Дайте определение понятия международных экономических отношений и раскройте их основные формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение понятия международных экономических отношений и раскройте их основные формы.



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ МЭО 2011 г.

Оглавление

1.Дайте определение понятия международных экономических отношений и раскройте их основные формы. 1

2. В чем состоит трансформация международных экономических отношений в конце XX – начале XXI столетий?. 1

3. Какое воздействие оказывает глобализация мирового хозяйства на международные экономические отношения?. 2

4. Особенности международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой. 4

5. Какие особенности положения Российской Федерации в системе международных экономических отношений Вы можете назвать? 6

6. Структура мирового рынка. 6

7. Определите понятие конъюнктуры мирового рынка. Какие показатели конъюнктуры вы можете назвать. 7

9. Источники информации о конъюнктуре мировых товарных рынков, классификация, проблемы. 8

10. Система ценообразующих факторов. 9

11. Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фактор (стр. 83). 9

12. Динамика цен на мировом рынке. Мировые цены и цены международных контрактов. 10

13. Место международной торговли в системе МЭО. 12

14. Динамика международной торговли, ее основные показатели. 13

15. Товарная и географическая структура мировой торговли. 14

16. Классификация товаров в международной торговле. 15

17. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Либерализация и протекционизм в международной торговле. 15

18. Инструменты внешнеторговой политики государства. 16

19. Что такое таможенный тариф?. 16

20. Нетарифные ограничения в международной торговле. 17

21. Какими методами стимулируется экспорт?. 17

22. Что такое режим наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации)?. 17

23. Как осуществляется международное многостороннее регулирование внешней торговли?. 18

24. Структура и функции ВТО. 18

25. Россия и ВТО. 19

26. Внешнеторговые контракты. Виды операций и сделок во внешней торговле. 20

27. Правила толкования торговых терминов «Инкотермс». 20

28. Структура и содержание внешнеторговых контрактов. Базисные условия поставки товаров. 21

29. Цены внешнеторговых контрактов. 23

30. Значение внешней торговли для экономики России. 23

31. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. 23

32. Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства Российской Федерации. 25

33. Законы РФ, регулирующие внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность РФ в целом. 26

34. Таможенный кодекс Российской Федерации. 27

35. Тарифное регулирование внешней торговли в РФ. 28

36. Что такое таможенная стоимость? Как и для чего она определяется?. 29

37. Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле РФ. 30

38. Дайте определение и изложите структуру международного рынка услуг. 31

39. В чем состоит специфика международной торговли услугами?. 33

40. ВТО и международный рынок услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 34

41.«Международный туризм. Динамика и основные направления междун туризма (МТ). Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран». 35

42.«Международный (выездной и въездной) туризм в России, его развитие. Децентрализация туристического бизнеса. Закон РФ «Об основах туристической деятельности». 36

43.«Структура международного рынка технологий». 37

44.«Субъекты и объекты международного рынка технологий». 39

45.«Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (TRIPS)». 40

46.«Особенности реализации лицензионных соглашений». 41

47.«Ноу-хау на международном рынке технологий». 42

48.«Организация международной торговли инжиниринговыми услугами». 43

49.«Позиции России на международном рынке технологий». 44

50.«Международный рынок транспортных услуг». 45

51. Структура международных транспортных операций. Место России в международных перевозках. 46

52. Международное движение капитала как форма международных экономических отношений. 47

53. Глобализация и международное движение капитала. 48

54. Причины вывоза и ввоза капитала. 48

55. Какая разница существует между прямыми и портфельными инвестициями?. 49

56. Какова роль международного кредита в развитии мировой экономики?. 49

57. Что такое «официальная помощь развитию»?. 51

58. Масштабы, динамика и географическое распределение потоков капитала в глобальной экономике. 51

59. Регулирование международного движения капитала на государственном и межгосударственном уровнях. 52

61. Что такое инвестиционный климат? Какого его состояние в отдельных странах или группах стран. 54

62. Дайте определение свободных экономических зон в мировой экономике, изложите их функции и приведите классификацию. 55

64. Иностранные капиталовложения в России в конце 19-нач 20 в. 57

65. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации. 58

66. Инвестиционный климат в РФ. 59

67. Регулирование иностранных инвестиций в РФ. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 года. 60

68. Формы участия иностранного капитала в экономике России. 60

69. Иностранные инвесторы, права и гарантии для иностранных инвесторов. 61

70.«Особы экономические зоны в России». 64

71.Формирование международного рынка рабочей силы, его связь с интернационализацией производства, развитием международного разделения труда и демографическими процессами. 66

72. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития. 67

73.Основные центры трудовой миграции, направления, размеры, состав международной миграции рабочей силы. 68

74. Государственное и международное регулирование трудовой миграции. 68

75. Россия на международном рынке труда. 68

76. Что понимается под международной экономической интеграцией? Соотношение понятий «глобализация» и «интеграция». 69

77. Сущность и формы международной экономической интеграции. 69

78.Основные этапы развития западноевропейской интеграции. 70

79. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. 70

80. Европейское экономическое пространство. 71

81. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). 71

82. Формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АСЕАН и Восточноазиатская модель интеграции. 72

83. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Евразийское экономическое пространство. Союзное государство России и Белоруссии. Таможенный союз ЕврАзЭс. 74

84. Международные валютные отношения как форма международных экономических отношений. 76

85. Понятие валюты. Конвертируемость валюты.. 77

86. Дайте определение и изложите основные функции валютных рынков. 78

87. Национальная валютная система РФ. Валютный курс рубля. 79

88. Международные расчетные отношения. 82

89. Формы международных расчетов и их классификация. 83

90. Организации международных расчетов. 85

91. Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами СНГ. 87

92. Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. 87

93. Экономические организации, входящие в систему ООН. 88

94. Специализированные учреждения ООН и их функции. 89

95. Международные финансовые организации в системе ООН. 90

96. Организация международного сотрудничества и развития ОЭСР. 91

97. Неформальные международные экономические организации. Всемирный экономический форум. Парижский клуб, Лондонский клуб, БРИК. 92

98. Участие России в международных экономических организациях. 93

 

Структура мирового рынка.

Мировой рынок - развитая сфера товарного обмена между национальными рынками, которые связаны системой мирохозяйственных тов- ден. связей. Мир. рынок - развитый рынок, где рыночные механизмы получают полный простор для своего д-ия. На мир. рынке существует взаимодействие спроса, предложения и цен.

На МР рыночные механизмы получают полный простор для своей деятельности: свободно взаимодействуют спрос, предложение и цены; взаимодействуют разные сегменты рынка, составляющие структуру МР: рынок товаров, услуг, интеллектуальной собственности, капитала, валютный рынок - тесно связаны, переплетаются между собой (например, золото - товар и валюта).

Для МР характерна сложившаяся система рыночной инфраструктуры; система бирж и других центров, где определяются цены на товары и происходят сделки; система банков, производящих м/нар. расчеты.

Для развитого рынка (за исключением узкого круга товаров) характерны следующие черты: S>D, то есть господствует покупатель; господствует конкуренция; покупатель и продавец свободно выбирают друг друга. Таким образом МР - система договоров, которые заключаются между равноправными партнерами (на МР выходит не государство, а фирма).

Отличие МР от национальных: на внутренний рынок действуют обычные экономические факторы, на МР сильно влияет внешнеэкономическая политика государств; на МР действуют МЦ, значительно отличающиеся от национальных.

По классификации принятой ООН выделяют 9 основных видов товаров:

1) Торгуемые товары:

a. с\х, охота, лесное хозяйство, рыболовство

b. продукция добывающей промышленности

c. продукция обрабатывающей промышленности

2) Неторгуемые товары:

a. Коммунальные услуги

b. Оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы

c. Транспортировка и хранение, связь и финансовое посредничество

d. Оборона и обязательные социальные услуги

e. Образование, здравоохранение и общественные работы

f. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Но эта классификация достаточно условна, так, например, вооружение является активном объектом международной торговли.

Доля США и ЕС (в 1989 более 30%) от мирового ВВП составляла в 2009 году около 27%, Японии (в 1989 порядка 12%) – 8%, Китая – 7%. Отметим, что другой источник World Economic Outlook предлагает американскую долю в 21%, китайскую – 11%, а японскую – 6,4%. Хотя по данным 2010 года китайская доля на мировом рынке (а именно доля в мировом экспорте товаров и услуг) составляла 10%, когда в 1999 году ее доля составляла всего 3%, и это десятипроцентная доля на сегодняшний день является самой большой. По данным ВТО на 2010 год, доля США в мировом экспорте товаров равна 8,6% против 10,6% Китая и 5,2% Японии и Германии 8,3%. В мировом экспорте услуг лидеры: США – 14%, Германия – 6,3%, Великобритания – 6,1%, Китай – 4,6%.

