форме обучения, оно может с успехом использоваться и преподавателями при нали- чии мультимедийного оборудования: вербальные средства передачи информации дополня- ются и заменяются новыми информационными средствами.

В содержательную и схематизированную часть пособия вплетается методический аппарат: ссылки на литературу, словарь терминов, вопросы, задания / выберите нужный ответ, приведите свои примеры, сопоставьте и т. д. Это обеспечивает методическую помощь студентам и преподавателям при самообразовании и подготовке к занятиям. Работа с посо- бием активизирует внимание, восприятие, развитие мышления и памяти, осмысление тео- ретических положений, методических концепций, анализ фактов и явлений.

Авторы пособия: доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева, кандидаты педагогических наук, профессора Л.Г. Парамонова и С.Н. Шаховская совместно отбирали и взаимно рецензировали материал, они несут коллективную ответственность за качество пособия и выражают благодарность коллегам, чьи материалы были использованы. Любые


 

 

критические замечания и пожелания будут рассматриваться авторами как дружеские, и они непременно будут учтены в дальнейшей работе.


 

Найдите правильный ответ

Просодика — это:

ритм ударение

правильное звукопроизношение

При нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок направляется к:

неврологу ортодонту психотерапевту


 

 

Кинестетические ощущения — это: болезненные ощущения речедвигательные ощущения ощущения мышечной слабости

Подберите синоним к слову коррекция:

обучение и воспитание исправление компенсация

Уровни общего недоразвития речи определены:

Л.С. Выготским Р.Е. Левиной А.Р. Лурия

Педагогическая систематизация нарушений речи предложена:

А.Р. Лурия

А.Н. Леонтьевым Р.Е. Левиной

Видом речевой деятельности НЕ является:

письмо память говорение

Комплексный подход при коррекции речи включает:

логопедические занятия использование игр и наглядности логопедическую ритмику

 

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: Астрель, 2005.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М.: Астрель, 2005.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 2001.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2000.

7. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

8. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

9. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997.

10. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Ч. I, II. — М., 1997.


 

Нарушения голоса

Звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильность речи. Нарушения голоса могут сказываться на общем развитии детей и под- ростков, их нервно-психическом состоянии, формировании речи. Значимость голоса для процесса общения трудно переоценить. Характер и степень отрицательного влияния нару- шений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глу- бины расстройства.

Причины расстройств голоса разнообразны, характер нарушений варьируется от незначительных его изменений до полной потери голоса (афония). Расстройства голоса ана- лизируются в медицинском, психологическом и логопедическом аспектах.

Воспитание голоса — это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи. Крайне важны про- филактические мероприятия для предупреждения расстройств голоса, которые включают собственно профилактику, воспитание здорового голоса и постоянную его тренировку.

Важно следить за голосом лицам голосоречевых профессий, у которых большие голо- совые нагрузки. Не менее важная проблема — охрана голоса подростков в период мутации, для чего разработаны специальные голосовые режимы.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе. В ряде случаев работа над голосом предваряется и сопровождается медицинскими мероприятиями.

Комплексное воздействие с использованием разнообразных специальных методик обеспечивает нормализацию или значительное улучшение голоса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Охарактеризуйте организацию логопедической помощи при нарушениях голоса.

2. Раскройте возрастную эволюцию голоса.

3. Как можно охарактеризовать лиц с психогенными нарушениями голоса?

4. Раскройте виды психотерапии, которые применяются при коррекции нарушений голоса.

5. Перечислите условия проведения дыхательной гимнастики с детьми.

6. Дайте сопоставительный анализ ринолалии и ринофонии.

 

Литература


2005.


1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.,

 

2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.

3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

4. Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1970.

5. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968.

6. Ермолаев В.Г. Некоторые вопросы фониатрии. — М., 1963.

7. Лаврова Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани. — М., 1977.

8. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

9. Орлова О.С. Детский голос в норме и патологии. — М., 2002.

10. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие. — М., 2005.

11. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. —


М., 1984.


 

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следую- щем:

• Резко возросла её распространённость (с 8–17 % в 50-е годы ХХ века до 52,5 % в 90-е годы).

• Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстрой- ства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.

• Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, про- являющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).

• Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннерва- ции артикуляторного аппарата.

• Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.

• Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии аку- стическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разби- раться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства. Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возраст- ных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю кор- рекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. По каким двум основным принципам классифицируется дислалия?

2. Назовите классификации дислалии, разработанные разными авторами.

