Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аферизм как поощряемый образ жизни, или «все средства хороши»

Поиск

Главный герой получает в волшебном мире зеленый свет любой махинации, которая сможет получить результатом водворение Глинды во главе страны. Иначе говоря, все средства хороши.

Здесь стоит рассказать о Томасе Эдисоне, культовой фигуре в США, который обозначается как идеал Оскара Диггса. По сведению некоторых исследователей прототипом Волшебника Изумрудного города писателю Лаймену Фрэнку Баумупослужил как раз Эдисон. Жизненный опыт изобретателя хорошо прослеживается в «Озе: великом и ужасном».

На родине фигура Томаса Эдисона подается с ореолом национальной гордости и во флере блестящей, титанической гениальности. Эдисон стал рекордсменом по зарегистрированным патентам на технические устройства в США, не обладая при этом классическим научным образованием, но имея тягу к прикладной науке, достаточно энергии и фантазии. В его заслугах: электроэнергетические системы, звукозапись, кинематограф и многое другое. Считается, что без него цивилизация, как она есть сейчас, была бы совсем иной.

Если обратиться к методам, которыми он действовал, и целям, которыми руководствовался, можно лучше понять, что это был за человек.

Эдисон никогда не был ученым в классическом понимании и сам это подтверждал. Он называл себя изобретателем, новатором, промышленником, но никогда – ученым. В начале своего пути он получил образование и работу телеграфиста, извлекал научные знания из разных книг и источников. Эдисон был трудолюбивым энтузиастом в век техническо-промышленной революции и был остро нацелен на коммерческий успех. То, что помогло ему серьезно продвинуться – тактика улучшений.

Он был ближе к общественности, чем ученые мужи, совершающие открытия в высоком мире науки, и инициативно занял очень многообещающее место посредника между наукой и миром потребления. Эдисон, используя свои немногочисленные практические знания, усовершенствовал сотни устройств, которые были созданы не им. Было ли это этично? Взять в работу чужое изобретение, поменять в нем деталь на более подходящую, зарегистрировать патент и получать аплодисменты от довольной новым удобством общественности. Такой принцип был базисом его изобретательского пути, и, регистрируя новое изобретение (одна новая деталь делала старое изобретение новым), Эдисон не преследовался законом. Изобретатель хотел коммерческого успеха и призвания любой подходящей ценой, и он его получал.

Вполне улавливается аналогия Оскара Диггса с Томасом Эдисоном – главное это цель, средства второстепенны. И, как говорит главный персонаж «Оза: великого и ужасного», ложь – «это камни, из которых выложена дорога к величию».

Поднявшись финансово на усовершенствованиях, Томас Эдисон открыл свою лабораторию, нанял подходящих людей, на интеллектуальные ресурсы которых мог бесконечно опираться в своей работе, активно сотрудничал с прессой и общественностью и поддерживал свой позитивный имидж Волшебника из Менло-Парк (так называлось место, где находилась его лаборатория), демонстрирующего необычайные чудеса. К тому моменту в США уже заняли свои важные позиции феномены шоу, имиджа и PR, и изобретатель это широко использовал. Эдисон был процветающим предприимчивым бизнесменом, фактически он создал коммерческий рынок изобретений, приносящий огромные прибыли.

Это и была его «волшебная страна». Страна иллюзий. В те времена каждое нововведение, особенно поданное с соответствующим шоу, было чудом. Люди часто любили новое именно за его новизну. Любое, даже самое маленькое изобретение представлялось Эдисоном прессе прогрессивнейшим и возносящим цивилизацию на совершенно иной уровень. То, как представлялось это Бауму, мы видим в иронии «Волшебника Изумрудного города», где жители носят зеленые очки, чтобы восхищаться величием города, построенного якобы из изумрудов, а на троне восседает Великий Обманщик с богатствами и властью, прячущийся за шоу и боящийся попасться на глаза настоящим волшебницам.

Эдисон был великим обманщиком, выстроившим свою волшебную страну на научных достижениях, которые как мог выхватывал у настоящих ученых. Он сформировал свое величие и могущество из рекордного количества патентов и из яркого шоу.

В отличие от фильмов, где причинно-следственные связи определяются создателями сюжета, в жизни приходится отвечать за свои действия. Деятельность Эдисона была очень противоречивой, далекой от этики. Да, он был полезен обществу, но находясь и действуя все же в научной сфере, как ученый он мало что из себя представлял. Он был бизнесменом.

Интересно, как жизнь заставила Эдисона обратиться наконец к своей слабости, заключающейся в необразованности и отрицании этики. Получив сильного конкурента от мира науки в лице Николы Тесла, который в отличие от него был необыкновенно умен, образован и воспитан, Эдисон пустился во все тяжкие. Почувствовав опасность конкуренции, он активно устраивал PR-кампании по очернению разработок Теслы, публично убивал животных переменным током, использование которого вместо постоянного тока отстаивал Тесла (хотя опасность тока заключалась не в его типе, в силе воздействия на объект), потом сделал электрический стул на основе того же переменного тока. Пропаганда проводилась под идеей, что переменный ток Теслы чудовищно опасен. Пока Никола Тесла жил в мире науки, делал феноменальные открытия, Эдисон находился в мире бизнеса и хотел сохранить свое коммерческое первенство. Только представте, ведь по сути Эдисон использовал убийства как PR-инструмент! Для него коммерческие цели оправдывали любые используемые средства. Таков прототип Великого и Ужасного Оза.

Все это нашло отражение в фильме Диснея, где культивируются методы Эдисона, поощряется оправдание средств целями в обход этики, использование в жизни шоу-постулатов и имиджа, когда можно казаться, а не быть, заимствование идей и т.д.

Томас Эдисон и Оскар Диггс оба псевдоволшебники. Это интересный феномен, но как продвигаемая модель для подражания – тупиковый путь. Ведь подмена и в том, каким показан мир в этой сказке, не только одобряющий такую роль, но и находящий ей место во главе угла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.011 с.)