Классификация органов государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация органов государства



Органы государства достаточно разнообразны. Существует больно количество критериев классификации. Основные классификации:

1. По принципу разделения властей:

o законодательные;

o исполнительные – организуют исполнение законов;

o судебные.

Является ли такая классификация универсальной? Все ли звенья отражены в ней? Ответ: нет, т.к. в эту классификацию не вписываются контрольно-надзорные органы, т.к. каждый орган государственной власти имеет строго определенную сферу деятельности, а у прокуратуры такой сферы нет. Универсальный характер предполагает то, что орган государственной власти действует непрерывно, на всей территории РФ. Некоторые ученые выделяют 4 ветку власти – контрольно-надзорную.

Если говорить о данной классификации, то на примере РФ, куда можно отнести Президента РФ? Никуда, т.к. он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, выступает арбитром между органами государственной власти. Это дает основание ученым говорить о 5-ой ветви власти – президентской.

2. В зависимости от способа образования, органы государственной власти подразделяются на:

o выборные (например: Государственная Дума и другие представительные органы);

o назначаемые (назначаются вышестоящими органами, например, министерство);

o смешанные (выборно-назначаемые) – часть состава избирается, часть состава – назначается (например: областная или краевая администрация).

3. В зависимости от порядка формирования органы государственной власти подразделяются на:

o первичные – такие органы государственной власти, которые получают свои властные полномочия непосредственно от источника власти. В демократическом обществе источник власти – народ, т.е. первичный орган получает свои властные полномочия от народа; в монархии источник власти – монарх и т.д.;

o производные – такие органы, которые формируются первичными, т.е. они получают свои властные полномочия от первичных. Например: правительство, министерство, прокуратура и т.д.

4. В зависимости от сроков осуществления полномочий органы государственной власти подразделяются на:

o постоянные – органы, срок полномочия которых ничем изначально не ограничен, причем срок ликвидации заранее не определяется (например: Государственная Дума);

o временные – органы, которые создаются на изначально определенный срок. Как только цель решена, орган прекращает свою деятельность.

5. В зависимости от широты компетенции органы государственной власти подразделяются на:

o органы общей компетенции – такие органы, которые правомочны решать вопросы либо во всех сферах жизни общества, либо в подавляющем большинстве таких сфер (Правительство РФ);

o органы специальной компетенции – органы, которые правомочны решать вопросы только в одной сфере общественной жизни, либо в нескольких смежных сферах (Федеральная служба, министерство). Они делятся на органы отраслевой компетенции и на органы межотраслевой компетенции;

o органы чрезвычайной компетенции – органы, которые создаются для решения конкретных неотложных вопросов государственной жизни (государственная комиссия по расследованию причин ЧП).

6. В соответствии с принципом федерализма органы государства можно разделить на 2 основные группы:

o федеральные органы государственной власти

o органы государственной власти субъектов федерации

7. В зависимости от места органа в иерархии механизма государства выделяют:

o высшие органы государственной власти – такие органы, которые возглавляют определенную систему органов государственной власти;

o центральные органы государственной власти – органы, которые непосредственно подчиняются высшим, но в то же время имеют у себя в подчинении нижестоящие органы (министерство);

o местные органы государственной власти – органы, которые осуществляют государственную власть на местах. Нельзя путать с органами государственной власти субъектов.

33. Государственные учреждения в механизме государства: понятие, виды, значение.

Орган государстваэто юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособ­ленная часть государственного механизма, состоящая из государ­ственных служащих, наделенная государственно-властными пол­номочиями и необходимыми материальными средствами для осу­ществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государст­венного механизма обусловливает значительное число его орга­нов. По различным научно обоснованным критериям они класси­фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, конституциями, уставами субъ­ектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави­тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол­нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио­нирования указанного в предыдущем пункте вида государствен­ных органов (Администрация Президента, аппараты палат Фе­дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга­нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот­ренных видов, представляется обоснованным именовать первич­ными органами, ко второму — вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные орга­ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подраз­деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят­ся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государст­венных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха­рактер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек­тива государственных служащих. Например, Федеральное Со­брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную долж­ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации госу­дарственных органов является их место, роль, функциональное на­значение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.007 с.)