Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть. Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23]. ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта. Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов. Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности. Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д. Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования. Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.
Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний. Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д. Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте. В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование. В качестве примера научных проблем приведем некоторые из "Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/. 1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка? 2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы? 3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции? 4.Как идет развитие художественного конструирования в России? 5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений? 6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики? Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий. Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме. 1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя. 2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно: -новые факты, найденные автором наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью и т.д.; -высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности; -обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на авторитетные источники; -показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;
-толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/. К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы: 1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи? 2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае? 3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Что такое постановка проблемы? Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему. Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом: "В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе? Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы). При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий. После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города". ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России". По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования". ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать. По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?" Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать. Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом. В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.
Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире". Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы: "Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития". "Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д. Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы. ФИЗИКА 1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле. 2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль. 3.Волны вокруг нас. 4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д. БИОЛОГИЯ 1.Роль вирусов в жизни человека. 2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта. 3.Содержание речного русла в черте города. 4.Перелетные птицы нашего города и т.д. ХИМИЯ 1.Современные моющие средства. 2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов. 3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д. ЭКОЛОГИЯ 1.Эколого - социальный паспорт города. 2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений. 3.Анализ качества питьевой воды в городе. 4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 1.Архитектура нашего города. 2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе. 3.Краеведческий музей нашего города. 4.Мой любимый художник и т.д. ИСТОРИЯ 1.Самоуправление в России в старину и в наши дни. 2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века. 3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу? 4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д. ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/ 1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков. 2.Заимствования английских слов в языке нашего города. 3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио. 4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д. ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/ 1.Распространение немецкого языка в России и других странах. 2.Экономическая терминология в современном немецком языке. 3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/ 1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье- Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ. 2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи. 3.Поэтика рассказов И.А. Бунина. 4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа. 5.Что такое язык? 6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО 1.Как я воспринимаю поэзию. 2.Мои стихотворения:... 3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок". 2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира. 3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого. 4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д. ПСИХОЛОГИЯ 1.Идеальный учитель в моем представлении. 2.Как добиваются успеха люди в современной России. 3.Темы разговоров у современных старшеклассников. 4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д. ФИЛОСОФИЯ 1.Современная власть в России и нравственность. 2.Почему математику считают царицей наук? 3.Что такое общество в России? 4.Какова практическая важность знаний об обществе? 5.Истинность моральных суждений. 6.Как формируются эстетические суждения? и т.д. ЭКОНОМИКА 1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны. 2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?" 3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты. 4.Образование и благосостояние страны и т.д. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА 1.Роль самообразования в становлении личности ученика. 2.Книга - основной источник самообразования. 3.Воспитание культуры слушания. 4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника? ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ 1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни. 2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст. "Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях. На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.
Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны". ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы. Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. 2. Приведем примеры формулировки цели исследования. Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена". В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого". Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели". Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель: "Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России". Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков". Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.068 с.) |