Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство и право появляются именно из первобытного общества. Чтобы нам понять, как и почему возникло государство и право, нам необходимо рассмотреть, что предшествовало возникновению государства. Человеческий вид «homo homo sapiens» появился порядка 40 тыс. лет назад или 2 млн. лет назад. Социальной основой первобытного общества был род – первоначальная форма человеческого общежития, которая представляет собой обособленное относительно небольшое сообщество людей, основанное на кровных родственных связях, т.е. в родовой общине все были кровными родственниками. Экономической основой первобытного общества была присваивающая экономика – тип хозяйства, основанный на присвоение даров природы, т.е. люди сами материальных благ не производят. Основой такой экономики были собирательство и охота. При этом разделение труда в родовой общине производилось по половозрастному признаку: мужчины охотятся, женщины и дети занимаются собирательством. В основе присваивающей экономике были 2 основополагающие признаки: 1. Рецепроктность – все добыто всему членами общины обобществлялось, шло в общий котел. 2. Редистрибуция – распределение, т.е. все добытое и обобществленное в дальнейшем делится между всеми членами рода. Такая модель получила название первобытнообщинный коммунизм. Такая экономика предполагала и модель управленческую. Высшим органом социального управления в родовой общине было общее собрание всех взрослых членов рода (мужчины и женщины). На этом собрании решались все наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью рода. Для решения бытовых споров в общине избирался старейшина. Как правило, старейшиной избирался самый опытный и мудрый член рода. Власть старейшины основывалось исключительно на его авторитете: у него не было специальных механизмов подчинения его воли. В повседневной жизни старейшина не пользовался никакими привилегиями и во всех общих делах рода он участвовал наравне со всеми. Такая модель называется в научной литературе первобытнообщинная демократия. Можно сделать вывод: в первобытнообщинном обществе субъект и объект управления совпадают. Субъект – тот, кто управляет, объект – тот, кем управляют. Субъектом управления выступал род, все его члены, объектом управления выступал каждый член рода. Нужно сказать о том, что любое общество всегда существует по определенным правилам: в любом обществе существуют определенные нормы. Такие нормы были и в первобытном обществе: первобытные обычаи. Обычай – исторически сложившееся правило поведения людей в обществе, передаваемое из поколения в поколение, и в результате становится привычным. Первобытные обычаи носили характер мононорм – первобытные обычаи были едиными неделимыми правилами поведения, т.е. не существовало деление системы социального поведения на отдельные виды, что происходит в современном обществе. При этом такой единый обычай содержал в себе нормы правового, морального и религиозного поведения. Обычаями становились не любые правила, а только наиболее рациональные правила. Родовые обычаи носили локальный характер – у каждого рода были свои собственные обычаи. Исторически первыми обычаями были табу, т.е. запреты. Вся система социального регулирования начиналась с запретов. Например: табу на утаивание пищи, запрет на охоту святого животного и т.д. Первобытные обычаи носили характер позитивного обвязывания, т.е. нельзя выделить права и обязанности (право были обязанностью, обязанность была правом). В первобытном обществе не было специальной системы принуждения к обычаю: исполнение обычаев обеспечивалось силой общественного мнения. Обычаи нарушались – это было движение вперед. Наказания существовали: самое страшное наказание – изгнание из рода. Сознание людей первобытного общества было коллективным, человек не осознавал себя как личность и не мог существовать вне рода. Такая система социального регулирования существовала достаточно длительное время (порядка 30 тыс. лет). На определенном этапе развития человеческого общества на смену такой системе регулирования приходит государство и право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.007 с.) |