Причины механической дислалии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины механической дислалии




ПРИЧИНЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИИ


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. По каким двум основным принципам классифицируется дислалия?

2. Назовите классификации дислалии, разработанные разными авторами.

3. Всегда ли анатомические дефекты строения артикуляторного аппарата приводят к появлению механической дислалии? Почему?

4. Почему при механической дислалии необходима работа над развитием артикулятор- ной моторики?


 

 

5. Приведите пример возможных вариантов нарушения звукопроизношения в случае комбинирования сенсорной функциональной дислалии и стёртой дизартрии.

6. По какому признаку можно провести дифференциальную диагностику между сен- сорной функциональной дислалией и возрастными особенностями звукопроизношения, если в обоих случаях имеют место звуковые замены?

7. Можно ли уже в 3–4-летнем возрасте «предсказать», что звуковые замены у неко- торых детей не исчезнут без логопедической помощи? Если да, то на основании чего это можно сделать?

8. Назовите игры для развития подвижности артикуляционного аппарата.

9. Раскройте основные принципы коррекции фонетико-фонематического недоразви-

тия.

10. Охарактеризуйте основные нарушения строения артикуляционного аппарата и про-

анализируйте, как это сказывается на характере звукопроизношения.

11. Проверьте состояние звукопроизношения у 1–2 детей и наметьте план коррекцион- ной работы.

 

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: АПН РСФСР, 1961.

2. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шахов ской. М.: ВЛАДОС, 1998 и др. издания.

3. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., Просвещение, 1965.

4. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского, вып. 3. — М., Просвещение, 1967.

5. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. — М.: Просвещение, 1967.

6. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. Недо- статки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1965.

7. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. — СПб.: Союз, 2005.

8. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Там же.

9. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1965.

10. Токарева О.А. Функциональные дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969.

11. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фоне- тико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 2008.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.

13. Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959.

14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Ч. I. — М., 1997.

15. Шембель А.Г. Механическая дислалия. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969.


 

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения вследствие ана- томо-физиологических дефектов речевого аппарата.

Термин «ринолалия» происходит от греческих корней RINOS — нос, LALIA — речь и в переводе означает — речь с носовым оттенком, назализованная речь.

По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произно- сительной стороны речи (дислалии, дизартрии и др.).

Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии име- ются не только дефекты звукопроизношения, но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна, нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствие недоста- точности иннервации речевого аппарата.

При дизартрии, в отличие от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты про- износительной стороны речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, просо- дические компоненты речи). Дизартрия во всех её проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата. В то же время, как уже отмечалось, лишь отдельные виды ринолалии обусловлены недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При ринолалии нарушается взаимодействие носовой и ротовой полости в процессе порождения речи.

При нормальном функционировании речевого аппарата соотношение резонирования ротовой и носовой полости неодинаково при произношении ротовых и носовых звуков.

При произношении ротовых звуков нёбная занавеска поднимается вверх. Одновременно с этим на задней стенке глотки образуется утолщение, валик Пассавана.

Вследствие этого образуется нёбно-глоточное смыкание (нёбно-глоточный затвор), который препятствует прохождению воздушной струи в носовую полость. Плотность смыкания нёб- ной занавески и мышц задней стенки глотки различна при произношении звуков. Воздушная струя может проходить через носовую полость. Этому способствует и образование смычки в ротовой полости при произношении носовых звуков. Так, при произношении звука М обра- зуется смычка губ, а при произношении звука Н — смычка кончика языка с шейкой верхних резцов. Носовые звуки являются смычно-проходными.

Нарушение взаимодействия ротовой и носовой полости приводит к изменению тембра голоса, назализации (от лат. NASUS — нос). Нарушение тембра голоса при ринолалии про- является в гиперназализации (повышенной назализации при произношении ротовых звуков) и в гипоназализации (пониженной назализации носовых звуков).

В зависимости от характера нарушения тембра голоса (гиперназализации или гипона- зализации), а также от характера нарушения соотношения ротовой и носовой полости раз- личают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Открытая ринолалия. При открытой ринолалии отмечается назализация при произ- ношении ротовых звуков. Повышенная назализация обусловлена тем, что по тем или иным причинам воздушная струя при произношении звуков проходит через носовую полость.

В зависимости от этиологии различают функциональную и органическую открытую ринолалию.

