ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие особенности положения Российской Федерации в системе международных экономических отношений Вы можете назвать?



Важное значение с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По степени конкурентоспособности на мировых товарных рынках (как и на внутреннем рынке страны) выделяются три различных группы отраслей российской экономики:

1) конкурентоспособные на мировом рынке ресурсоемкие отрасли, способные развиваться на базе самофинансирования, а также привлечения иностранных инвестиций (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия химическая промышленность);

2) отрасли обрабатывающей промышленности, располагающие значительным научно-техническим потенциалом и способные производить конкурентоспособную на мировых товарных рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная промышленность, в определенной степени энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, целлюлозно-бумажная промышленность);

3) группа отраслей, способных удовлетворять значительную часть спроса на внутреннем рынке страны, но не обладающих в полной мере международной конкурентоспособностью (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, сельское хозяйство).

 

Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают: относительно низкая производительность и интенсивность труда; высокая энергоемкость производства; значительный физический и моральный износ используемого оборудования; недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от ведущих промышленно развитых стран; сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России; значительный удельный вес в структуре экономики страны «теневой» экономики, бюрократизация и криминализация экономики. Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам. Мощная природно-ресурсная база, имеющая мировое значение, сохранившийся несмотря на существенные потери производственный, научно-технический и технологический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров во всех основных сферах деятельности — эффективное использование всех этих факторов должно стать основой выхода России из кризисной ситуации 90-х гг. и перехода к динамическому экономическому росту в XXI в. По степени вовлечённости в мирохоз. связи и в т.ч. по величине т-ооборота Р. занимает скромное место в конце 2-й десятки стран. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырьё свидетельствует о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях Р. Особое место занимает внешняя торговля со странами ближнего зарубежья. С целью сохранить и упрочить особые эк. связи с бывшими советскими респ. Р. предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграционных связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизстаном и особенно Беларусью. Р. обладает положительным торговым сальдо. Привлечение ин. инв-й находится на низком уровне, что объясняется малопривлекательным инвестиционным климатом, нестабильностью полит. положения и высоким уровнем налогообложения. Исправление сложной эк-ко-полит. обстановки связывается с расширением участия страны в м-ун. торгово-эк. орг-ях и прежде всего в ВТО.

 

Структура мирового рынка.

Мировой рынок - развитая сфера товарного обмена между национальными рынками, которые связаны системой мирохозяйственных тов- ден. связей. Мир. рынок - развитый рынок, где рыночные механизмы получают полный простор для своего д-ия. На мир. рынке существует взаимодействие спроса, предложения и цен.

На МР рыночные механизмы получают полный простор для своей деятельности: свободно взаимодействуют спрос, предложение и цены; взаимодействуют разные сегменты рынка, составляющие структуру МР: рынок товаров, услуг, интеллектуальной собственности, капитала, валютный рынок - тесно связаны, переплетаются между собой (например, золото - товар и валюта).

Для МР характерна сложившаяся система рыночной инфраструктуры; система бирж и других центров, где определяются цены на товары и происходят сделки; система банков, производящих м/нар. расчеты.

Для развитого рынка (за исключением узкого круга товаров) характерны следующие черты: S>D, то есть господствует покупатель; господствует конкуренция; покупатель и продавец свободно выбирают друг друга. Таким образом МР - система договоров, которые заключаются между равноправными партнерами (на МР выходит не государство, а фирма).

Отличие МР от национальных: на внутренний рынок действуют обычные экономические факторы, на МР сильно влияет внешнеэкономическая политика государств; на МР действуют МЦ, значительно отличающиеся от национальных.

По классификации принятой ООН выделяют 9 основных видов товаров:

1) Торгуемые товары:

a. с\х, охота, лесное хозяйство, рыболовство

b. продукция добывающей промышленности

c. продукция обрабатывающей промышленности

2) Неторгуемые товары:

a. Коммунальные услуги

b. Оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы

c. Транспортировка и хранение, связь и финансовое посредничество

d. Оборона и обязательные социальные услуги

e. Образование, здравоохранение и общественные работы

f. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Но эта классификация достаточно условна, так, например, вооружение является активном объектом международной торговли.

Доля США и ЕС (в 1989 более 30%) от мирового ВВП составляла в 2009 году около 27%, Японии (в 1989 порядка 12%) – 8%, Китая – 7%. Отметим, что другой источник World Economic Outlook предлагает американскую долю в 21%, китайскую – 11%, а японскую – 6,4%. Хотя по данным 2010 года китайская доля на мировом рынке (а именно доля в мировом экспорте товаров и услуг) составляла 10%, когда в 1999 году ее доля составляла всего 3%, и это десятипроцентная доля на сегодняшний день является самой большой. По данным ВТО на 2010 год, доля США в мировом экспорте товаров равна 8,6% против 10,6% Китая и 5,2% Японии и Германии 8,3%. В мировом экспорте услуг лидеры: США – 14%, Германия – 6,3%, Великобритания – 6,1%, Китай – 4,6%.

Тут также отметим, что доля экспорта услуг в 2010 году составляет 19,5% от всего мирового экспорта товаров и услуг.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.007 с.)