ТОП 10:

Интеграционные процессы в рамках СНГ. Евразийское экономическое пространство. Союзное государство России и Белоруссии. Таможенный союз ЕврАзЭс.



Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 года. В принятой декларации участники Содружества заявили о своем взаимодействии на началах суверенного равенства.

СНГ объединяет: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в состав СНГ входила Грузия.

Региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Основными целями организации являются:

Ø сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

Ø всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

Ø обеспечение прав и свобод человека;

Ø сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

Ø взаимная правовая помощь;

Ø мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[35]

Ø К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

Ø обеспечение прав и основных свобод человека;

Ø координация внешнеполитической деятельности;

Ø сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

Ø сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

Ø охрана здоровья и окружающей среды;

Ø вопросы социальной и миграционной политики;

Ø борьба с организованной преступностью;

Ø сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Латинское слово интеграция в переводе на русский язык буквально означает объединение разрозненных частей в нечто общее, единое, целое. Это слово употребляется в разных сферах жизни — политике, биологии, математике и, конечно, в экономике. И всюду под интеграцией понимают, по существу, всякого рода объединения. Если говорить об интеграции в экономике, то здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера международного производства, т.е. об объединении производственных и научных потенциалов нескольких стран не для решения отдельных каких-либо временных задач экономического или социального порядка, а для вывода стран на принципиально новые производственно-технические и социально-экономические рубежи, для поднятия их экономического сотрудничества на более высокий уровень развития. В результате курса стран на интеграцию должно произойти постепенное сближение их национальных хозяйств, совместное международное производство. Развитие же совместной производственной деятельности означает дальнейший рост международной региональной интернационализации производства.

 

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

Теоретически возможны несколько сценариев развития событий в СНГ

1. Первый, наиболее сложный путь – это движение к полной интеграции, т.е. к формированию экономического, политического и военного союза с участи­ем всех или почти всех государств Содружества.

Здесь можно говорить и о полной экономической интеграции, дополненной многосторонним сотрудничеством в сферах внешней политики, обороны, внутренних дел и культуры, и о военно-политическом союзе.

2. Во-вторых, возможно развитие интеграции "на разных скоростях". Это принципиально иной вариант, исходящий из того, что дифференциация государств Содруже­ства будет продолжаться, и они разделятся на группу участ­ников интеграционного союза и группу стран, связанную с этим союзом и между собой различными формами много­стороннего сотрудничества с различным числом участни­ков, а также двустороннего сотрудничества. Эта схема развития действует прежде всего в сфере экономики, но может распространяться также на сферу внешней политики и обо­роны. В данном варианте не исключен выход некоторых го­сударств из зоны притяжения России и Содружества в це­лом.

3.В-третьих, при очевидном доминировании межгосударственных отношений и очень ограни­ченном, если не минимальном, многостороннем сотрудни­честве, основанном на отдельных конкретных соглашениях, охватывающих разное число участников. Выход некоторых государств из зоны СНГ еще более вероятен, чем в преды­дущем сценарии.

4. В-четвертых, менее мирный ("цивилизованный") распад СНГ с окончательным переходом к системе двусторонних межгосударственных отношений. Многостороннее сотрудни­чество становится скорее исключением, чем правилом, и обычно охватывает несколько соседних государств, объеди­ненных общими региональными интересами (Европейская часть СНГ, Закавказье, Средняя Азия), включая и те, что не входили в состав СССР или, став независимыми после его распада, не вошли в СНГ.

В настоящее время сложно говорить по какому пути развития пойдут отношения стран СНГ, все зависит прежде всего от экономических и политических факторов.

 

В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы:

· - полное равноправие стран-участниц СНГ;

· - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах;

· - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы;

· - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;

· - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования;

· - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии

· равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

· Интеграция в СНГ осуществляется и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной концепции экономического развития.

· Интеграция "на разных скоростях" - это наиболее оптимальный вариант развития СНГ, который учитывает разноуровневость состояния и перспектив развития стран СНГ. У каждой из стран Содружества свои модели политические и экономические системы, свои взгляды на интеграцию. Между тем, в СНГ уже накоплен опыт разноуровневого интеграционного развития. Так, в 1996-1997 году начали реализовываться интеграционные инициативы, которые обозначили многоярусную структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту многоуровневую структуру входят:

· - структура Россия - Белоруссия как наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;

· - структура Россия - Белоруссия - Казахстан - Киргизия, призванная стать углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на Таможенном и Платежном союзах;

· - структура стран-участниц СНГ как сложившееся после распада СССР межгосударственное объединение двенадцати бывших республик СССР. Дальнейшая интеграция стран СНГ имеет свою потенциальную возможность и

· реальность. Необходимо, чтобы экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют страны СНГ, вытекая из сложившегося понимания национальных интересов, учитывали и интересы других стран участниц Содружества.

 

 

В октябре 2000г. в столице Казахстана Астане был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. ЕврАзЭС призвано заменить Таможенный союз 5 указанных стран. Задачами нового объединения являются:

· Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;

· Формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

· Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

· Выработка согласованной позиции государств- членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;

· Создание унифицированной системы таможенного регулирования.

Основная цель создания ЕврАзЭС – создание единого экономического пространства на территории 5 указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС будет осуществляться на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально долям средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны и (у Росси – 40 голосов, Казахстана и Белоруссии – по 20, у Киргизии и Таджикистана – по 10).

Высшим органом (ЕврАзЭС) является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы – Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.

 

Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, договор о создании которого был подписан в декабре 1999г. При этом были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств – участников с формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по международным договорам.

Союзное государство России и Белоруссии обладает уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборотной политики.

 

Таможенный союз ЕврАзЭс. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза.

Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

 

Цель формирования Таможенного союза - создание единой таможенной территории, в пределах которой применяется единый таможенный тариф и другие единые меры торговли с третьими странами. Задачи Таможенного союза изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о его создании…

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.01 с.)