Какой фактор является значимым при возникновении передней закрытой ринолалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой фактор является значимым при возникновении передней закрытой ринолалии.




уменьшение носоглоточной полости расщелина твёрдого нёба расщелина мягкого нёба непроходимость носовой полости

Какой фактор является значимым при возникновении задней закрытой рино- лалии?

уменьшение носоглоточной полости расщелина твёрдого нёба расщелина мягкого нёба непроходимость носовой полости

 

Литература

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба. — СПб., 2000.

2. Гуцан А.Э. Врождённые расщелины верхней губы и нёба. — Кишинев, 1980.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.

4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.

5. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. — М., 1983.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М., 2002.

7. Соболева Е.А. Ринолалия. — М., 2006.

8. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

9. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969.


 

Дизартрия

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное орга- ническим нарушением иннервации речевого аппарата. Возникает дизартрия вследствие поражения определённых отделов центральной нервной системы, что бывает вызвано нару- шением мозгового кровообращения, травмами мозга, воспалительными процессами и др. Дизартрия — один из симптомов детского церебрального паралича. При дизартрии стра- дает не только произношение звуков, но и другие ее фонетические компоненты — темп, ритм, интонация, выразительность, модуляция, а также речевое дыхание и голос. Наруше- ния фонации и артикуляции составляют первичный дефект, который в ряде случаев приво- дит к возникновению вторичных проявлений в структуре дефекта при дизартрии.

С точки зрения клинического, психологического, психолингвистического, логопедиче- ского и других исследований, выявляются разные виды дизартрии, при которых в разной степени выражены двигательные, психические и речевые нарушения.

По локализации очага поражения выделяют дизартрии корковые, подкорковые, моз- жечковые, бульбарные и псевдобульбарные. По степени тяжести дизартрии делятся на анартрии (полный паралич речедвигательных мышц), среднюю степень тяжести — дизар- трии и стёртую дизартрию, когда нарушение легко выражено. Наиболее многочисленная группа — дети со средней степенью тяжести дизартрии. Характерные признаки: амимич- ность, сглаженность носогубных складок. Движения языка ограничены. Затруднено пере- ключение движений, удержание определённой артикуляционной позы. Мягкое нёбо малопо- движно, что обусловливает назальный оттенок голоса. Затруднены акты жевания и глотания, в разной степени выражено слюнотечение.

Речь детей с дизартрией смазанная, нечёткая, тихая. Нарушено звукопроизношение, затруднено произношение стечений согласных звуков. Как следствие страдает звуковой ана- лиз.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на антропофонические (искажения звуков) и фонологические (отсутствие звуков, замены, смешения). Фонологические нарушения, как правило, отражаются на письменной речи.

Нарушения мышечного тонуса при дизартрии: гипотонус, гипертонус и дистония. Частый признак дизартрии — насильственные движения и оральные синкинезии, которые усиливаются при произвольных движениях.

На основе системного подхода к анализу речевых нарушений дизартрия бывает как фонетико-фонематическое недоразвитие или как общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

При дизартрии проводится комплексное медико-психолого-педагогическое воздей- ствие.

Дизартрия имеет выраженную тенденцию к росту, о чём свидетельствуют, в частно- сти, такие данные Е.М. Мастюковой: если в 1971 г. в нашей стране была 21 тыс. детей с выраженными формами дизартрии, то в 1977 г. их стало уже 60 тыс. Рост дизартрии, как и любых других видов детской патологии, связан с глобальным изменением экологической обстановки, с ростом алкоголизма и наркомании и другими неблагоприятными факторами, оказывающими повреждающее воздействие на плод и способными вызвать внутриутробное органическое поражение головного мозга. Следствием неблагополучного протекания бере- менности чаще всего является осложнённое протекание родов, нередко приводящее к допол- нительной травматизации головного мозга ребёнка, что и является непосредственной при- чиной дизартрии.


 

 

В приводимых схемах представлена классификация дизартрии по трём основным принципам, дана характеристика различных её форм (корковой, подкорковой, псевдобуль- барной, мозжечковой, бульбарной) и намечены дифференцированные подходы коррекцион- ного воздействия при каждой из названных форм.