Тут также отметим, что доля экспорта услуг в 2010 году составляет 19,5% от всего мирового экспорта товаров и услуг.

 

Что такое таможенный тариф?

Импортный таможенный тариф (ИТТ) - систематизированный перечень ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм введения, изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара. Там. тариф имеет вид: код товара, название товара, ставка там-й пошлины. С 92г. введено единообразное кодирование товаров. Когда оформляется товар, таможенники смотрят на код товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

-Главная несущая конструкция ИТТ = систематизированный перечень ввозимых товаров.

-Методы определения цены ввозимых товаров и взимания пошлин

-Механизм введения, изменения или отмены пошлин

-Правила определения страны происхождения товара

-Пределы полномочий органов исполнительной власти.

- Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин - налог на право воза иностранного товара.

Но при ввозе товаров существуют и другие платежи = паратарифные платежи (таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы: НДС, акцизы на сигареты, спиртное, пиво, сборы в фонд развития импорта (Австрия); в некоторых странах ЕС, сбор на охрану окружающей среды (Дания), химикатов, товаров, выделяющих углекислый газ, веществ, разрушающих озоновый слой, сбор при ввозе пластиковых контейнеров (Италия), налог на защиту растений (Швеция), сбор на борьбу с мусором (Финляндия).

Как правило, эти меры не ставят целью регулировать ВТ, но влияют на неё.

Повышение ТТ способствует росту серого импорта, значит, нужно снизить ТТ.

Структура и функции ВТО.

Предшественником ВТО явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, или ГАТТ (подписано в Женеве 30 октября 1947 г). ГАТТ/ВТО входит в систему ООН.

ГАТТ выполняло три функции:

1. оказывало воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

2. являлось форумом для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;

3. урегулировало споры.

Основная цель ГАТТ — обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем:

* ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

* устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости;

* повышения реальных доходов и спроса;

* улучшения использования сырья;

* роста производства и торгового обмена.

ВТО продолжило выполнение этих целей и функций. ВТО официально действует с 1995 г. В течение этого года почти все государства, бывшие участницами ГАТТ, вошли в состав ВТО на правах стран-учредителей.

В организационном плане ВТО более жесткая организация, чем ГАТТ, которую она сменила. ВТО сегодня — это более 150 государств, тесно связанных в торговом регулировании системой из многих десятков многосторонних договоров и соглашений, которые касаются важнейших проблем торговли промышленными товарами и товарами агропромышленного комплекса, торговли услугами, а также торговых аспектов инвестиций. Примеры таких соглашений - ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), С оглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются:

  1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).
  2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым за­щита отечественной промышленности от иностранной конкурен­ции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не количественных ограничений).
  3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.
  4. Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
  5. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО
  6. Предоставление консультаций странам-участницам с це­лью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).
  7. Развитие международной торговли на основе справедли­вой конкуренции.
  8. Предоставление льготного режима международной торговли или развивающихся стран.
  9. Заключение региональных торговых соглашений.
  10. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Документы ГАТТ/ВТО дают государствам, присоединившимся к ним, целый ряд преимуществ:

  • предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях,
  • открытость рынков,
  • отказ от дискриминационных ограничений и т.п.

Поэтому заявки в ВТО были поданы многими странами, в числе которых и Россия, присоединившаяся в организации 16 декабря 2011 года, но фактическое вступление анонсировано на осень 2012 года.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО (когда сессии не собираются, то должность Министерской Конференции берет на себя Генеральный Совет). В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

 

Россия и ВТО.

Вступление России в ВТО необходимо для того, чтобы РФ не осталась на обочине мирового развития. Россия подавала заявку на вступление в организацию еще в далеком 1995 году, и лишь спустя 16 лет, наконец, была принята в ее члены.

Главные выгоды, которые получит РФ от членства в ВТО следующие:

§ РФ получит возможность включаться в новые формы внешнеторговых связей с учетом своих национальных интересов,

§ российские экспортеры и импортеры получат доступ к унифицированному правовому пространству;

§ будут ослаблены торговые барьеры западных стран для российских товаров;

§ расширятся возможности импорта современных технологий,

§ усилится приток ПИИ; улучшаться условия разрешения торговых споров и конфликтов.

Однако наряду с положительными моментами имеется и ряд отрицательных:

§ подавление хозяйственной активности отечественных производителей,

§ переориентация спроса на импортную продукцию и снижение спроса на отечественную;

§ обострение фискальной проблемы, вследствие сокращения налоговых поступлении (вследствие уменьшения пошлин).

