Характеристика главных исторических регионов Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика главных исторических регионов Украины



Особенности геополитического положения Украины

ПРОШЛОЕ

Геополитека как наука была создана в Германии профессором Хаус-Хофером в 20-х как реакция на анализ значимости государства в зависимости от него.

Положение Укр. содержит как + так и -: в древности через е земли шел путь великого переселения народов, что приносило великие материальные потери, ассимиляционные процессы, но так же они налаживали контакты с другими цивилизациями, Укр. территория - путь "из варяг в греки" - связующее звено между северными и южными территориями, выход на другие континенты через Черное море. С древних времен центр развития Укр.государства - ее южный пространство, в отличие от северо-востока, где доминирует монополия российского государства.по военно-полит. и эк. мощи, а именно территория Украины была размещена в центре всех этих государств и все хотели ее завоевать в своих целях. Восток и Запад неоднократно претендовали на украинские земли, часто приводило к уничтожению Украины или создавало опасность быть втянутым в чужой конфликт. В отношениях между Востоком и Западом Украины вынуждена балансировать, не отдавая абсолютного преимущества одному из этих соперников.

СЕЙЧАС

Украина расположена очень удачно: она охватывает полукольцом часть Черного и Азовского морей и граничит с Румынией, Чехией, Польшей, Белоруссией, Россией. Выход к Черному морю является одной из важнейших черт геополитического положения нашего государства. Благодаря этому Украина является одной из влиятельных черноморских стран. Торговые и пассажирские перевозки, военные учения на Черном море часто происходят с участием Украины. С другой стороны очень важными для государства являются отношения с Молдовой, Беларусью и Россией - также бывшими советскими республиками. Это не только торговые, но и политические отношения: в известной мере Украина является союзником этих государств. Огромное значение для Украины имеют отношения с Польшей - нашим главным европейским партнером

- Сегодня огромное значение в мире имеют энергоносители - нефть и газ. Разработка месторождений энергоносителей в бассейне Каспия интересует весь мир. И не исключено, что газо-и нефтепроводы, которые понесут топливо в Европу, пролягут именно через территорию Украины.
3 История развития национальной символики.

Летом на квартире ЧУБИНСКОГО в Киеве состоялась вечеринка где были студенты разных наций: Сербы, Поляки, а так же девушки из пансионата. Именно на этой вечеринки Чубинский, Рыльский, Вербицкий, Свенсицкий и придумали эту песню которая позже станет гимном.

15 марта 1939 эта песня стала гимном Карпат.Укр. В период фашистской оккупации исполнение этой песни не преследовалось.

15 января 1992 Верховная Рада Украины утвердила только музыку Вербицкого В.Г спорила с января 1992 по 2003 за слова.

В марте 2003 утвердила усеченную музыку гимна.Первые флаги на Руси были треугольные разных цветов (известно 68 флагов от времени Руси 147 из которых были красные)

Впервые сине-желтый флаг -188 когда мать императора Автров-Венгрии подарила украинцам сине–желтый флаг. В 1918 этот влаг УЦР приняла желто–синий. Флаг УССР был крассно-лазоревый.28 января 1992.Г. приняла сине-желтый флаг.

Трезубец как символ был у большинства народов ибо число 3 магическое, по этому В.Г. приняла трезубец как символ страны 19 февраля 1992 года в качестве МАЛОГО герба Украины

Главные национальные украинские цвета - барвы - это желтый и голубой (блакитный). Они считаются государств.(державными) и употребляются предпочтительно и чаще всего только в сочетании. Нац.цветом считается также синий (темно-синий), который употребляется отдельно. Жовто-блакитное сочетание имеет еще более позднее происхождение и связано с пожалованием в 1708 г. Во время гражданской войны 1918 - 1920 гг. жовто-блакитный цвет приобрел легитимность и употреблялся как нац.войсками Петлюры, Директории и ЗУНР в Галиции, а во время 2мир. войны - отрядами Бандеры. Ныне - это офиц. государственный цвет флага Республики Украина.

