Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «тип государства» и его значение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология – учение о типах, а тип – высший классификационный разряд, выделяемый на основе наиболее значимых сущностных признаков классифицированных явлений. В современной юридической литературе существуют различные подходы к типологии государств. Традиционно выделяют 2 основных подхода к типологии государств: 1. Формационный подход к типологии государства (марксистский подход), Согласно этому подходу тип государства жестко связан с типом общественной формации. По мысли представителей формационного подхода каждое общество в своем развитии проходит строго определенные стадии, которые выступают в качестве общественно-экономической формации, которые строго последовательно сменяют друг друга. Общественно-экономическая формация – уровень развития общества, жестко детерминированный характером производственных отношений, существующих в этом обществе и соответствующим этому характеру уровень развития производительных сил. Выделяют 5 общественно-экономических формаций (И. Сталин): 1) Первобытнообщинная общественно-экономическая формация; 2) Рабовладельческая общественно-экономическая формация; 3) Феодальная общественно-экономическая формация; 4) Капиталистическая общественно-экономическая формация; 5) Социалистическая (коммунистическая) общественно-экономическая формация. Этим 5 общественно-экономическим формациям соответствует 4 формационных типа государств: 1. Рабовладельческое государство; 2. Феодальное государство; 3. Буржуазное государство; 4. Социалистическое государство, При этом, каждое общество строго последовательно проходит все эти формации. Причем смена общественно-экономических формаций и смена формационных типов государства происходит в результате социальной революции. Учение о социальной революции – это одно из важнейших достижений марксизма и социалистического подхода. Социальная революция происходит, потому что прогрессивные производительные силы (рабочий класс) входят в конфликт с консервативными производственными силами (буржуазный класс). При этом социалистическое государство с позиции формационного подхода рассматривается противоречиво: с одной стороны, социалистическое государство – высший тип государственности, с другой стороны, такой тип государства рассматривалось как полу-государство, умирающее государство, на смену которого должно прийти коммунистическое государство. Недостатки формационного подхода: 1) Основной недостаток такого подхода – жесткая однолинейная заданность, детерминированность. Общество более разнообразно и в жесткую систему загнать общество невозможно. 2) Еще один недостаток: жесткая детерминированность обоснуется только лишь экономическим развитие общества. Необходимо учитывать другие факторы: социальные, духовные, культурные и т.д. 3) Также формационный подход не является универсальным: когда мы говорим о восточных типах государства, то невозможно выделить какие-либо общественно-экономические формации. Однако полностью отвергать формационный подход мы не можем, т.к. формационный подход связан с социальной дифференциацией, которая является движущей силой развития любого общества. Еще один недостаток формационного подхода – такой подход конечен, т.е. любое общество обязательно достигнет конца своего развития. Однако такого быть не может, т.к. в этом случае общество пойдет по обратному пути. 2. Цивилизационный подход – за основу берется цивилизация. Основоположник – Тоинбби. В своей книге «Достижение истории» он сформулировал определение цивилизации и выделил основные типы. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое локальное состояние общества, определяемое особенностями его социокультурного, нравственного, духовного в т.ч. религиозного развития. При этом он выделял: · древние цивилизации; · особенные цивилизации; · современные цивилизации. Этот подход имеет право существовать, т.к. он позволяет уйти от жесткой линейной программированности, а также позволяет в большей степени оценить многообразие государств. Недостатки этого подхода – в большей степени такой подход характеризует тип общества, а не государства. Несмотря на многогранность, этот подход является также односторонним, т.к. учитывая культурную составляющую, он не учитывал экономическую составляющую государства. Исправить положение попытался Ростоу, который разработал теорию стадий экономического роста в рамках цивилизационного подхода. По его мнению, каждое государства в своем развитии проходит несколько экономических стадий (последовательно): - традиционное общество – общество, основанное на натуральном обмене и аграрном секторе производства; - развивающееся общество – переход от натурального обмена к обмену натурально-денежному; - общество экономического сдвига – переход к мануфактурному производству; - переходное общество – общество, основанное на машинном производстве; - общество высокого уровня потребления – общество, которое достигает такого уровня развития, где большинство членов этого общества могут удовлетворить свои потребности. В таком обществе стираются социальные противоречия («государство всеобщего благоденствия»). Существуют другие подходы к типологии государств: 1) Личностный подход (политико-правовой подход). В рамках такого подхода тип государства связывается со степенью правовой свободы личности. В качестве мерила выступает объем правовой свободы личности. Автор такого подхода – Гегель, в российской правовой школе этот подход разрабатывался Назаровым и Мерксесансом. С точки зрения такого подхода выделяются следующие типы государств: · деспотические государства – свободен только правитель; · античные государства – свободны немногие (граждане полисов); · сословные государства – свободны некоторые представители привилегированных сословий; · социальное государство – свободны все. 2) Социо-религиозный подход – тип государства связывается с его отношением к религии. В России подход разработан Морозовой. Типы государств по такой типологии: · Теократическое государство – в таком государстве существуют наиболее тесные связи с религией, а во главе государства стоит религиозный лидер – глава церкви; светская власть подчиняется религиозной власти. В таком государстве господствует одна религия (государственная религия). · Клерикальное государство – это государство, в котором господствует одна религия, но наряду с такой религией признаются и другие конфесии, но при этом одна религия признается государственная. При таком государстве передает церкви ряд своих функций – передача актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.). Пример такого государства – Российская Империя, современная Англия. · Светское государство. Светским называется такое государство, в котором происходит разделение государства и церкви – церковь отделена от государства, а школа отделена от церкви. В таком государстве признается религиозное многообразие – ни одна из религии не должна быть признана в качестве государственной. Церковь наделяется статусом юридического лица – она выступает собственником юридического имущества. Государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не вмешивается в дела государство. Закрепляется свобода совести и свобода вероисповедания. · Атеистическое государство. Такое государство полностью отрицает религию. Здесь личность лишается права на свободу вероисповедания, церковь лишена статуса юридического лица, имущество церкви признается государственной собственностью, а также политические гонения на верующих и церковнослужителей. Пример: СССР с 1918г. до 1942г., Албания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.007 с.) |