ТОП 10:

НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



На логопедических занятиях с заикающимися использу­ются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специ­фические, направленные непосредственно на коррекцию не­правильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебни­ки, литература, произведения искусства, настольные игры, мас­ки, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и те­лепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.

К специфическим техническим средствам относятся: кор-ректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звукоуси­ления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофо-не он регулируется с помощью специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для заикаю­щихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, от­ключение слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу заглушения, заикающиеся ус­пешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения мо­жет быть применим. Некоторые заикающиеся плохо перено­сят шум, который вызывает у них головные боли, раздражи­тельность. Постоянный шум может мешать выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового конт­роля снижает возможность активного речевого общения заи­кающегося с окружающими.

Аппарат «Эхо», сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух магнитофонов с приставкой. Записанный звук вос­производится через долю секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан портативный аппа­рат «Эхо» (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся через громкоговорите­ли или воздушные телефоны к слуховому аппарату «Крис­талл». Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающие­ся меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отража­ется на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выра­ботку положительных рефлексов и свободной, ненапряжен­ной речи. Ряд исследователей используют в практике раз­личные варианты отставленной речи («белого шума», звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в психотерапевтических целях можно использовать звукозапи­сывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии с пос-ЛеД,ук>щей беседой логопеда у заикающегося повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в рече-

вых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На первых магни­тофонных занятиях материал для выступления заикающего­ся отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков правильной речи способствуют обуча­ющие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключа­ется в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматичес­кую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающий­ся выступает перед микрофоном со своим текстом в зависи­мости от этапа занятий. Задача — следить и управлять сво­им поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руково­дитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведе­ние заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо-громко, быстро-медленно, выразительно-моно­тонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнито­фонной пленке, заикающийся вновь оценивает ее. После это­го логопед анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художествен­ного слова. В этом случае прослушивается художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается воспроизве­дение, записывается на магнитофонную пленку, а затем срав­нивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на кото­рых заикающемуся предоставляется возможность'сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему за­даются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для описания их содержания и составления рас­сказа и пр. Магнитофонная пленка фиксирует случаи судо­рог в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В после­дующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в последующем.

По окончании логопедического курса логопед строит заключительную беседу на материале последнего сравнитель-

ного магнитофонного занятия. Используя его логопед сове­тует заикающимся систематически наблюдать за своей ре­чью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях уме­ния и навыки.

Магнитофонные занятия рекомендуется проводить в тех случаях, когда у заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических мето­дик по устранению заикания. Их можно рассматривать в за­висимости от возраста заикающихся: работа с дошкольника­ми, школьниками, подростками и взрослыми.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.003 с.)