ТОП 10:

МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Работа со школьниками имеет свои особенности.

1- Меняется тип ведущей деятельности главной является Учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

!■ Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздей­ствие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитыва­ются на основе подражания логопеду в процессе игровой дея­тельности, в школьном возрасте большее значение приобре­тает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех пред­метов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сбли­жаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикаю­щемуся, постепенно подводит его к самостоятельным отве­там у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопе­дом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переклю­чить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикаю­щегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в круж­ки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррек-ционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не толь­ко о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилита­ционном воспитании заикающегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьни­ками в настоящее время используются методические реко­мендации, предложенные для работы или с детьми дошкольно­го возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Че-велева предлагает систему исправления речи у заикающих­ся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельнос­ти. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с за­икающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для рабо­ты со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопед^ ческих занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей

речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков само­стоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в про­цессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным про­водить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школь­никами в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложен­ная В- И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дош­кольниками. Изменения в ней связаны лишь с более стар­шим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную актив­ность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выде­ляется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенап­равленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и

плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода спо­собствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса пред­ставлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и мор­фологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык "Плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словар­ного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжает­ся работа над звуковой и интонационной стороной речи, реа­лизуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грам-Матического и интонационного состава языка и навыка плав-Ной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заи­кающихся школьников с элементами общего недоразвития }ечи обусловливает следующие основные направления лого-одической работы: а) целенаправленное и всестороннее раз-

витие основных взаимодействующих компонентов речи (<w нетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее тем­пом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материа­ла логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой ак­тивности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопеди­ческие санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свобод­ное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреж­дений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализиро­ванные санатории служит наличие у детей заикания различ­ной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направля­ются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заика­ющихся детей дополняют друг друга.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.004 с.)