ТОП 10:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ



Дидактические основы детской логопедии.Система кор­рекционного воспитания и обучения детей с нарушенной ре­чевой деятельностью строится на основе общей теории обуче­ния (дидактики),объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные фор­мы и средства.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочностии др. Со­вокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и органи­зационные формы.

Многообразие существующих в настоящее время методик логопедической работы в зависимости от формы речевого на­рушения, от разного возраста детей, от условий логопедической работы подчеркивает необходимость разработки основополага­ющей теории их коррекционного обучения. Взаимообогащаю-щая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловна. Они строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения использует результаты частных методик как материал для обобщения.

Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению к детям с нару­шенной речевой деятельностью, являются основополагающи­ми. Знание этих основ предопределяет успешность (и в це­лом и в частностях) коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми.

Индивидуальный подход к заикающимся детям.Группо­вые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой.

Занятия с коллективом создают условия для активной ра­боты всех детей. Требование индивидуального подхода не оз­начает противопоставления личности коллективу. Лишь хо-Рощо зная возможности каждого ребенка, можно организовать Коллективную работу.

Индивидуальный подход в логопедической работе выража­йся прежде всего в тщательном изучении каждого заикаю-Щегося перед началом и в процессе логопедической работы, в

выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависи­мости от его психологических особенностей и речевых возмож­ностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактичес­кого материала и форм работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспита­ния и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится с уче­том возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необ­ходимость использования своеобразных методик логопедичес­кой работы, изменения интенсивности отдельных компонентов лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания в целом.

У дошкольников, например, основное место занимают рече­вые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наобо­рот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), мень­ше — педагогическим.

В реализации принципа индивидуального подхода в лого­педической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ре­бенка. Для логопеда важны лингвистические, психологичес­кие и педагогические наблюдения. Они позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикаю­щегося, прогнозировать эффективность логопедической рабо­ты с ним.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.003 с.)