Какой из принципов орфографии нарушается при дисграфии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой из принципов орфографии нарушается при дисграфии.



морфологический


 

 

традиционный фонетический

Какие ошибки чтения обусловлены несформированностью фонематического анализа?

искажения структуры предложения искажения звукослоговой структуры слова побуквенное чтение

нарушения понимания читаемого

5. Определите виды дислексий, в основе которых лежит несформированность грамматического строя речи:

фонематическая семантическая аграмматическая мнестическая оптическая

Какие факторы обусловливают возникновение фонематической дислексии?

нарушения звукопроизношения нарушение слуховой дифференциации нарушение звукового анализа

искажения структуры слова в устной речи

Какое объяснение наиболее точно отражает связь между дислексией-дисгра- фией и левшеством?

левшество — это отклонение от нормального развития латерализации

нарушение ручной моторики приводят к нарушениям чтения и письма у леворуких детей

переученное левшество обусловливает нарушение формирования пространственных представлений и в связи с этим — нарушения чтения и письма эмоциональная неустой-

чивость леворуких детей

Какой из факторов наиболее полно отражает связь между дисграфическими и орфографическими ошибками?

имеется связь между фонематическим и морфологическим принципом письма дисграфия и дизорфография являются отражением нарушений языкового развития в основе этой связи лежит нарушение фонематического анализа

Какова последовательность формирования указанных видов фонематического анализа?

определение количества и последовательности звуков в слове узнавание звуков на фоне слова

вычленение первого и последнего звука в слове

Какой из видов дислексии не сопровождается сходными нарушениями письма?

фонематическая аграмматическая семантическая оптическая

11. Распределите следующие виды заданий с учетом их сложности: выбрать картинки, в названии которых 3 слога (не называя их) определить количество слогов после произнесения слова по слогам

определить количество слогов в слове после отхлопывания слоговой структуры слова


 

 

12. Какие виды заданий соответствуют этапу формирования звукового анализа в умственном плане?

выбрать картинки, в названии которых слышится звук «Р» назвать второй звук слова «кошка»

придумать слова, в которых 4 звука какой последний звук в слове «дом»

В основе какого вида дисграфии лежит несформированность слуховой диффе- ренциации фонем?

артикуляторно-акустической акустической

на почве нарушений языкового анализа и синтеза аграмматической

оптической

В основе какого вида дисграфии лежит несформированность морфологиче- ских обобщений?

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза аграмматическая

акустическая

 

Литература

1. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. —М., 1963.

2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

5. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у млад- ших школьников с задержкой психического развития. — СПб., 2004.

7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.

8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий. — СПб., 2001.

9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997, ч. 2.

 

ГЛОССАРИЙ

Абстракция — процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе про- цессов обобщения и образования понятий.

Абулия — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли.

Автоматизм — действия, совершающиеся при отсутствии сознания. Физиологиче- ской основой автоматизма являются безусловные и условные рефлексы.

Автоматизм речедвигательный — кинетический автоматизм, вынужденные движе- ния языка, глотки без речи, непроизвольный речевой акт.


 

 

Агнозия — нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникаю- щее при поражении головного мозга.

Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций.

Аграфия — невозможность овладеть письмом или распад письма.

Адаптация — приспособление к условиям среды.

Акалькулия — нарушение счёта и счётных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга.

Акселерация — ускоренное физическое развитие детей.

Актуализация — воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.

Акупатия — разновидность нарушения восприятия речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия — невозможность овладеть чтением или распад навыка.

Амбивалентность — противоречивое эмоциональное состояние, переживание, свя- занное с двойственным отношением к чему-либо.

Амбидекстрия — умения одинаково владеть правой и левой рукой.

Амимия — отсутствие мимических движений, наблюдается при параличах, парезах.

Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга.

Амузия — нарушение способности понимать и исполнять музыку, возникающее при поражении мозга.

Анализ — рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части. Обратная процедура — синтез-соединение элементов в целое. Анализаторы — сложные нервные механизмы, обеспечивающие анализ раздражите-

лей, воспринимаемых организмом. В каждом анализаторе рецептор, проводящие пути и цен- тральный корковый отдел в мозге.

Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребёнка.

Анартрия — тяжёлая форма дизартрии из-за паралича речедвигательных мышц.

Аномалия — отклонение от нормы.

Антиципации — способность предвидеть результаты действия, «опережающее отра- жение», например, преждевременная запись звуков, входящие в конечные слоги слова.

Апперцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта.

Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющиеся следствием параличей и парезов, а относящиеся к расстройствам высшего уровня органи- зации двигательных актов.

Артикуляционные фазы — три части артикуляции звука: приступ, экскурсия, выдержка, средняя часть, отступ, рекурсия.

Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков


речи.


 

Аспирация — придыхание.

Ассоциация — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей,


чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление дру- гого.

Астения — слабость.

Астереогноз — одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности.

Асфиксия — удушье плода и новорождённого, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.


 

 

Атаксия — расстройство координации движений, наблюдается при различных забо- леваниях головного мозга.

Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с уточнением обмена веществ в них.

Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия — полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражени- ями головного мозга.

Афония — полное отсутствие голоса.

Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание.

Аффективные дети — дети, у которых устойчивые тяжёлые эмоциональные пережи- вания и связанные с ними формы поведения.

Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений.

Баттаризм — патологическое убыстрение темпа речи.

Библиотерапия — лечебное воздействие средствами литературы.

Блоки мозга — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок — блок регуляции мозга, его тонуса, обеспе- чивает активность психических функций. Второй блок — блок приёма и хранения информа- ции, включает анализаторные системы. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Брока центр (зона) — центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникнове- ние и формирование основных психологических новообразований человека на данной сту- пени развития его личности.

Вербализм — недостаток, при котором словесное выражение не соответствует кон- кретным представлениям и понятиям.

Вербальная парафазия — замена нужного слова другим, близким по смыслу.

Вернике центр (зона) — центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).

Вибрант — дрожащий звук.

Внимание — направленность, избирательность психической деятельности.

Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие — непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокуп- ности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор.

Восстановительное обучение — методы восстановления процессов памяти, внима- ния, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности, речи.

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся систем- ные психические процессы.


 

 

Гемиплегия — поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Генезис — происхождение.

Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии.

Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы.

Гипоакузия — пониженная чувствительность. Гипокинезия — снижение двигательной активности. Гипоксия — кислородное голодание.

Гнозис — узнавание.

Дактилогия — дактильная речь — ручная азбука.

Дебильность — относительно лёгкая степень недостаточности интеллекта. Дедукция — рассуждение, позволяющее делать выводы из некоторых утверждений. Декодирование — заключительная операция процесса приёма информации.

Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нару- шения компенсации (перестройки функций при нарушениях).

Деменция — слабоумие, обеднение психической деятельности.

Дентальный звук — зубной, призубный.

Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Детерминизм — учение о всеобъемлющей причине обусловленности явлений.

Деятельностный подход — принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности — процесса достижения поставленных целей.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей средой.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недоста- точностью иннервации речевого аппарата.

Динамический стереотип — устойчивая система условных рефлексов, навык.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисфония — частичное нарушение голоса.

Задержка психического развития — тип аномалии психического развития ребёнка, парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.

Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судо- рожным состоянием мышц речевого аппарата (судороги, клонические, тонические и сме- шанные).

Зона ближайшего развития — показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого.

Идиотия — тяжёлая степень умственной отсталости. Имбецильность — степень недоразвития интеллекта. Импрессивная речь — восприятие, понимание речи.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека.

Индукция — логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждениям более общего.

Инертность — качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при пато- логическом состоянии мозга.


 

 

Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида, основная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерности окружающего мира.

Интериоризация — перенос общественных представлений в сознание отдельного человека.

Инфантилизм — задержка в развитии организма, физическое и психическое недораз- витие.

Истерия — патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных пережи- ваний.

Кинестезические ощущения — ощущения движений, положения частей тела, мышечных усилий.

Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременное сокра- щение и расслабление мышц.

Кодирование — применительно к речи: процесс говорения. Комбинированный речевой дефект — сочетанные нарушения. Коммуникативная функция речи — функция общения.

Коммуникации — обмен информацией.

Компенсация — процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.

Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов.

Коррекция нарушенной речи — устранение, преодоление, исправление недостатков

речи.

Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного воз-

растного периода к другому.

Лабиальный — губной звук.

Лабиодентальные — губно-зубные звуки.

Ларингоспазм — судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.

Латерализация — чёткое преобладание одного из парных органов, выделение веду- щего (доминантного) полушария мозга.

Латеральный — боковой звук.

Литеральная парафазия — замена звука или буквы, что приводит к искажению слова. Личность — человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и само-

сознания.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их пре- дупреждения, выявления и устранения.

Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии.

Локализация — место развития болезненных процессов.

Локализация психических функций — связь психических функций с деятельностью определённых участков коры головного мозга.

Мания — психопатологическое состояние с преобладанием психомоторного возбу- ждения.

Механизм нарушений речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих нарушение речевой деятельности.

Микроглоссия — маленький размер языка (макроглоссия — массивный язык).

Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией.


 

 

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающая человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.

Мутация голоса — изменение голоса в подростковом возрасте (13–15 лет) вследствие анатомо-физиологической перестройки голосового аппарата.

Мутизм — прекращение речевого общения из-за психической травмы.

Навязчивое состояние — непроизвольно возникающее, непреодолимое возникнове- ние мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, дви- жений и действий при сохранности критического отношения к ним.

Нарушение речевого развития — дизонтогенез речевого развития, отклонение от нормального протекания речевого развития.

Нарушения голоса — расстройство фонации вследствие патологических изменений деятельности голосового аппарата.

Невропатия — состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью.

Негативизм — немотивированное сопротивление ребёнка воздействию на него взро- слого, упорный отказ от общения.

Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определённой речевой функции или речевой системы в целом.

Нейролингвистика — наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и их нарушения при локальных поражениях головного мозга.

Нейроонтогенез — созревание нервной системы.

Обсессии — непроизвольные навязчивые мысли.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и относи- тельно сохранном интеллекте.

Общие закономерности психического развития — закономерности психического развития, характерные как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза.

Озерецкого метрическая шкала — методика исследования психомоторики, напра- вленная на выявление отклонений в развитии статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений и др.

Олигофрения головного мозга, наступившим на ранних этапах онтогенеза. Олигофренопедагогика — наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая психологи-

ческие особенности умственно отсталых людей.

Онтогенез — индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое раз- витие.

Ортопедия — отрасль клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата, методы их диагностики, лечения и профилактики.

Ортофония — совокупность дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений, направленных на нормализацию речевой функции.

Отражённая речь — повторение слов, синтагм, предложений, текста.

Паралингвистические средства общения — мимика, жест.

Парамнезия — искажение воспоминаний и обманы памяти.

Парапсихология — сфера исследований психических явлений, в которой объяснение психических явлений не имеет строго научного обоснования.

Парафазия — неправильное употребление отдельных звуков (литеральная парафазия) и слов (вербальная парафазия).


 

 

Парез — ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.

Патогенез нарушений речи — патологический механизм, вызывающий нарушения

речи.

Патопсихология — раздел психологии, изучающий изменения психической деятель-

ности и свойств личности при болезни на основе сравнения с характером протекания пси- хических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Педагогическая запущенность — отклонение в сознании и поведении детей, обусло- вленное недостатками обучения и воспитания.

Перевоспитание — коррекция и компенсация нарушений развития в процессе воспи- тания и обучения.

Персеверация — повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о пре- кращении действия.

Поведение — совокупность действий, осуществляемых индивидуумом в процессе взаимодействия с кружающей средой.

Праксис — способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий.

Профилактика — совокупность мер, направленных на предупреждение возникнове- ния и развития нарушений в психической или соматической сфере.

Психастения — невроз или психопатия, проявляющиеся в нерешительности, чувстве страха, безволии, в симптоме навязчивых состояний.

Психотерапия — лечение психическим воздействием.

Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локального поражения мозга.

Редубликация — повторение.

Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.

Респираторный — дыхательный.

Рецептивная речь — импрессивная, понимание речи других людей.

Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств, вос- принимающая

часть анализатора.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные ана- томо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Сенсорный — чувствующий, противоположный — моторный, двигательный.

Симптом нарушения речи — признак (проявление) нарушения речевой деятельно-

сти.

Симультанный — анализ и синтез, имеющий определённый целостный (одновремен-

ный) характер.

Синдром — сочетание признаков (симптомов) нарушения речевой деятельности.

Синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к про- извольным.

Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица.

Соматический — телесный.

Сопряжённая речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов в их связи.

Судороги — непроизвольные сокращения мышц.


 

 

Сукцессивный — анализ (синтез), реализуемый по частям последовательно, а не целостно.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряжённое положение.

Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска — различные условия внутренней или внешней сферы организма, спо- собствующие развитию патологических состояний.

Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, координацию дыхания и личности обучающегося.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.104 с.)