Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность преодоления заиканияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность комплексной лечебно-педагогической работы зависит от многих условий, которые следует учитывать при реализации коррекционного курса. 1. Учет этиологии заикания. Например, Н. А. Власова считает, что заикание, возникшее в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется более успешно. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лить функционально-динамические сдвиги, не дают органических изменений центральной нервной системы. При заикании, возникшем вследствие психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося ребенка (гудок паровоза, окрик, лай собаки и т. п.). Менее эффективно и успешно устранение заикания в тех случаях, когда оно возникло вследствие запоздалого развития речи, неправильных методов воспитания в семье, вследствие подражания родителям. 2. Учет возрастного фактора. У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно. По данным Н. А. Власовой, 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания, 30% — имеют остаточные явления. По данным Е. Ф. Pay, в 60% случаев достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы. По данным Г. А. Волковой, у заикающихся детей 4—7 лет непосредственно по окончании занятий речь без заикания отмечается в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев. По данным В. И. Селиверстова, у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в летнем специализированном санатории речь без заикания отмечена у 39,7% детей, со значительным улучшением — у 47,8%, с незначительным улучшением — у 12,5%. Лучшие результаты зафиксированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста и менее хорошие — у подрО' стков 16—17 лет. По данным М. Е. Хватцева, 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата. результаты устранения заикания, по данным В. А. Ков-шикова, следующие: полное устранение заикания у 14,7% пациентов, значительное улучшение — у 50,8%, незначительное улучшение — у 28,6%, без улучшения — у 5,9%. Таким образом, преодоление заикания с увеличением возраста заикающегося ребенка или стажа заикания является вг,е более сложным и менее эффективным. Это связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется появлением с годами (со стажем заикания) все большего числа неблагоприятных его проявлений. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 40—50 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия определяется тем, насколько успешна и длительна реабилитация заикающихся. В литературе по этому вопросу распространено мнение М. Надолечного, согласно которому лишь 1/3 заикающихся достигает реабилитации, у 1/3 наблюдается некоторое улучшение и, наконец, у 1/3 — заикание остается без изменения. Однако данные многих современных исследователей показывают, что значительно больший процент заикающихся, чем это указано у М. Надолечного, особенно при своевременном и правильно проведенном лечении, достигает полной реабилитации. Наиболее обширные данные по исследованию катамнеза заикающихся собраны Н. А. Власовой. В 1965 г. автор опубликовала результаты катамнестического обследования 600 человек спустя 10, 15 и 25 лет после лечения заикания в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полу-стационара Московской клинической специализированной Больницы № 8 им. 3. П. Соловьева. Из них 200 человек были бследованы спустя 8—10 лет после выписки из полустацио-НаРа, 300 человек — спустя 12—15 лет и 100 человек спустя *U—25 лет после лечения. Результаты обследования показа-Ли> что 60% не имели рецидивов ни во время обучения в шко- ле, ни после ее окончания; у 20% обследованных наблюдя лись незначительные рецидивы, которые они самостоятельн легко преодолевали без обращения за специализированной логопедической или медицинской помощью; в период проверки эту группу наблюдаемых можно было приравнять предыдущей; в повторном лечении главным образом в возрасте 10—12 лет нуждались лишь 15% обследованных, но ко времени наблюдения у них отмечены незначительные симптомы заикания, не мешающие их социальной адаптации. У 5% заикающихся улучшение после лечения было очень нестойким, и заикание у них фактически не ослабевало. По наблюдениям С. С. Ляпидевского и Б. И. Селиверстова в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которой начата коррекци-онная работа. Речь заикающегося ребенка после рецидива обычно лучше той, с которой он начинал логопедические занятия (меньше частота, сила судорог, слабее выражены психологические отклонения и сопутствующие нарушения). 3. Учет сроков логопедической работы. Большинство исследователей считает эффективной коррекционную работу с заикающимися в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на их речь, личность и моторику. Интересные результаты получены В. Г. Казаковым на основе сравнительного изучения психопатологии и динамики заикания в зависимости от сроков начала лечения. Клинико-катамнестическое исследование взрослых заикающихся, прошедших лечение в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара, показало полное устранение заикания у 36,6% обследованных, легкую степень заикания в 33,3%, а также среднюю и тяжелую степень в 30%. Автор обнаруживает у большинства заикающихся со средним и тяжелым заиканием наличие остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы. В. Г. Казаков обращает внимание на большую податливость заикания логопедическому воздействию у лиц, прошедших лечение в дошкольном возрасте, отсутствие у них резкого обострения в пубертатном возрасте, меньшую склонность к невротическому реагированию и болезненной фиксации на своих речевых затруднениях и переживаниях. 4. Полнота использования лечебно-педагогических &е~ роприятий по устранению заикания. Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педаго- гического воздействия на заикающегося. Направленное и ак-пивное лечение (медикаментозное, физиотерапия, психотерапия и ДР-)> нормализация микросоциального окружения положительно влияют на успешность логопедических занятий. Дри этом имеет значение адекватность и дифференцирован-яость выбранной методики логопедической работы с заикающимися разного возраста и в разных условиях. 5. Учет природы заикания: при органической основе заи-каняя результат значительно хуже, чем при функциональной. 6. Учет симптоматики заикания. С преобладанием физических или психических проявлений заикания связано с превалированием той или иной стороны комплексного подхода к его преодолению. На эффективность преодоления заикания, например, влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации заикающегося на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации) и хуже — при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации). 7. Учет длительности комплексной работы по устранению заикания с последующей (не менее года) диспансеризацией. 8. Значение личности логопеда (психолога, психотерапевта), его квалификации, эрудиции, увлеченности своим делом и т. д. 9. Учет микросоциального окружения: связь логопеда с семьей, с врачом, со школьным или производственным коллективом заикающегося, со специалистами. 10. Учет отношения заикающегося к занятиям. Эффективность логопедических занятий выше в случаях серьезного, упорного, настойчивого стремления заикающегося исправить свою неправильную речь. 11. Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе. Данный фактор обусловлен социальной функцией речи. Именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи. 12. Учет вида деятельности: предметной, игровой, учебной, тРУДовой, осуществляемых по поводу и в связи с речевой деятельностью. 13. Учет недостатков звукопроизношения, элементов об-*Цего недоразвития речи, влияющих на эффективность устранения заикания преимущественно у дошкольников. 14. Учет полноты обследования заикающегося, как пер. вичного, так и динамического, проводимого в процессе меди-ко-психолого- педагогической работы и правильности логопедического заключения. 15. Использование специфических технических средств (эхо-аппарат, аппарат В. А. Раздольского, магнитофонные занятия и т. п.) в соответствии с возрастом заикающегося и его желанием. 16. Учет типа специализированного учреждения: в стационаре, в речевых детских садах эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях. Таким образом, эффективность заикания и прочность полученных результатов коррекции зависят от множества факторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.01 с.) |