 

 

Поздний етап

За позднего периода ТРК значительно распространилась территория, заселенная трипольцами: на земли сх. Волыни, бассейна p. Случи и Горыни, оба берега Киева. Поднепровья и степи сев.-защ. Причерноморья, где трипольцы сталкивались с носителями ин. культур. Значительно возросло значение скотоводства. Скотоводство полукочевому характера состояло преимущественно из мелкого рогатого скота (овцы, козы). Заметное значение приобрел лошадь (Усатово). С этого периода, по мнению некоторых специалистов, состоит патриархальный строй. Под влиянием контактов с племенами др. культур, когда в начале III тысячелетия до н. е. степь. зону, южн. районы Лесостепи Сх. Европы и Днепровского бассейна занимали скотоводческие племена т. зв. ямной культуры, что шли из степей Поволжья и Подонья в поисках новых пастбищ, в культуре позднетрипольских топоров племен исчезает много черт, характерных для Т. к. предыдущего времени. Меняется характер жилстроительства, исчезает спиральная орнаментация в мотивах росписи посуды и типовые трипольские его формы, зато появляется новый тип посуды, орнаментированного оттисками шнура, схематизується антропоморфная пластика. Появляется новый тип погребения в ямах с насыпью и без насыпи с каменной обкладкой вокруг и творится обряд погребения, подобный обрядовые соседних патриархальных племен ямной культуры. Усатівські племена зап. районов Сев. Причерноморья и нижнего Поднестровья (сс. Усатово, Галеркани, Борисовка, Маяки и проч.) были ассимилированы носителями ямной культуры, следовательно праіндоєвропейцями. Ист. судьба др. позднетрипольских топоров племен была различна; изменения в их культуре Сэр. и Гор. Поднестровья связанные с появлением на этой территории племен культуры шаровидных амфор (ран. бронза).
5 Скіфо-Сарматська доба в Україні.Україна та античний світ

1ым этнич.образованием на территории Укр. были Киммерийцы (IX –

1 пол.VII в. До н.э.), "прославленные кобилодойци". Вспоминают о них античные авторы Гомер, Геродот, Каллимах, Страбон.Ассирийские клинописные источники упоминают об этом народе под именем "гамирра". Они заняли значительную территорию между Днестром и Доном, а также Крымский и Таманский полуострова. Большинство ученых считает что киммерийцы являются ветвью древнеиранского кочевого народа, генетически близкого к скифам. Они первыми перешли к кочевому скотоводству, первыми стали выплавлять железо.

Имея своих царей К так и не смогли создать полноценное госуд. В VII в. до н.э. мощная волна скифских племен вытеснила К из Причерноморья.

Покорив большинство местного населения причерноморских степей Скифы во 2пол.VII в.дон.э. образовали политически консолидированное объединение племен - Великую Скифию, просуществовавшая до III в.до н.э. По Геродоту территория этого государственного образования располагалась в междуречье Дуная и Дона. Все население Скифии делилось на две большие группы: мигрирующие племена (С -кочевники, населявшие степные р-ны на восток от Днепра и царские С, которые кочевали побережьем Азовского моря и степным Крымом) иоседлые племена (эллино- С -каллипиды вблизи г. Ольвия, С -земледельцы на Левобережье, С -пахари западнее Днепра). По мнению некоторых ученых мигрирующие племена имели иранское происхождение, а оседлые с их традиц.земледельческой культурой-принадлежали к праславянского корня.

В конце V в. до н.э. у скифов образовалось рабовладельческое государство во главе с царем ("варварская демократия").

III в. до н.э. - Период упадка С-го государства. Под давлением сарматских племен владения С значительно уменьшаются, им удалось сохранить лишь узкую полосу Ниж. Поднепровья и Степной Крым. Новое государство - Малая Скифия, столица г. Неаполь. Прекратила свое существование Малая Скифия на поч.ИИИ ст. н.э.

Сарматы, что на исторической арене сменили скифов, как и последние, длительное время (более 600 лет) занимали широкие просторы - от прикаспийских степей до Паннонии.