16 декабря 2011 года, Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления теперь нужна ратификация договора российским парламентом.

 

Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (TRIPS)».

 

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и охраняются национ. законодательством и междун. соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в междун. масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения и т. д. К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Соответственно в разных странах объекты интеллект. собственности защищены по-разному (часть объектов пром собственности защищена в США – патент выдавался лицу, который м. доказать, что изобретение сделано им, - и в Японии – лицо считается изобретателем, если 1-ым подало заявку). Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор для современных условий регулирования и обеспечения защиты.

Сегодня существует такие международные организации, стандарты, соглашения как WIPO, ITTA, PTC (вопрос 43), TRIPS.

WIPO: Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС. Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Соглашение ТРИПС – международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности. В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.

По вступлении Российской Федерации в ВТО главным последствием подписания Соглашения ТРИПС станет расширение круга стран, с которыми Россия свяжется взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставления ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям (данные последствия вытекают также из состоявшегося присоединения РФ к Договору по исполнениям и фонограммам). Что касается авторских прав, то в силу действия Бернской конвенции, в которой Россия уже участвует, никаких существенных изменений в отношении иностранных произведений не произойдет.

Стандарты ТРИПС:

· Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.

· Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.

· Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.

· Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.

· Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.

· Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.

· Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

В соответствии с ТРИПС страны-участницы должны принять на себя обязательства в отношении:

  • авторских и смежных прав
  • товарных знаков
  • использования географических указаний
  • промышленного дизайна
  • патентов
  • топологии интегральных микросхем
  • нераскрываемой информации

Также ТРИПС содержит определения «товарный знак», «патент», «географическое указание» и т.д.

 

Вопрос 46:

Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой – ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов.

Международное движение ссудного капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами, обычно относится в платежном балансе к понятию прочих инвестиций, включающая все остальные межгосударственные передвижения капитала, не отнесенные к прямым инвестициям или резервным активам.

Межгосударственное кредитование – выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату процента за их использование.

В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов. Основные инструменты международного кредитования, находящие отражение в платежном балансе: 1. Торговые кредиты. 2. Займы. 3. Валюта. 4. Депозиты. 5. Прочие активы и пассивы.

Цель международного кредита может быть разнообразной. Например, международный кредит может быть предоставлен другой стране в целях распространения на неё экономического и даже политического влияния. Другой целью международного кредита может быть развитие новых и поддержание старых рынков сбыта.

Международное заимствование и кредитование рассматривается через призму межвременной торговли, предполагающей повышенное текущее потребление за счет сокращение потребления в будущем (заимствование) или заниженное текущее потребление в пользу большего потребления в будущем (кредитование). К середине 90-х годов примерно 50% международных кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% - на кредиты прочих организаций.

Позитивная роль международного кредита заключается в ускоре­нии развития производительных сил путем обеспечения непрерыв­ности процесса воспроизводства и его расширения. При этом прояв­ляется их взаимосвязь. Международный кредит играет роль связу­ющего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и в конечном счете на воспроизвод­ство. Будучи продуктом роста производства, международный кредит одновременно является его необходимым условием и катализато­ром. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка, углубляя международ­ное разделение труда. Международный кредит содействует ускоре­нию процесса воспроизводства по следующим направлениям.

Во-первых, кредит стимулирует внешнеэкономическую дея­тельность страны. Тем самым создается дополнительный спрос на рынке для поддерживания конъюнктуры. Внешняя торговля в кре­дит стала международной нормой, особенно для товаров, име­ющих длительный цикл изготовления, потребления и высокую стоимость. В условиях удорожания продукции и увеличения доли машин и оборудования в мировой торговле импортеры и экспор­теры заинтересованы в использовании внешнеторговых кредитов. Строительство предприятий за рубежом также осуществляется за счет кредита, используемого для оплаты импортного оборудова­ния, особенно технологического и энергетического. В современных условиях возросла «связанность» кредитов с экспортными постав­ками из страны-кредитора. Условием займа ставится расходова­ние его на закупку товаров в кредитующей стране. Тем самым международный кредит служит средством повышения конкурен­тоспособности фирм страны-кредитора.

Во-вторых, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для создания инфраструктуры, не­обходимой для функционирования предприятий, в том числе ино­странных и совместных, способствует укреплению позиций наци­ональных предприятий, банков, связанных с международным капиталом.

В-третьих, кредит обеспечивает бесперебойность международ­ных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэко­номические связи страны.