Функциональная открытая ринолалия. Функциональная органическая ринолалия связана с недостаточностью функционирования мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Функциональная открытая ринолалия может наблюдаться у детей с вялой артикуля- цией. Одной из причин этой формы открытой ринолалии является удаление аденоидных


 

 

разращений. Реже функциональная открытая ринолалия возникает вследствие постдифте- рийного пареза, по причине длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Органическая открытая ринолалия. Открытая органическая ринолалия подраз- деляется на врождённую и приобретённую. Наиболее распространённой формой открытой органической ринолалии является врождённая органическая открытая ринолалия.

Врождённая открытая органическая ринолалия вследствие расщелины губы и нёба. Эта форма ринолалии представляет собой сложную проблему и в настоящее время изучается в различных аспектах: анатомо-физиологическом, медицинском, логопедическом, психологическом, лингвистическом и др. (М.Д. Дубов, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, Л.И. Вансовская, Т.В. Волосовец, З.А. Репина и др.).

В возникновении расщелин выделяют генетические и внешние факторы, а также их сочетания. Наиболее частыми причинами возникновения расщелин являются биологиче- ские факторы (паротит, краснуха, токсоплазмоз, грипп), химические факторы (воздействие ядохимикатов, кислот и др.), воздействие радиации, эндокринные заболевания матери, пси- хические травмы и др. Отмечается также влияние профессиональных вредностей, алко- голя и курения. Наиболее критическим периодом для возникновения расщелин является 7– 8 неделя эмбриогенеза.

В настоящее время принята следующая классификация врождённых расщелин (по Г.В. Чиркиной и др.).

Врождённые расщелины верхней губы:

• скрытая расщелина;

• неполная расщелина;

• полная расщелина.

Врождённые расщелины нёба:

• расщелина мягкого нёба: скрытая (субмукозная), неполная, полная;

• расщелины мягкого и твёрдого нёба: скрытая, неполная, полная;

• полная расщелина альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

• полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба: одно- сторонняя, двусторонняя.

Расщелины верхней губы и нёба часто сочетаются с различными деформациями зубо- челюстной системы.

У детей с врождёнными расщелинами отмечаются расстройства сосания, глотания, дыхания, которые приводят к частым соматическим заболеваниям этих детей. Неврологи- ческий и психический статус детей с расщелиной твёрдого и мягкого нёба характеризуется неоднородностью.

Речевая симптоматика этой формы ринолалии характеризуется сложностью и разно- образием.

Наиболее постоянным и выраженным симптомом врождённой открытой ринолалии является назализация оральных звуков. Кроме этого, часто отмечается специфический тембр произношения задненёбных согласных вследствие подключения глоточного резонатора.

Как результат формирования компенсаторных, приспособительных механизмов при врождённой расщелине нёба формируется изменённый уклад органов артикуляции при про- изношении: высокий подъём корня языка, сдвиг языка в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное участие корня языка в артикуляции, недостаточное участие губ при произнесе- нии лабиализованных гласных, а также губно-губных и губно-зубных согласных, напряже- ние лицевой мускулатуры.

Нарушения звукопроизношения при этой форме ринолалии носят полиморфный характер, затрагивают все группы гласных и согласных звуков.


 

 

Нарушения звукопроизношения и тембра голоса затрудняют речевое общение ребёнка, вызывают вторичное недоразвитие фонематического восприятия, лексики и грамматиче- ского строя речи. В более лёгких случаях у детей с ринолалией выявляется фонетико-фоне- матическое недоразвитие, в более тяжелых случаях — общее недоразвитие речи. Вследствие нарушений формирования устной речи у детей с ринолалией часто возникают специфиче- ские нарушения письменной речи, дислексия и дисграфия.

Коррекция врождённой открытой ринолалии вследствие расщелин твёрдого и мягкого нёба носит комплексный характер. Осуществляется медико-психолого-педагогическое воз- действие.

Медицинское воздействие включает ортодонтическое, хирургическое лечение, физиотерапию, медикаментозное лечение, массаж и др.

Сроки хирургического лечения зависят от характера и формы расщелины, от состояния здоровья ребенка. Операция по сшиванию верх ней губы (хейлопластика) осуществляется в период от 10 дней после рождения до 1 года. Операции по сшиванию твёрдого и мягкого нёба (уранопластика) проводятся в возрасте до 5 лет. Однако устранение остаточных дефектов осуществляется в период от 7 до 14 лет.