3. Всегда ли анатомические дефекты строения артикуляторного аппарата приводят к появлению механической дислалии? Почему?

4. Почему при механической дислалии необходима работа над развитием артикулятор- ной моторики?


 

 

5. Приведите пример возможных вариантов нарушения звукопроизношения в случае комбинирования сенсорной функциональной дислалии и стёртой дизартрии.

6. По какому признаку можно провести дифференциальную диагностику между сен- сорной функциональной дислалией и возрастными особенностями звукопроизношения, если в обоих случаях имеют место звуковые замены?

7. Можно ли уже в 3–4-летнем возрасте «предсказать», что звуковые замены у неко- торых детей не исчезнут без логопедической помощи? Если да, то на основании чего это можно сделать?

8. Назовите игры для развития подвижности артикуляционного аппарата.

9. Раскройте основные принципы коррекции фонетико-фонематического недоразви-

тия.

10. Охарактеризуйте основные нарушения строения артикуляционного аппарата и про-

анализируйте, как это сказывается на характере звукопроизношения.

11. Проверьте состояние звукопроизношения у 1–2 детей и наметьте план коррекцион- ной работы.

 

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: АПН РСФСР, 1961.

2. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шахов ской. М.: ВЛАДОС, 1998 и др. издания.

3. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., Просвещение, 1965.

4. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского, вып. 3. — М., Просвещение, 1967.

5. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. — М.: Просвещение, 1967.

6. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1965.

7. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. — СПб.: Союз, 2005.

8. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Там же.

9. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1965.

10. Токарева О.А. Функциональные дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969.

11. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фоне- тико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 2008.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.

13. Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959.

14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Ч. I. — М., 1997.

15. Шембель А.Г. Механическая дислалия. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969.


 

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения вследствие ана- томо-физиологических дефектов речевого аппарата.

Термин «ринолалия» происходит от греческих корней RINOS — нос, LALIA — речь и в переводе означает — речь с носовым оттенком, назализованная речь.

По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произно- сительной стороны речи (дислалии, дизартрии и др.).

Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии име- ются не только дефекты звукопроизношения, но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна, нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствие недоста- точности иннервации речевого аппарата.

При дизартрии, в отличие от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты про- износительной стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, просо- дические компоненты речи). Дизартрия во всех её проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата. В то же время, как уже отмечалось, лишь отдельные виды ринолалии обусловлены недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При ринолалии нарушается взаимодействие носовой и ротовой полости в процессе порождения речи.

При нормальном функционировании речевого аппарата соотношение резонирования ротовой и носовой полости неодинаково при произношении ротовых и носовых звуков.

При произношении ротовых звуков нёбная занавеска поднимается вверх. Одновременно с этим на задней стенке глотки образуется утолщение, валик Пассавана.

Вследствие этого образуется нёбно-глоточное смыкание (нёбно-глоточный затвор), который препятствует прохождению воздушной струи в носовую полость. Плотность смыкания нёб- ной занавески и мышц задней стенки глотки различна при произношении звуков. Воздушная струя может проходить через носовую полость. Этому способствует и образование смычки в ротовой полости при произношении носовых звуков. Так, при произношении звука М обра- зуется смычка губ, а при произношении звука Н — смычка кончика языка с шейкой верхних резцов. Носовые звуки являются смычно-проходными.

Нарушение взаимодействия ротовой и носовой полости приводит к изменению тембра голоса, назализации (от лат. NASUS — нос). Нарушение тембра голоса при ринолалии про- является в гиперназализации (повышенной назализации при произношении ротовых звуков) и в гипоназализации (пониженной назализации носовых звуков).

В зависимости от характера нарушения тембра голоса (гиперназализации или гипона- зализации), а также от характера нарушения соотношения ротовой и носовой полости раз- личают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Открытая ринолалия. При открытой ринолалии отмечается назализация при произ- ношении ротовых звуков. Повышенная назализация обусловлена тем, что по тем или иным причинам воздушная струя при произношении звуков проходит через носовую полость.

В зависимости от этиологии различают функциональную и органическую открытую ринолалию.

Функциональная открытая ринолалия. Функциональная органическая ринолалия связана с недостаточностью функционирования мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Функциональная открытая ринолалия может наблюдаться у детей с вялой артикуля- цией. Одной из причин этой формы открытой ринолалии является удаление аденоидных


 

 

разращений. Реже функциональная открытая ринолалия возникает вследствие постдифте- рийного пареза, по причине длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Органическая открытая ринолалия. Открытая органическая ринолалия подраз- деляется на врождённую и приобретённую. Наиболее распространённой формой открытой органической ринолалии является врождённая органическая открытая ринолалия.