В-четвертых, кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятель­ности страны.

Негативная роль международного кредита в развитии рыноч­ной экономики заключается в обострении ее противоречий. Прежде всего углубляются диспропорции в экономике. Междуна­родный кредит форсирует перепроизводство товаров, перерасп­ределяя ссудный капитал между странами и содействуя скачко­образному расширению производства в периоды подъема и периодическим его спадом. Международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые не привлекается иностранный капитал. Международный кредит — орудие конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья, за превосходство в решающих областях научно-технического прогресса. Предпри­ятия активно используют кредит для приобретения источников сырья, расширения рынков сбыта, сфер приложения капиталов. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит переме­щение «горячих» денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом. При этом проявля­ются границы международного кредита, которые зависят от: за­кономерностей процесса материального производства и распре­деления совокупного общественного продукта, постоянной возобновляемости кругооборота капитала, что определяет источники и потребности в иностранных заемных средствах; обеспечения возвратности кредита в срок.

Более того, международные кредиты усиливают последствия финансовых кризисов.

Кредитная политика стран служит средством укрепления пози­ций страны-кредитора на мировых рынках.

Во-первых, международный кредит используется для перевода прибылей из стран-заемщиков, усиливая позиции стран-кредито­ров. В то же время ежегодные платежи по возврату ссуд с процен­тами, превышающие определенную величину чистого дохода об­щества, за счет которого формируются накопления, обеспечива­ющие рост производства, отрицательно влияют на источники формирования этих накоплений в странах-должниках.

Во-вторых, международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгодных для стран-кредито­ров экономического и политического режимов.

На 1 января 2008 года мировой долг по взятым международным кредитам по данным МВФ составлял 6,7 млрд долларов, а в ноябре 2011 года вырос до 57,45 млрд долларов. И доля этих кредитов сравнительно мала по сравнению с мировым внешним долгом равным 56,9 триллионов долларов.

 

Инвестиционный климат в РФ.

У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих приходу в страну

иностранного капитала:

• Огромные запасы природных ресурсов;

• Еще сохранившийся научно-технический и производственный потенциал

• Кадровый потенциал

• Потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны

• Отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса

• Перспективы экономического роста, связанные с реформирование экономики

страны

Однако есть и факторы, сдерживающие приход иностранного капитала в Россию:

• Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

• Устаревший производственный аппарат во многих отрасялх экономики страны

• Утяжеленнность структуры экономики, где высок удельный вес отраслей

добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости

современных отраслей перерабатывающей промышленности

• Сохраняющийся со времен СССр высокий удельный вес ОПК в структуре экономики

страны

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики страны

Необходимость инвестиций

1. Кооперация интересов иностранных инвесторов и российской экономики

2. Низкая доля накоплений (15 % от ВВП)

3. Передача технологий, управленческого опыта.

Инвестиционный климат – совокупность сложившихся в какой-либо стране социально-экономических, политических, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской среды, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Необходимо учитывать 2 основных фактора:

- риск

- рентабельность инвестиционных проектов

Объем иностранных инвестиций к ВВП:

Россия – 18%

Эстония – 80%

Китай – 27%

Польша – 31%

Привлечение иностранных инвестиций в Россию осуществляется из-за:

· - объемов российского рынка

· - стабильных темпов роста экономики

· - макроэкономической стабильности

· - стоимости сырья

Доля России в общем притоке прямых иностранных инвестиций – 2%, а в мировом экспорте 2,8% (12 место в мире)

Законы, регулирующие иностранные инвестиции:

- 1987 – закон о создании совместных предприятий

- 1991 – ФЗ «Об иностранных инвестициях» - утратил силу

- 1999 – «Об иностранных инвестициях» (в законы даны основные понятия, в том числе и «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект», а также отражены права и обязанности субъектов + «Стабилизационная оговорка», т.е. если государство вводит законы, ухудшающие инвестиционный климат, то иностранным инвесторам гарантируется работа по прежним условиям в течение всего срока действия инвестиционного проекта) и т. д.

В экономике по-прежнему сохранялось большинство рисков, связанных с несовершенством властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями. Продолжались стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала. Все это свидетельствует о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике правительства РФ и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику.

Поскольку улучшение инвестиционного климата происходит постепенно, необходимо уже сейчас создавать условия для повышения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала. Решение этой задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, эффективную защиту прав собственников и обеспечение равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяется рост административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.132 с.)