Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федерация как особая форма государственного устройства, основные признаки и виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федерация (от лат. «federato» - союз) – это сложное союзное государство, части которого формируются по административно-территорильному либо национально-территориальному принципу и обладают определенной степенью политической и экономической самостоятельности. Это определение показывает, что федерация – это хотя и сложное, союзное, но в то же время единое государство и поэтому, характеризуя федерацию, можно определить как сложное государство, с другой стороны – как единое государство. Признаки федерации как сложное, союзное государство: - территория федерации состоит из территории её субъектов. Субъекты могут называться по-разному (штаты, республики, края и т.д.); - в федеративном государстве существует 2х-уровневая система органов государственной власти, т.е. есть федеральные органы государственной власти, и есть органы государственной власти субъектов федерации. При этом между федеральными органами и органами субъектов федерации должны быть очень конкретно распределены предметы ведения и полномочия, т.е. законодательно (на конституционном уровне) должно быть определено какими вопросами могут заниматься только федеральные органы государственной власти, а каким – органы субъектов. Существует прямая модель и обратная модель – узкая сфера вопросов, которые решает федерация. В РФ вопрос о разделении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов государственной власти указан в ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Статья 71 Конституции РФ исчерпывающим образом определяет круг вопрос, относящихся к исключительному ведению федерации. Статья 72 также исчерпывающим образом определяет перечень вопросов, отнесенных к совместному ведению. Статья 73 определяет вопросы ведения субъектов федерации: все вопросы, которые не вошли в ст.71, 72, решают субъекты. - наличие 2х-уровневой системы законодательства, т.е. есть федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Приоритет зависит от сферы ведения: либо исключительно федерации, либо субъекта; - как правило, формальным признаком федеративного государства является наличие бикамерального парламента, т.е. 2-хпалатный парламент, где одна палата представляет интересы всех граждан (Государственная Дума), а вторая – интересы субъектов (Совет Федерации); - в федеративном государстве существует 2-хканальная налоговая система, т.е. есть федеральные налоги (собирают на всей территории и поступают в федеральный бюджет) и местные налоги (в местный бюджет); - в федеративном государстве может быть предусмотрено двуединое гражданство, т.е. лицо является одновременно гражданином и федерации, и соответствующего субъекта. Нельзя путать с двойным гражданством; Признаки, характеризующие федерацию как единое государство: - субъекты федерации суверенитетом не обладают, суверенно само государство в целом; - ни одна современная федерация не признает за своими субъектами права на сецессию, т.е. выхода субъекта федерации в одностороннем порядке. Такое право было закреплено лишь в СССР; - существуют единые вооруженные силы и только федеральные. Субъекты федерации свои вооруженные силы создавать не могут; - единое экономическое и таможенное пространство. На территории федеративного государства признается свобода перемещения товаров, услуг, труда и финансов и не могут создаваться административные и таможенные барьеры; - единая денежная система, единая общегосударственная валюта, субъекты не имеют своей валюты; В зависимости от способа образования субъекты федерации подразделяются на: · конституционные; · договорные; · конституционно-договорные. Конституционная федерация – федерация, построенная «сверху», т.е. инициатива исходит от центральных органов государственной власти (на основе Конституции). Примеры: РСФСР, ФРГ, Бельгия и т.д. Договорная федерация – федерация, которая построена «снизу», т.е. инициатива создания исходит от будущих субъектов федерации. Примеры: СССР, США. Смешанная федерация – такая федерация, в основе формирования которой положены и конституционные, и договорные начала. Пример: Российская Федерация: основы закреплены в Конституции, но наряду с Конституцией действуют федеративные договоры. Эти договоры были заключены в марте 1992 года: 1) Разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ; 2) Разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ; 3) Разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономных областей и автономных округов в составе РФ; В зависимости от принципов формирования федерации бывают: · национально-территориальными; · административно-территориальными; · смешанными. Национально-территориальная федерация строится по национальному признаку – каждый субъект федерации представляет собой территориальную единицу, в которой проживает одна национальность. Примеры: СССР, Югославия, Бельгия, Чехословакия. Административно-территориальная федерация строится по административному признаку. Например: США. Смешанная федерация – в основе лежат и национальные субъекты, и административные субъекты. Пример: Россия (республики, автономные области и края – национальные; края, области, города федерального значения – административные). В зависимости от правового положения субъектов, федерация подразделяются на: · симметричные; · ассиметричные. Симметричной федерацией называется такая федерация, в которой субъекты обладают равными статусами. Например: США. Однако полностью симметричной федерации не существует. Ассиметричные федерации – субъекты обладают неравным статусом. Например: ФРГ, т.к. германские земли имеют неравное представительство в верхней палате парламента. Все зависит от численности населения земель. В ст. 5 Конституции РФ в ч. 1 и 4 сказано о том, что все субъекты равноправны, однако в ч.2 ст.5 Конституции РФ сказано об особом статусе республики. Ранее были возможны 2-хсторонние договоры между федерацией и субъектами федерации. Новые 2-х сторонние договоры заключаться не могут, а старые – не могут быть расторгнуты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.006 с.) |