Философия как методологическая основа логопедии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как методологическая основа логопедии



Основные методологические принципы логопедии как специальной педагогической науки.

Философское исследование оснований логопедии как специальной педагогической науки.

Мировоззренческие аспекты в исследовании проблем логопедии как специальной педагогической науки.

Основная литература

1. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.- 319с.

2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.- 319с.

 

Дополнительная литература

3. Специальная педагогика: уч. пособие/Л.И. Аксенова и др./ под ред. Н.М. Назаровой.- М.Академия, 2000. – 400с.

4. Специальная психология : уч. пособие для ст. высш.пед. уч. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др; под ред. В.И. Лубовского.- 3-е изд, - М.: Изд центр «Академия», 2006.-464с.

 

Вопросы по дисциплине «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии»

2. Процессы порождения и восприятия речевого высказывания.

Порождение речевого высказывания в теории Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, И.А.Зимней, Т.В. Ахутиной. Импрессивная и экспрессивная речь: кодирование и декодирование речевого высказывания. Центральные отделы управления порождения и восприятия речевого высказывания.

Соотношение понятий язык и речь

Речь как специфически человеческая деятельность. Основные формы речи. Язык как одно их наиболее важных средств речевого общения. Основные языковые компоненты, необходимые для речевого общения.

Речевой онтогенез

Речевой онтогенез как развитие речи ребёнка. Биологические предпосылки и социальные условия онтогенеза речи. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития. Восприятие речевых звуков. Развитие звукопроизводящей стороны младенческих вокализаций. Начальный детский лексикон. Развитие грамматики. Детское словотворчество. Принципы развития ранней детской речи.

Основная литература

1. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой, - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.

2. Фрумкина Р.М. Психолингвистика [Текст]:учебник для вузов*/ Р.М. Фрумкина.-5-е изд., испр.- Москва: Академия, 2014

3. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. / Е.В. Шереметьева. – М.: НКЦ, 2012

Дополнительная литература

4. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. – Т. 2 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во «Эксмо», 2003. – С. 664 – 1020.

6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 251 с.

 

Вопросы по дисциплине «История и методология логопедии»

Лингвопедагогические представления о развитии правильной речи у детей

Педагогические взгляды учёных Западной Европы (XVII – середина XIX) на развитие правильной речи, воспитание речевой культуры (Я.А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци). Значение научных работ энциклопедистов-просветителей России XVIII - середины XIX вв.. для изучения речи детей (М.В. Васильевич Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие).

Медико-психолого-педагогические основы развития логопедии

Логопатология как специальная область знаний в цикле медицинских наук (вторая половина XIX в.). Научные взгляды А. Кожевникова, 1874; В.М. Тар­ковского, 1867; И.А. Сикорского, 1889; И.К. Хмелевского, 1897; М.Б. Богданов-Березовского, 1909; Аствацатурова, Кроля, Ю.А. Флоренской и др.).

Значение сурдопедагогических работ в развитии логопедии. Психологический аспект логопедии (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и др.). Естественнонаучная (психофизиологическая) основа учения о речи. Понятие «функциональная речевая система». Лингвистическая и психолингвистическая основа логопедии (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Классификации речевых нарушений в отечественной и зарубежной науке.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация

Основная литература

1. Логопедия: учеб. для пед.вузов /ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009

 

Дополнительная литература

1. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты./А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р.Е. Левина - М.: АРКТИ, 2005.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д..п.н., проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М., АРКТИ, 2005.

 

Вопросы по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ринолалией и нарушениями голоса»

Нарушения голоса в системе речевых патологий.

Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса. Классификация нарушений голоса. Причины и механизмы голосовых нарушений. Фонастения. Гипо- и гипертонусные дисфонии (афонии). Дисфонии (афонии) при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухоли. Ринофония.

Органические нарушения голоса. Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани.

Нарушения голоса при хронических ларингитах. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания.

Структура дефекта при состояниях после удаления гортани. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах. Психогенная функциональная афония. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических расстройств.

Технологии комплексной коррекции нарушений голоса.

Основные направления и этапы логопедического воздействия. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани. Восстановление функциональных нарушений голоса. Постановка голоса как превентитивные мероприятия при психогенных расстройствах

Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции ринолалии

Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии. Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении. Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка. Открытая ринолалия. Первичные нарушения в структуре дефекта. Закрытая и смешанная ринолалия.

Принципы и направления коррекционной работы. Методики коррекционной работы А.Г. Ипполитовой Л. И. Вансовской, Т. Н. Воронцовой, И. И. Ермаковой. С.Л. Таптаповой.

Система коррекционной работы в дооперационный и послеоперационный периоды.

 

Вопросы по дисциплине «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с нарушениями речи»

Нейропсихологический аспект изучения речевого недоразвития

Современные представления о нейропсихологии развития. Патологии речевого развития с позиции нарушений высших психических функций. Нейропсихологический и нейролингвистический подходы к представлениям о нарушениях речи.

Нейропсихологическая коррекция речевых нарушений. Основные принципы коррекционного обучения. Коррекционная работа при алалии, при дислексии и дисграфии, при дизартрии, при заикании. Методы и приёмы коррекционной работы.

Основная литература

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии./ Т.Г. Визель. – М.: АСТ, Транзиткнига., 2006.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии./А.Р. Лурия. – М.:,2002

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология : 4-е изд. / Е. Д. Хомская, Спб.: Питер 2008.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов./ А.В. Семенович. – М.:Академия,2002.

Дополнительная литература

1. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми дефектами речи./З.А. Репина - Челябинск: Репринт, 1997.

2. Селивёрстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда./В.И. Селиверстов.– М.: 2004.

3.Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. /Л.С. Цветкова.-М.:Воронеж:МОДЭК;МПСИ,2000.-304с.

 

Вопросы по дисциплине «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи»





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.01 с.)