Р.И. Лалаева Л.Г. Парамонова С.Н. Шаховская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р.И. Лалаева Л.Г. Парамонова С.Н. Шаховская



Логопедия в таблицах и схемах

Введение

Логопедия в настоящее время интенсивно развивается, идёт непрерывный поиск, нако- пление новых фактов, что связано с успехами медицины, психологии, психолингвистики, физиологии и специальных методик, позволяющих расширять направления научных иссле- дований, анализировать и обобщать практический опыт. В данном пособии выдержаны пре- емственные и междисциплинарные связи логопедии с другими науками и связи разных раз- делов логопедии.

В последние годы в связи с переходом от знаниеориентированного к личностно ори- ентированному образованию наметилась тенденция становления такого принципа отбора и структурирования материала как фундаментальность содержания. Фундаментальные зна- ния не могут быть усвоены автоматически, их нельзя впитывать от наставников, препода- вателей, книг, они вырабатываются самостоятельно как результат внутренней творческой активности, как продукт самообразования, самоорганизации мышления. Учёт этого прин- ципа и направленность на модернизацию содержания и форм образования вызывают необ- ходимость развития теоретико-методологических и технологических подходов в логопедии. Повышение уровня подготовки логопедических кадров возможно только на основе прогрес- сивных методик и технологий.

Предлагаемое учебное пособие для вузовской подготовки по специальности логопе- дия, точнее для изучающих учебный курс логопедии, открывает серию нового поколения пособий по логопедии и другим разделам коррекционной педагогики и специальной психо- логии. Аналогичное единичное издание было предпринято в 1997 г.: «Специальная / кор- рекционная / педагогика с историей / специальность «логопедия», учебное пособие для самостоятельной работы студентов педагогических высших учебных заведений». Автор- ский коллектив: Е.В. Оганесян, Н.М. Назарова, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова. Это един- ственная работа среди учебных и научно-методических изданий по логопедии, где материал визуализирован схемами и таблицами. Настоящее пособие продолжает эту дидактическую линию, представляя материал в виде схем. В вузовской работе, в коррекционной педагогике и специальной психологии такая подача материала практически не предпринималась, хотя в работе с детьми с отклонениями в развитии давно и широко используется знаково-симво- лическая деятельность разного вида.

В основу содержания и оформления пособия положен системно-структурный подход, являющийся необходимым условием обучения и формирования профессиональной компе- тенции специалистов. Пособие отвечает требованиям интенсификации образования, так как студенты освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития. Работая с пособием, они научатся решать конкретные задачи практической деятельности: наблюдать, анализировать, диагностировать, обучать, коррек- тировать, развивать и воспитывать.

В пособии реализован научный метод общелогического, аналитического сравнения, противопоставления, аналогии, обобщения. Схематизация как вариант знаково-символиче- ской системы использована как методический приём усвоения знаний, формирования уме- ний и навыков. Авторы исходили из концепции философского понимания знака как средства


 

 

ориентирования в проблемах логопедии. Студенты учатся схематизировать материал, чтобы использовать знаково-символические средства в своей будущей профессиональной деятель- ности. Систематизация и схематизация материала — условие его эффективного усвоения.

Принцип системности обеспечивает усвоение междисциплинарных понятий во вза- имозависимости в рамках единой системы. Пособие ориентировано на принцип инфор- мативности, его содержание и форма делают возможным внедрение современных инфор- мационных технологий в качестве обучающих и контролирующих программ при условии текстового и графического материала и электронных носителей. Работа с пособием реали- зует технологическую функцию образования, решение познавательных, исследовательских и методических задач.

В современных образовательных моделях педагог выступает не как ретранслятор опре- деленной суммы информации, а как менеджер, организатор обучения. Учебная информация используется не как цель обучения, а как средство освоения деятельности познания, форми- рования самовоспитания, самообразования, тем самым повышается эффективность органи- зации и управления процессом обучения.

Учебно-познавательная деятельность реализуется единством образовательных, воспи- тательных и развивающих задач. Динамика деятельности обучаемых становится особым объектом анализа и управления. Когда педагогическое воздействие понято и принято сту- дентами, учебная деятельность осознается ими как их собственная. Мониторинг фрагмен- тарного использования такой организации учебного материала при вузовской подготовке логопедов ведётся авторами в течение ряда лет и выявляет его бесспорную эффективность. В пособии в схематизированном виде представлен материал, полностью согласован-

ный с фундаментальным учебником «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. Учебник выдержал пять изданий с 1989 по 2007 год. Пособие в полной мере отвечает учебному плану отделений логопедии вузов, программе учебного курса, Государ- ственному стандарту подготовки кадров по данной специальности. По всем разделам тради- ционной логопедии в обобщенном виде представлены основные концепции, но они допол- нены оригинальной нетрадиционной организацией обучения.

Методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала, его модернизация — не отказ от традиционных стереотипов, а качественно новый подход к организации профессионального образования по логопедии. В текстовом и схема- тизированном материале представлены не только все основные концепции логопедии, но и дискуссионные проблемы, варианты частных методик, предлагаемых разными авторами. Текстовая информация при этом минимализирована. Схемы — вспомогательные материалы, дополняющие курс и учебник. Хотя пособие рассчитано на студентов, в том числе и при заочной форме обучения, оно может с успехом использоваться и преподавателями при нали- чии мультимедийного оборудования: вербальные средства передачи информации дополня- ются и заменяются новыми информационными средствами.

В содержательную и схематизированную часть пособия вплетается методический аппарат: ссылки на литературу, словарь терминов, вопросы, задания / выберите нужный ответ, приведите свои примеры, сопоставьте и т. д. Это обеспечивает методическую помощь студентам и преподавателям при самообразовании и подготовке к занятиям. Работа с посо- бием активизирует внимание, восприятие, развитие мышления и памяти, осмысление тео- ретических положений, методических концепций, анализ фактов и явлений.

Авторы пособия: доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева, кандидаты педагогических наук, профессора Л.Г. Парамонова и С.Н. Шаховская совместно отбирали и взаимно рецензировали материал, они несут коллективную ответственность за качество пособия и выражают благодарность коллегам, чьи материалы были использованы. Любые


 

 

критические замечания и пожелания будут рассматриваться авторами как дружеские, и они непременно будут учтены в дальнейшей работе.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.006 с.)