Врождённая открытая органическая ринолалия вследствие расщелины губы и нёба. Эта форма ринолалии представляет собой сложную проблему и в настоящее время изучается в различных аспектах: анатомо-физиологическом, медицинском, логопедическом, психологическом, лингвистическом и др. (М.Д. Дубов, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, Л.И. Вансовская, Т.В. Волосовец, З.А. Репина и др.).

В возникновении расщелин выделяют генетические и внешние факторы, а также их сочетания. Наиболее частыми причинами возникновения расщелин являются биологиче- ские факторы (паротит, краснуха, токсоплазмоз, грипп), химические факторы (воздействие ядохимикатов, кислот и др.), воздействие радиации, эндокринные заболевания матери, пси- хические травмы и др. Отмечается также влияние профессиональных вредностей, алко- голя и курения. Наиболее критическим периодом для возникновения расщелин является 7– 8 неделя эмбриогенеза.

В настоящее время принята следующая классификация врождённых расщелин (по Г.В. Чиркиной и др.).

Врождённые расщелины верхней губы:

• скрытая расщелина;

• неполная расщелина;

• полная расщелина.

Врождённые расщелины нёба:

• расщелина мягкого нёба: скрытая (субмукозная), неполная, полная;

• расщелины мягкого и твёрдого нёба: скрытая, неполная, полная;

• полная расщелина альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

• полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба: одно- сторонняя, двусторонняя.

Расщелины верхней губы и нёба часто сочетаются с различными деформациями зубо- челюстной системы.

У детей с врождёнными расщелинами отмечаются расстройства сосания, глотания, дыхания, которые приводят к частым соматическим заболеваниям этих детей. Неврологи- ческий и психический статус детей с расщелиной твёрдого и мягкого нёба характеризуется неоднородностью.

Речевая симптоматика этой формы ринолалии характеризуется сложностью и разно- образием.

Наиболее постоянным и выраженным симптомом врождённой открытой ринолалии является назализация оральных звуков. Кроме этого, часто отмечается специфический тембр произношения задненёбных согласных вследствие подключения глоточного резонатора.

Как результат формирования компенсаторных, приспособительных механизмов при врождённой расщелине нёба формируется изменённый уклад органов артикуляции при про- изношении: высокий подъём корня языка, сдвиг языка в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное участие корня языка в артикуляции, недостаточное участие губ при произнесе- нии лабиализованных гласных, а также губно-губных и губно-зубных согласных, напряже- ние лицевой мускулатуры.

Нарушения звукопроизношения при этой форме ринолалии носят полиморфный характер, затрагивают все группы гласных и согласных звуков.


 

 

Нарушения звукопроизношения и тембра голоса затрудняют речевое общение ребёнка, вызывают вторичное недоразвитие фонематического восприятия, лексики и грамматиче- ского строя речи. В более лёгких случаях у детей с ринолалией выявляется фонетико-фоне- матическое недоразвитие, в более тяжелых случаях — общее недоразвитие речи. Вследствие нарушений формирования устной речи у детей с ринолалией часто возникают специфиче- ские нарушения письменной речи, дислексия и дисграфия.

Коррекция врождённой открытой ринолалии вследствие расщелин твёрдого и мягкого нёба носит комплексный характер. Осуществляется медико-психолого-педагогическое воз- действие.

Медицинское воздействие включает ортодонтическое, хирургическое лечение, физиотерапию, медикаментозное лечение, массаж и др.

Сроки хирургического лечения зависят от характера и формы расщелины, от состояния здоровья ребенка. Операция по сшиванию верх ней губы (хейлопластика) осуществляется в период от 10 дней после рождения до 1 года. Операции по сшиванию твёрдого и мягкого нёба (уранопластика) проводятся в возрасте до 5 лет. Однако устранение остаточных дефектов осуществляется в период от 7 до 14 лет.

Психологическое воздействие предполагает психокоррекцию познавательной дея- тельности и эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

• активизация деятельности артикуляционного аппарата;

• формирование правильной артикуляции звуков;

• автоматизация звуков в процессе речевого общения;

• дифференциация звуков;

• устранение назального оттенка голоса;

• нормализация просодической стороны речи.

А.Г. Ипполитова разработала систему логопедической работы, включающую два этапа: дооперационный и послеоперационный.

