Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р.И. Лалаева Л.Г. Парамонова С.Н. Шаховская
Логопедия в таблицах и схемах Введение Логопедия в настоящее время интенсивно развивается, идёт непрерывный поиск, нако- пление новых фактов, что связано с успехами медицины, психологии, психолингвистики, физиологии и специальных методик, позволяющих расширять направления научных иссле- дований, анализировать и обобщать практический опыт. В данном пособии выдержаны пре- емственные и междисциплинарные связи логопедии с другими науками и связи разных раз- делов логопедии. В последние годы в связи с переходом от знаниеориентированного к личностно ори- ентированному образованию наметилась тенденция становления такого принципа отбора и структурирования материала как фундаментальность содержания. Фундаментальные зна- ния не могут быть усвоены автоматически, их нельзя впитывать от наставников, препода- вателей, книг, они вырабатываются самостоятельно как результат внутренней творческой активности, как продукт самообразования, самоорганизации мышления. Учёт этого прин- ципа и направленность на модернизацию содержания и форм образования вызывают необ- ходимость развития теоретико-методологических и технологических подходов в логопедии. Повышение уровня подготовки логопедических кадров возможно только на основе прогрес- сивных методик и технологий. Предлагаемое учебное пособие для вузовской подготовки по специальности логопе- дия, точнее для изучающих учебный курс логопедии, открывает серию нового поколения пособий по логопедии и другим разделам коррекционной педагогики и специальной психо- логии. Аналогичное единичное издание было предпринято в 1997 г.: «Специальная / кор- рекционная / педагогика с историей / специальность «логопедия», учебное пособие для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений». Автор- ский коллектив: Е.В. Оганесян, Н.М. Назарова, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. Это един- ственная работа среди учебных и научно-методических изданий по логопедии, где материал визуализирован схемами и таблицами. Настоящее пособие продолжает эту дидактическую линию, представляя материал в виде схем. В вузовской работе, в коррекционной педагогике и специальной психологии такая подача материала практически не предпринималась, хотя в работе с детьми с отклонениями в развитии давно и широко используется знаково-симво- лическая деятельность разного вида.
В основу содержания и оформления пособия положен системно-структурный подход, являющийся необходимым условием обучения и формирования профессиональной компе- тенции специалистов. Пособие отвечает требованиям интенсификации образования, так как студенты освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития. Работая с пособием, они научатся решать конкретные задачи практической деятельности: наблюдать, анализировать, диагностировать, обучать, коррек- тировать, развивать и воспитывать. В пособии реализован научный метод общелогического, аналитического сравнения, противопоставления, аналогии, обобщения. Схематизация как вариант знаково-символиче- ской системы использована как методический приём усвоения знаний, формирования уме- ний и навыков. Авторы исходили из концепции философского понимания знака как средства
ориентирования в проблемах логопедии. Студенты учатся схематизировать материал, чтобы использовать знаково-символические средства в своей будущей профессиональной деятель- ности. Систематизация и схематизация материала — условие его эффективного усвоения. Принцип системности обеспечивает усвоение междисциплинарных понятий во вза- имозависимости в рамках единой системы. Пособие ориентировано на принцип инфор- мативности, его содержание и форма делают возможным внедрение современных инфор- мационных технологий в качестве обучающих и контролирующих программ при условии текстового и графического материала и электронных носителей. Работа с пособием реали- зует технологическую функцию образования, решение познавательных, исследовательских и методических задач. В современных образовательных моделях педагог выступает не как ретранслятор опре- деленной суммы информации, а как менеджер, организатор обучения. Учебная информация используется не как цель обучения, а как средство освоения деятельности познания, форми- рования самовоспитания, самообразования, тем самым повышается эффективность органи- зации и управления процессом обучения.
Учебно-познавательная деятельность реализуется единством образовательных, воспи- тательных и развивающих задач. Динамика деятельности обучаемых становится особым объектом анализа и управления. Когда педагогическое воздействие понято и принято сту- дентами, учебная деятельность осознается ими как их собственная. Мониторинг фрагмен- тарного использования такой организации учебного материала при вузовской подготовке логопедов ведётся авторами в течение ряда лет и выявляет его бесспорную эффективность. В пособии в схематизированном виде представлен материал, полностью согласован- ный с фундаментальным учебником «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. Учебник выдержал пять изданий с 1989 по 2007 год. Пособие в полной мере отвечает учебному плану отделений логопедии вузов, программе учебного курса, Государ- ственному стандарту подготовки кадров по данной специальности. По всем разделам тради- ционной логопедии в обобщенном виде представлены основные концепции, но они допол- нены оригинальной нетрадиционной организацией обучения. Методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала, его модернизация — не отказ от традиционных стереотипов, а качественно новый подход к организации профессионального образования по логопедии. В текстовом и схема- тизированном материале представлены не только все основные концепции логопедии, но и дискуссионные проблемы, варианты частных методик, предлагаемых разными авторами. Текстовая информация при этом минимализирована. Схемы — вспомогательные материалы, дополняющие курс и учебник. Хотя пособие рассчитано на студентов, в том числе и при заочной форме обучения, оно может с успехом использоваться и преподавателями при нали- чии мультимедийного оборудования: вербальные средства передачи информации дополня- ются и заменяются новыми информационными средствами. В содержательную и схематизированную часть пособия вплетается методический аппарат: ссылки на литературу, словарь терминов, вопросы, задания / выберите нужный ответ, приведите свои примеры, сопоставьте и т. д. Это обеспечивает методическую помощь студентам и преподавателям при самообразовании и подготовке к занятиям. Работа с посо- бием активизирует внимание, восприятие, развитие мышления и памяти, осмысление тео- ретических положений, методических концепций, анализ фактов и явлений. Авторы пособия: доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева, кандидаты педагогических наук, профессора Л.Г. Парамонова и С.Н. Шаховская совместно отбирали и взаимно рецензировали материал, они несут коллективную ответственность за качество пособия и выражают благодарность коллегам, чьи материалы были использованы. Любые
критические замечания и пожелания будут рассматриваться авторами как дружеские, и они непременно будут учтены в дальнейшей работе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.006 с.) |