ТОП 10:

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЧИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОГО КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



В логопедической практике принято оценивать эффектив­ность преодоления заикания по следующей шкале: речь сво­бодная, без заикания, со значительным улучшением, с незначи­тельным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, так как она не дает объективного представления о состоянии речи ребенка к концу коррекционного курса. Например, ребе­нок с тяжелой формой заикания в начале занятий почти не говорил, наблюдались спазмы на каждом слове, выраженный страх речи, уход в себя и т. д., а в конце курса судороги на­блюдались только в начале отдельных фраз, их сила значи­тельно уменьшилась, ребенок стал общительнее и т. д. Таким образом, результат занятий значительный, хотя заикание при этом остается.

Такая оценка характеризует успех работы логопеда и воз­можности ребенка. Однако подобная оценка субъективная, она не отражает объективной картины состояния его речи и не определяет необходимых условий для дальнейшей работы с ним.

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, в которой состояние его речи после проведенного курса логопе­дических занятий сравнивается с правильной речью незаик3" ющегося ребенка.

В данном случае логопед руководствуется следующими критериями:

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на занятиях и вне их свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и пове­дения. Уловки и сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, что он стал говорить правильно и что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда не вернется.

Незначительные остаточные явления заика­ния. Ребенок свободно говорит на логопедических занятиях. Но в сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заи­кания и уловки. Навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не переживает или вовсе их не замечает. Он уверен, что при же­лании может говорить совершенно свободно.

Значительные остаточные явления заика­ния. Несмотря на улучшение состояния речи в результате кор-рекционно-педагогической работы с ребенком, у него продолжа­ют наблюдаться пароксизмы заикания даже на логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не может или не хочет ис­правлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою не­правильную речь, иногда прибегает к сопутствующим движе­ниям и уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, когда коррекционно-педаго-гическая работа с ребенком не дала видимых результатов.

Таким образом, эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, отража­ющих результат проведенной работы и объективную оценку состояния речи.

Выводы и проблемы

Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочис­ленных речевых нарушений оно одно из немногих, меха­низмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, ра­зобрать высокоэффективную методику устранения это­го дефекта. Именно недостаточная разработанность про­блемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося. Современный подход к преодолению заикания настоя-

тельно требует разработки и применения дифференцц. рованных методов коррекции данной речевой патолощи Именно с позиций дифференцированного подхода следу­ет не только устранять, но и настоятельно изучать заи­кание. В настоящее время механизмы заикания рассмат­риваются неоднозначно.

Во-первых, оно трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки не­рвных процессов в коре головного мозга, нарушения кор-ково-подкоркового взаимодействия, расстройства едино­го авторегулируемого темпа речевых движений (голос, дыхание, артикуляция).

Во-вторых, заикание трактуется тоже как сложное не­вротическое расстройство, но явившееся результатом за­фиксированного рефлекса неправильной речи, первона­чально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.

В-третьих, заикание понимается как сложное, преиму­щественно функциональное расстройство речи, появив­шееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дис­гармоничного развития личности.

В-четвертых, механизм заикания можно объяснить на ос­нове органических изменений центральной нервной сис­темы. Этот механизм также еще недостаточно изучен. Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом случае надо учитывать наруше­ния физиологического и психологического характера, со­ставляющие единство. Один подход — только физиоло­гический, нейрофизиологический, психологический, психолингвистический — недостаточен для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания нет, есть разное заикание у каждого заикаю­щегося в разных ситуациях общения и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать дифференци­рованные методики коррекционного воздействия на за­икающихся.

Один из важных вопросов, требующих решения, — пре­емственность в работе логопедов дошкольных и школь­ных учреждений. Заикающийся ребенок, посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом. Документов, регламентирую­щих эту связь как обязательную, не существует. Про-

должение коррекционного воздействия на заикающего­ся зависит от настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда сформировать группу заи­кающихся школьников. Таким образом, результаты ус­транения заикания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник теряет приоб­ретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются ус­ловия социальной адаптации ребенка. На современном уровне развития логопедической помо­щи в стране можно наметить следующие пути решения проблемы преемственности. Один из путей — катамнес-тическое изучение заикающихся, проведенное через 1 —

3 года после посещения речевого дошкольного учрежде­ния, оно может послужить созданию связи между детским садом и школой.