В дооперационный период проводится работа по:

• развитию и дифференциации ротового и носового дыхания;

• развитию подвижности губ, языка;

• постановке звуков;

• автоматизации звуков;

• дифференциации звуков.

В послеоперационный период продолжается работа по всем направлениям доопераци- онного периода, а также по развитию фонематического восприятия, фонематического ана- лиза и синтеза. При этом большое внимание уделяется активизации мягкого нёба.

Активизация мягкого нёба проводится по следующим направлениям:

• массаж;

• использование безусловно-рефлекторных движений (глотание, зевание, кашельи др.);

• пассивная гимнастика мягкого нёба;

• активная гимнастика мягкого нёба.

Последовательность работы над звуками определяется по-разному различными авто- рами (А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская и др.).

В послеоперационный период проводится длительная и целенаправленная работа по устранению назализации, формированию просодических компонентов речи.

При ОНР у детей с ринолалией большое внимание уделяется развитию лексики и грам- матического строя речи. В дошкольном возрасте необходима профилактика, а в школьном возрасте — коррекция нарушений письменной речи.


 

 

Приобретённая открытая органическая ринолалия. Причинами приобретённой открытой органической ринолалии являются: перфорации твёрдого и мягкого нёба, рубцо- вые изменения, а также парезы и параличи мягкого нёба.

Закрытая ринолалия. Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиоло- гическим носовым резонансом при произношении носовых звуков.

При произношении носовых звуков проход в носовую полость закрыт, носовой резо- нанс отсутствует. Носовые звуки произносятся как ротовые (М как Б, Н как Д) или как звуки с промежуточной артикуляцией. При этом меняется тембр гласных звуков, которые приобре- тают неестественный оттенок.

В зависимости от причин закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.

Функциональная закрытая ринолалия. Функциональная закрытая ринолалия воз- никает при невротических расстройствах у детей. При произношении назальных звуков мяг- кое нёбо сильно поднимается и закрывает проход в носовую полость.

Органическая закрытая ринолалия. Закрытая органическая ринолалия вызывается органическими изменениями в носоглотке и носовой полости.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии являются: хроническая гипертрофия сли- зистой носа, полипы в носовой полости, искривления перегородки носа, опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия отмечается при носоглоточных аденоидах, реже полипах, фибромах в области носоглотки и других опухолях.

Устранение закрытой ринолалии также носит комплексный, медико-психолого-педа- гогический характер.

Проводится хирургическое, медикаментозное, физиотерапевтическое лечение с целью устранения причин непроходимости носовой полости.

Логопедическая работа включает развитие дыхания, дифференциацию ротового и носового дыхания, развитие слуховой дифференциации назального и неназального тембра голоса, постановку и автоматизацию носовых звуков, дифференциацию носовых и ротовых звуков (М-Б, Н-Д).

Смешанная ринолалия. Смешанная ринолалия характеризуется пониженным носо- вым резонансом при произношении носовых звуков и наличием назализации при произно- шении ротовых звуков.

Причинами смешанной ринолалии является сочетание органической непроходимости носовой полости и недостаточности нёбно-глоточного затвора органического или функцио- нального характера. Чаще всего наблюдается сочетание укороченного мягкого нёба, субму- козной щели и аденоидных разрастаний.

С целью коррекции смешанной ринолалии рекомендуется, прежде всего, хирургиче- ская операция по устранению непроходимости носовой полости. В дальнейшем проводится логопедическая работа по устранению открытой ринолалии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Расщелины губы и нёба являются результатом действия патологических фак- торов:

в результате родовой травмы

в первые три месяца внутриутробного развития во второй половине внутриутробного развития

2. Гиперназальность — это:

нарушение резонанса с чрезмерным использованием носовой полости как резонатора


 

 


 

тора


нарушение резонанса с недостаточным использованием носовой полости как резона-

 

нарушение резонанса вследствие неправильного ротового дыхания

Поражениями ЦНС?

когда имеется повреждение блуждающего нерва при ранении когда имеется повреждение ядра блуждающего нерва

когда наблюдается органическое повреждение твердого и мягкого нёба

когда не отмечается никаких органических изменений в структуре речевого аппарата

Литература

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба. — СПб., 2000.

2. Гуцан А.Э. Врождённые расщелины верхней губы и нёба. — Кишинев, 1980.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.

5. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М., 2002.

7. Соболева Е.А. Ринолалия. — М., 2006.

8. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

9. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969.


 

Дизартрия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.217 с.)