Психологическое воздействие предполагает психокоррекцию познавательной дея- тельности и эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

• активизация деятельности артикуляционного аппарата;

• формирование правильной артикуляции звуков;

• автоматизация звуков в процессе речевого общения;

• дифференциация звуков;

• устранение назального оттенка голоса;

• нормализация просодической стороны речи.

А.Г. Ипполитова разработала систему логопедической работы, включающую два этапа: дооперационный и послеоперационный.

В дооперационный период проводится работа по:

• развитию и дифференциации ротового и носового дыхания;

• развитию подвижности губ, языка;

• постановке звуков;

• автоматизации звуков;

• дифференциации звуков.

В послеоперационный период продолжается работа по всем направлениям доопераци- онного периода, а также по развитию фонематического восприятия, фонематического ана- лиза и синтеза. При этом большое внимание уделяется активизации мягкого нёба.

Активизация мягкого нёба проводится по следующим направлениям:

• массаж;

• использование безусловно-рефлекторных движений (глотание, зевание, кашельи др.);

• пассивная гимнастика мягкого нёба;

• активная гимнастика мягкого нёба.

Последовательность работы над звуками определяется по-разному различными авто- рами (А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская и др.).

В послеоперационный период проводится длительная и целенаправленная работа по устранению назализации, формированию просодических компонентов речи.

При ОНР у детей с ринолалией большое внимание уделяется развитию лексики и грам- матического строя речи. В дошкольном возрасте необходима профилактика, а в школьном возрасте — коррекция нарушений письменной речи.


 

 

Приобретённая открытая органическая ринолалия. Причинами приобретённой открытой органической ринолалии являются: перфорации твёрдого и мягкого нёба, рубцо- вые изменения, а также парезы и параличи мягкого нёба.

Закрытая ринолалия. Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиоло- гическим носовым резонансом при произношении носовых звуков.

При произношении носовых звуков проход в носовую полость закрыт, носовой резо- нанс отсутствует. Носовые звуки произносятся как ротовые (М как Б, Н как Д) или как звуки с промежуточной артикуляцией. При этом меняется тембр гласных звуков, которые приобре- тают неестественный оттенок.

В зависимости от причин закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.

Функциональная закрытая ринолалия. Функциональная закрытая ринолалия воз- никает при невротических расстройствах у детей. При произношении назальных звуков мяг- кое нёбо сильно поднимается и закрывает проход в носовую полость.

Органическая закрытая ринолалия. Закрытая органическая ринолалия вызывается органическими изменениями в носоглотке и носовой полости.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии являются: хроническая гипертрофия сли- зистой носа, полипы в носовой полости, искривления перегородки носа, опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия отмечается при носоглоточных аденоидах, реже полипах, фибромах в области носоглотки и других опухолях.

Устранение закрытой ринолалии также носит комплексный, медико-психолого-педа- гогический характер.

Проводится хирургическое, медикаментозное, физиотерапевтическое лечение с целью устранения причин непроходимости носовой полости.

Логопедическая работа включает развитие дыхания, дифференциацию ротового и носового дыхания, развитие слуховой дифференциации назального и неназального тембра голоса, постановку и автоматизацию носовых звуков, дифференциацию носовых и ротовых звуков (М-Б, Н-Д).

Смешанная ринолалия. Смешанная ринолалия характеризуется пониженным носо- вым резонансом при произношении носовых звуков и наличием назализации при произно- шении ротовых звуков.

Причинами смешанной ринолалии является сочетание органической непроходимости носовой полости и недостаточности нёбно-глоточного затвора органического или функцио- нального характера. Чаще всего наблюдается сочетание укороченного мягкого нёба, субму- козной щели и аденоидных разрастаний.

С целью коррекции смешанной ринолалии рекомендуется, прежде всего, хирургиче- ская операция по устранению непроходимости носовой полости. В дальнейшем проводится логопедическая работа по устранению открытой ринолалии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Расщелины губы и нёба являются результатом действия патологических фак- торов:

в результате родовой травмы

в первые три месяца внутриутробного развития во второй половине внутриутробного развития

2. Гиперназальность — это:

нарушение резонанса с чрезмерным использованием носовой полости как резонатора


 

 


 

тора


нарушение резонанса с недостаточным использованием носовой полости как резона-

 

нарушение резонанса вследствие неправильного ротового дыхания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.06 с.)