Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории происхождения государства в прошлой и современной науке о государстве.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждая эпоха пыталась объяснить происхождение государства. Исторически первой можно назвать теологическую теорию происхождения государства. Согласно этой теории, государство и право, и все сущее на Земле создано по воли Бога. Государь и правитель – сам Бог, который управляет делами детей своих, или сын Бога, или наместник Бога. Своего расцвета эта теория достигла в период раннего Средневековья и связана с именами: · Апостола Павла; · Августина; · Тентулиана и др. Наибольший вклад внес Фома Аквинский. Он является автором «Теории 2х мечей». Согласно этой теории, Господь вручил церкви два меча: один меч церковь оставила у себя, а второй меч (олицетворяет власть) церковь передала земному правителю. Если правитель получает меч от церкви, то он и должен ей подчиняться. В XIX веке в России эта теория находит место в теории официальной народности: «Российская государственность находится на 3х китах: православие, самодержавие, народность». Теологическая теория сейчас является концепцией государства Ватикан, РПЦ и др. Основной недостаток этой теории в том, что она недоказуема, т.к. существование Бога невозможно доказать. Основное преимущество в том, что ее невозможно опровергнуть. Теория патриархальная. Основоположники: на Востоке - Конфуций, на Западе – Аристотель. Патриархальная теория - получила обоснование в трудах Аристотеля. Неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой -отец — становится главой государства. Пик своего развития теория получила в 17 веке и связано дальнейшее развитие с именем английского ученого Р. Фильмера. В своем труде «Патриархия» он писал о том, что Господь вручил власть над земными делами Адаму, а он вручил свою власть своим сыновьям, которые стали земными государями. Позднее Дж. Локк опровергнул эту теорию: если бы теория была верна, то на Земле существовало одно большое государство как большая семья, либо несколько крупных государств, чего мы не наблюдаем. В России последователем этой теории был профессор Покровский. Эта теория была распространена в России. Следующая теория – теория общественного договора. Своего расцвета она достигает в 17-18 вв. в эпоху буржуазных революции и формируется в противовес теологической теории, где люди сами договорились о создании государства. Представители теории общественного договора: Т.Гоббс, Дж.Локк. Голландская школа: Г.Гроций, В.Спиноза. Французская школа: Ж.Руссо, Ш.Монтескье. В России ярчайшим представителем этой теории был Александр Николаевич Радищев. В догосударственный период люди жили в естественном состоянии: Т.Гоббс писал о том, что естественное состояние заключалось в войне всех против всех. Ж.Руссо – естественное состояние – золотой век человечества, когда все были равными. Однако такое состояние не может продолжаться вечно: война приведет к уничтожению всех, с другой стороны, если нет противоречия, значит - нет развития. На определенном этапе люди объединяются и договариваются между собой о передачи части своей свободы определенному государю. Часть этой свободы передают в обмен на покровительство и защиту. Т.Гоббс выделял 2 общественных договора: 1. Договор объединения. 2. Договор подчинения. Различные представители видели по-разному модель государства. Т.Гоббс – если люди передали свою свободу правителю, то они не могли требовать назад эту свободу, т.е. он выступал за абсолютную монархию. Дж. Локк говорил о необходимости существования ограниченной монархии. Ж.Руссо придерживался мысли о том, что правитель должен распоряжаться переданной свободой только во благо, если правитель злоупотребляет этой свободой, то у народа есть естественное право на свержение этого правителя, т.е. на революцию. Эта теория получила широкое распространение и нормативное закрепление. Положения этой теории были закреплены во всеобщей декларации свобод человека, Конституции США. В долгое время эта теория отвергалась и подвергалась критике. Говорилось о том, что эта теория антинаучна и антиисторическая, т.к. отсутствуют следы такого договора. Однако же общественный договор - это не документ, а общественное сознание. Мы можем найти подтверждение этой теории на примере России: кто владеет нами, того мы и защищаем. Сейчас эта теория признается на столько, что она находит отражение в Конституции РФ: положение ст.2, ст.3, в которой нашли идеи Руссо о народном суверенитете. В противовес теории общественного договора выступает теория насилия. Свое развитие эта теория получает в 19 веке. Основоположники: немецкий социалист К.Аутский, австрийский философ Юрин, немецкий социолог Бунтлович. Государство возникает в результате вешнего и внутреннего насилия. История не дает нам ни одного примера, когда государство возникло не в результате насилия. К.Аутский был представителем внешнего насилия. По его мнению, государство возникает в результате того, что более сильные племена захватывают в рабство более слабые племена, рабами нужно управлять, поэтому возникает государство. Юрин был представителем внутреннего насилия: государство возникает, когда большинство членов общества осуществляет насилие над меньшими членами общества. Где 2 свободных человека, там нет государства, однако где есть 3 человека, то появляется 2-е против 1-го. Оказывая насилие над одним человеком, создается государство. Плюс этой теории: она описывает политическую составляющую государство, однако не описывает социальные причины возникновения государства. Следующая теория – органическая теория возникновения государства. Истоки этой теории лежат в трудах Платона, однако своего развития она достигает во второй половине 19 века. Расцвет этой теории был связан с бурным развитием естественных наук и, особенно, с развитием биологии. После труда Дарвина происходит толчок к развитию этой теории. Основной представитель: Г. Спенсер. По мысли Спенсера и его сторонников, человеческое общество во всем похоже животному сообществу, и на него распространяются законы Дарвина, а именно закон естественного отбора: в человеческом обществе побеждает сильнейший и становится правителем. В целом человеческое общество подобно человеческому организму: в государстве различные государственные органы выполняют функции органов человека. Мозг человека – правитель, идеи общества и государства – клетки человека. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Однако эта теория учла биологические законы развития, но не учитывала вообще социальные законы развития. Психологическая теория возникновения государства. Формируется в конце 19 века - в начале 20 века. Ее основоположником является русский ученый Л.И. Петражицкий, а последователями были З.Фрейд, Г. Тард и др. По их мнению, государство возникает в результате того, что в сознании любого человека есть 2 начала: с одной стороны подчинять себе других людей, с другой стороны – подчиняться. Соотношение этих начал у всех различно. Те люди, у которых выражено 1-ое начало, подчиняют других людей с более выраженным 2-м началом. Таким образом и возникает государство. Эта теория имеет право на существования: эти начала имеют подтверждение. Именно эта теория обратила внимание на субъективные факторы возникновения государства, однако она не учитывала объективные факторы. Ирригационная теория (К.А.Виттофель) происхождения государства обосновывает образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.п.). Историко-материалистическая теория происхождения государства (социально-экономическая). Эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Ф.Энгельс, К.Маркс. Процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса -развитие производительных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло - от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и государству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.007 с.) |