В целях обеспечения более осознанного и более лёгкого усвоения материала, при характеристике каждой формы дизартрии он изложен в такой последовательности:

— указано, за какую функцию отвечает в норме поражённый участок мозга;

— описана основная симптоматика соответствующей формы дизартрии, непосред- ственно «вытекающая» из нарушения нормального функционирования пострадавшего участка мозга;

— изложены основные пути коррекционного воздействия, направленные на нормали- зацию нарушенных функций.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. В чём отличие дизартрии от других речевых нарушений?

2. Как проявляется общность двигательных и речевых нарушений при дизартрии?

3. При каких нарушениях, кроме дизартрии, отмечаются нарушения дыхания и голоса?

4. Всегда ли дизартрия фонетико-фонематическое нарушение?

5. Как страдает при дизартрии внеречевая моторика артикуляционного аппарата?

6. Какие формы и по каким критериям выделяются при дизартрии?

7. Почему при дизартрии нарушается письменная речь?

8. Как реализуется комплексный подход при коррекции дизартрии?

9. Как проявляются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной аппаратуре?

10. Почему при дизартрии нарушается фонематическое восприятие и звуковой анализ?


 

Литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом, дорече- вой период. — М., 1989.

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с цере- бральным параличом. — Л., 1977.

3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебраль- ным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980.

4. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с наруше- ниями опорно-двигательного аппарата. — М., 2003.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Логопедическая работа в группах дошколь- ников со стертой формой дизартрии. — М., СПб., 1994.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным пара- личом. — М., 1985.

7. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975.

8. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. — М., 1968.

9. Семенова К.А., Мастюкова К.А., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная тера- пия детских церебральных параличей. — М., 1972.

10. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика наруше- ний речи у дошкольников с ДЦП. — СПб., 2004.

11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Обучение и воспитание. — М., 2000.

12. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. Ч. I. — М., 1998.

13. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М., 1959.


 

Заикание

Под заиканием понимается нарушение темпоритмической организации речи, обусло- вленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание особенно мучительно тем, что речь становится как бы неподвластной чело- веку и может неожиданно отказать ему в самый неподходящий момент. Это приводит к появлению у многих заикающихся тяжёлых психических переживаний, чувства собствен- ной неполноценности, что значительно ограничивает их в жизни, в выборе профессии и пр. Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю изучения данного речевого рас- стройства, в понимании его этиологии и механизмов до настоящего времени остается много неясного и спорного. Этим во многом объясняется и недостаточная эффективность преодо-

ления заикания, а также невозможность во многих случаях избежать его рецидивов.

В то же время в методах преодоления заикания имеются известные достижения, позво- ляющие многим людям полностью избавиться от него или значительно облегчить свою речь, а значит и сделать более полноценной свою жизнь в условиях социального общества.

Для лучшего понимания сложности и неразрешенности проблемы заикания приведены разные точки зрения авторов на данное речевое расстройство, на особенности его механиз- мов и симптоматики.

Не касаясь более ранних этапов изучения заикания, остановимся на двух основных на правлениях, господствовавших в науке в конце XIX — начале ХХ в.

Одна группа исследователей (Г. Гутцмани А. Куссмауль в Германии и И.А. Сикорский, И.К. Хмелевский и Э. Андрес в России) рассматривала заикание как спастический дискоор- динационный невроз, при котором речевая судорожность является первичным симптомом, а связанные с заиканием переживания возникают на ее основе и носят вторичный характер.

Другие исследователи, являющиеся представителями психологического направления в изучении заикания (Т. Гепфнер, Э. Фрешельси А. Либман в Германии и Х. Лагузен, Д.Г. Неткачев и Г. Каменка в России), наоборот, полагали, что в основе заикания лежат болезнен- ные представления человека о его неспособности к речи и что именно эти представления, являющиеся первичными, приводят к появлению вторичных симптомов заикания — рече- вой судорожности.

В соответствии с этим первая группа исследователей придерживалась дидактического (обучающего) направления в преодолении заикания, ориентированного на речевые упраж- нения для снятия речевой судорожности, тогда как другая группа учёных основное внимание уделяла перевоспитанию личности заикающегося, что, по их мнению, должно было приве- сти к исчезновению этой судорожности.

Приведены современные классификации заикания, свидетельствующие о существова- нии разных подходов к его изучению и об отсутствии единого понимания сущности данного речевого расстройства.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. По каким признакам, начиная с раннего анамнеза, можно провести дифференциаль- ную диагностику невротического и неврозоподобного заикания?

