Этапы исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы исследовательской деятельности



 

ЦЕЛЬ: научить школьников понимать и практически выделять этапы НИР в школе. Рассказать обучающимся, что добывание знаний всегда идёт по схеме:

постановка проблемы – исследование - получение новых знаний.

Затем снова – обнаружение проблемы, её постановка – исследование – добывание новых знаний [36,34].

Научно-исследовательская деятельность – работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Исследовательская деятельность обучающегося начинается с выбора темы. Выбор темы - это один из самых важных элементов исследовательской деятельности. Последовательность этого процесса такова: преподаватель курса "Учебно-исследовательская деятельность" (и учителя – предметники) предлагает группе несколько направлений проведения исследований. Он говорит о том, что ученические исследования можно провести практически по всем "образовательным областям", изучаемым в школе, а также по любой межпредметной теме (см. тему 1). В образовательном стандарте "Базисный учебный план средней общеобразовательной школы" приведены следующие образовательные области: Язык и литература; Естественнонаучные дисциплины - естествознание, физическая география, биология, физика, астрономия, химия, экология и др.;

Общественные дисциплины - история отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономическая и социальная география мира, политология, экономика, социология, психология и другие дисциплины и т.п..

Обучающиеся могут вести исследования и по другим наукам, например: по космонавтике, по электронике, по философии, по искусству и т.д.

Предлагаемые направления исследований учитывают возможности данного учебного учреждения.

Обучающиеся обдумывают предложенные направления исследований и на последующем занятии высказывают свои пожелания преподавателю.

Затем начинается процесс выбора тем исследования учениками. После выбора темы целесообразно составить план работы /ниже приводится примерный план проведения исследования/.

ПЛАН

исследовательской работы члена научного общества учащихся Петрова Олега по теме: "Определение зависимости качества учебы школьников от доминирования левополушарного /или правополушарного/ типа мышления"

Таблица А

N Вид работы Содержание материала, работы Источник информац Начал оконч
  Изучение литературных источников Задача – овладение минимумом знаний по теме исследования Книги, журналы, газеты 1.10 1. 11
  Формулирование цели исследован Цель должна состоять в выявлении зависимости успеваемости по отдел. циклам предм. от правопол (левопол) типа мышления   2.11 9.11
  Выбор метода исследования Методами исследования могут быть анализ, синтез, анкетирование Ротенберг Р. Доровской А. 10.11 17.11
  Разработка методики ведения работ Расписать порядок сбора данных, их анализа, составл. анкет, анкетирование, обработка результатов Оценки. анкеты 18.11 23.11

Петров Олег

В приведенном плане указаны основные рабочие этапы исследовательской деятельности. При классификации рассматриваемых этапов в другом аспекте, по-крупному, можно выделить следующие четыре этапа:

а/ Изучение теорий, принципов, закономерностей, понятий, взаимосвязей, а также фактов, идей, событий и т.п., имеющих отношение к исследуемой проблеме.

б/Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.

в/Описание и объяснение полученных знаний.

г/Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.

Такая классификация исследовательской деятельности довольно прозрачна и понятна. Рассмотрим первый этап. Ясно, что не усвоив уже известных знаний по рассматриваемому вопросу вести исследовательскую работу невозможно.

Изучая исследуемый объект, накапливая знания, обучающемуся надо еще учитывать следующие положения.

1.Наши знания о любом объекте всегда ограничены, и в большинстве случаев абсолютной истиной не являются.

2.Используя в исследовании какую-либо теорию, необходимо знать границы ее применимости.

3.В основе исследования должны лежать факты, добытые из опыта, или взятые из авторитетного печатного источника /литературы, документов, электронных средств информации/.

Здесь же следует указать на то, что учащийся - автор исследования должен обладать знаниями по рассматриваемому объекту в значительно большем объеме, чем это требуется для НИР.

По п.б/ "Непосредственное проведение исследования" нужно изучить "Проведение собственной исследовательской работы" (см. тему 18).

По п.в/ "Описание и объяснение полученных знаний" можно за- метить, что очень важно правильно оценить истинность и значение полученных результатов.

Для правильного выполнения работы по п.в/ необходимо внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями "Создание учебно-научного текста" (см. тему 19).

По п. г/ "Разработка предложений по использованию полученных знаний." можно отметить следующее.

Первое. Если полученные в результате исследования знания не являются новыми в науке и технике, а новые только для класса или для настоящей муниципальной городской гимназии, то автор предлагает выступить перед товарищами с учебно-научным докладом по своей теме.

Второе. Когда полученные при исследовании знания являются вообще новыми, то в этом случае даются предложения как их использовать на практике. Так, например, в г. Геленджике ученик 10-го класса Стороженко Е.В. и ученик 9-го класса Стельмах Ю.И. под руководством кандидата технических наук Попова Е.Д. в 1998г. выполнили работу на тему: "Исследование возможности создания измерителя скорости распространения звуковых колебаний в морском грунте". Они разработали упомянутый скоростемер и в заключении отчета написали: "Экспериментальная проверка скоростемера показала высокую стабильность работы прибора и возможность производить автоматическое измерение скорости звука с точностью до уровня точности калибровочных средств “.

На основании проведенных работ показана возможность создания морского импульсно-циклического скоростемера для проведения непосредственных измерений скорости звука в морском грунте".

Таким образом, при ученических исследованиях возможно получение новых знаний для науки или техники.

Завершением НИР является отчет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.009 с.)