Второй путь решения вопроса о преемственности — по­вышение психологической грамотности логопедов. Че­рез изучение тех психологических характеристик, кото­рые должны отражать в своем заключении о ребенке логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый материал. Имея данные о лично­сти заикающегося ребенка в раннем детстве, школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его по­ведения, микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет логопедический и обя­зательно психотерапевтический путь воздействия. На логопедических занятиях с заикающимися младши­ми школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикаю­щемуся ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводит элементы учебной деятельности. Требует решения проблема логопедического воздействия на заикающихся детей преддошкольного возраста и свя­зи в работе логопедов, оказывающих логопедическую помощь заикающимся детям разного возраста. Наибо­лее эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до

4 лет, поэтому необходимо решить вопрос преемственно­сти в работе логопедов в системе народного образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для заикающихся с соответствующими медицинс­кими, воспитательными и логопедическими кадрами.

Перспективно в плане решения проблемы заикания со здание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от роэк дения до возраста, в котором возникает заикание, способ ствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки психологически обоснованных ме­тодик логопедической работы как с детьми раннего воз­раста, так и на протяжении всего дошкольного периода. Требуют дальнейшей разработки перспективные психо­логический и психолингвистический аспекты заикания.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте механизм заикания с позиций физиологи­ческого подхода.

2. Раскройте психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.

3. Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.

4. Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до на­стоящего времени?

5. Каковы предпосылки создания комплексного подхо­да к устранению заикания?

6. Какова этиология заикания?

7. Симптоматика заикания.

8. Течение заикания в разные возрастные периоды.

9. Особенности симптоматики заикания у дошкольни­ков, школьников, подростков и взрослых.

10. Методика обследования заикающихся разного воз­раста.

11. Общая характеристика комплексного лечебно-педаго­гического подхода к устранению заикания,

12. Назовите основные задачи и формы лечебно-оздоро­вительной работы с заикающимися детьми.

13. Раскройте основные задачи и формы коррекционяо-педагогической работы с заикающимися детьми.

14. Виды психотерапии и ее значение в устранении заи­кания в разные возрастные периоды.

15. Охарактеризуйте современные методики логопедичес­ких занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста.

16. В чем заключаются особенности логопедических за­нятий с заикающимися школьниками?

17. Раскройте особенности логопедической работы с заи­кающимися подростками и взрослыми.

18. Как реализуется дифференцированный подход при ус­транении заикания?

19. В чем значение развивающего и коррекционного ас­пектов логопедической работы с заикающимися дош­кольниками и школьниками?

20. Как реализуются дидактические принципы в логопе­дических занятиях с заикающимися?

21. Расскажите о возможностях использования нагляд­ных пособий и технических средств обучения на ло­гопедических занятиях с заикающимися.

22. Сравните формы организации логопедической помо­щи заикающимся в системах образования и здраво­охранения.

23. Какие факторы влияют на эффективность преодоле­ния заикания у детей? Назовите причины рецидивов.

Литература

1. Абелева И.Ю.и др. В помощь взрослым заикающимся. — М., 1969.

2. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983. — С. 180— 221.

3. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.

4. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заика­ния у дошкольников. — М., 1983.

5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М-, 1968.

6. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошколь­ников в игре. — М., 1984.

7. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983.

8. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных не­рвно-психических расстройствах // Педагогические пути уст­ранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4—25.

9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Леви­ной. — М.,1968.

Ю. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Про­граммы для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983.

И. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ля­пидевского. М., 1969.

12. Селиверстов В. И. Заикания у детей. — М., 1979.

13. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1969.

14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В И (V ливерстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 356—553.

15. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников процессе обучения. М., 1978.

17. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Пол ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974. А

18. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся обще­образовательной школы. — М., 1980.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.007 с.)