2. Обоснуйте необходимость применения комплексного воздействия в процессе пре- одоления заикания.

3. Проведите сравнительный анализ симптоматики невротического и неврозоподоб- ного заикания.


 

 

4. Почему самая высокая эффективность преодоления заикания приходится на дошкольный возраст?

5. Обоснуйте причину сходства методики преодоления ускоренной и замедленной речи с методикой преодоления заикания.

6. Раскройте логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.

7. Как проводится профилактика заикания?

8. Как реализуется лично-ориентированный подход при коррекции заикания?

9. Охарактеризуйте заикание как коммуникативное расстройство.

10. Проанализируйте особенности личности заикающихся разных возрастных групп.

 

Литература

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М., 1990.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2003.

3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М.,


1983.


 

5. Заикание / Под ред. И.А. Власовой и К.П. Беккера. — М., 1983.

6. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстрой-


ства // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.

7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М., 1998.

8. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. — СПб., 2002.

9. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

10. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 2000.

11. Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1998.

12. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

13. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965.

14. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. — М., 1974.

15. Шкловскский В.М. Заикание. — М., 1994.

16. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1982.


 

Алалия

Алалия — системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие непосредственного нарушения функции речедвига- тельного и речеслухового анализаторов. В соответствии с этим выделяют две основные формы: алалия моторная и алалия сенсорная.

Органическое поражение речевых зон коры головного мозга во внутриутробном, при- родовом или раннем периоде развития ребёнка (до формирования речи) приводит к тому, что клетки мозга прекращают своё развитие, остаются недоразвитыми. Их работоспособность снижена, в таких клетках не могут нормально протекать процессы анализа и синтеза. Весь процесс становления речи при алалии идёт в условиях патологического состояния централь- ной нервной системы.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. Имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. Среди неречевых симпто- мов выделяются моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Алалия — систем- ное недоразвитие речи (недостаточная сформированность фонетико-фонематической, лек- сико-грамматической и семантической сторон речи, нарушения всех звеньев системы порождения высказывания).

При моторной алалии несформированность языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных опе- раций. При сенсорной алалии нарушение понимания речи.

Степени недоразвития мозга бывают разные, в зависимости от этого в разной степени несформированность устной речи и понимания, нарушения письменной речи и личностные особенности.

У ребёнка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарём языковых средств различных уровней. Речь при алалии не явля- ется полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Из-за бедной речевой практики, несформированности языковых обобщений и про- тивопоставлений при алалии не формируется готовность к овладению грамотой и изучению грамматики.

Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на ста- новления всех функций речи, способствующих её развитию и улучшению познавательной деятельности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Какие вопросы по проблеме алалии являются дискуссионными?

2. В чём отличие алалии от других видов речевых нарушений?

3. Какие этиологические факторы вызывают алалию?

4. В чём разница в состоянии звукопроизношения при алалии и дизартрии?

5. В чём отличие развития речи при алалии от нормального онтогенеза?

6. При каких речевых нарушениях может наблюдаться картина безречья?

7. Какими стимулятивными средствами можно преодолеть негативизм у ребёнка?

8. В каком возрасте возникает алалия?

9. Кто из исследователей внёс наибольший вклад в исследование проблемы алалии?

10. В чём отличие алалии от временной функциональной задержки речевого развития?

11. Кому принадлежит учение об уровнях речевого развития (недоразвития)?

12. Какие звенья системы порождения речевого высказывания не сформированы при алалии?

13. Какие аспекты изучения алалии выделяются?

14. Какие могут быть особенности личности ребёнка с алалией?

15. Что известно о слухе ребёнка с сенсорной алалией?

16. Какие неречевые особенности отмечаются при алалии?

17. Какие речевые нарушения включаются в группу общего недоразвития речи?


 

 

18. На основе каких принципов строится коррекционное воздействие при алалии?

19. Как реализуется комплексный подход при коррекционной работе при алалии?

20. Какие специфические ошибки отмечаются в письме ребёнка с алалией?

 

НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. При моторной алалии нарушена преимущественно речь:

импрессивная экспрессивная автоматизированная

2. Понимание обращённой речи при моторной алалии:

нормальное всегда страдает

иногда вторично нарушено

3. Леворукость при алалии:

всегда никогда часто

4. Алалия возникает в возрасте:

до года до 3 лет в любом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.168 с.)