Они активно влияли на события в античном мире, постепенно видживав, и в раннеславянского, что только рождался. Тесно контактируя с земледельческими племенами северокавказского региона, зарубинецкой и позднескифских населением Приднепровья и Крыма, сарматы влияли на формирование и развитие их культур.

Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н.э. сарматские племена языгов, роксоланов, аорсов, а чуть позже и аланов волнами двигались на запад в поисках новых территорий, новых пастбищ. Античные авторы, упоминая о них, подчеркивали их агрессивность и воинственность.

Массовое переселение сарматских племен на территорию Север. Причерноморье началось с конца II в. до н.э. Расцвета сарматское общество достигло в I в. н.э.Сарматское общество находилось на переходном этапе от доклассовых отношений, а хозяйство в целом мало черты их предшественников. В военном деле они отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что "когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может оказать сопротивления". В бою пользовались арканами, длиннее чем у скифов мечами, копьями.

 

Культура Киевской Руси

Основой культуры Руси была многовековая самобытная культ.традиция восточнослав.племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хоз. укладе славян давно уже преобладало земледелие - подсечно-огневое в полесской зоне и пашенное - в лесостепи. Для обработки земли предки современных украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двопілля - одно поле было засеяно, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хоть и очень важными, промыслами.

Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались в основном мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским. На Руси сложился перевод про братьев-кузнецов, которые победили в битве жахливогодракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им борозду «змиевых валов» -- оборонительных сооружений вокруг Киева (длина их в Украине-более 2 000 км, И датируются тысячелетием до н. е. -- И тысячелетием н. е.). В Х веке мастерство киевских кузнецов и литейщиков получила признание далеко за пределами Руси. Персидский географ за столетие до Нестора писал: «Там изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они вновь расправляются сами».Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукнаі полотна, им было знакомо сложное малюнкове ткачество и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о кожемяка -- людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а за готовым изделием: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был обладать по крайней мере несколькими специальностями.

Торговля продуктами с/х и ремесла, что зарождалась, сначала носила характер обмена как внутри общины, так и между племенами и землями. Впоследствии зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют клады серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати монеты византийских императоров Анастасия I (491--518 гг.) и Юстиниана I (527--565 гг.), найденные археологами на Замковой горе, послужили одним из доказательств даты возникновения Киева, по крайней мере в конце V века. н. е. Некоторые соврем.ученые, опираясь на археологические и письменные свидетельства (в древних культурных слоях Киева найденные корінфські и римские монеты V--II ст. к н. е., греческий светильник IV века до н. е., 6 тысяч римских монет II--IV ст. н. е.), а также неоднозначную ідентифікованість упоминавшихся в древних источниках названий города: Гелон, Куенугард, Кіенуборг, Гунагард подобное, считают Киев еще более древним городом.

Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда рус.купцы (рузарії, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.

Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI веке готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов леса и болота», то в IX веке скандинавы называли Русь Гардарікою -- «страной городов». До начала Х века в летописях упоминаются более двадцати городов, до XII века-около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием -- уже более трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли «соперником Константинополя». Так, европейский хронист Титмар Магдебургский в своей хронике 1018 пишет про Киев как столицу королевства, большой город, в котором более 400 церквей, 8 рынков, бесчисленное количество жителей».

Искусство Киевской развивалось в общем русле средневековой европ. культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые вековые традиции языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как головнийбудівельний материал использовалась древесина, которая была в изобилии доступна. В центре поселений находились «грады», которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских «градах» сооружалась из срубов - - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые дома, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов. Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительства. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые представляют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов. Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной том, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240, когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент. Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирование соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе свода с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды -- полукруглые выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (междурядные пространства). Особое значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение-концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, томолитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листьями. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными. Изобразительное искусство Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра. Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сирійштукатурці -- покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения малюнкаі красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты -- кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая - свыше 30, красная и синяя-по 20 и т. д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую

Границы

ГВК было образовано в конце 12 века, путем объединения Г и В кн яжеств. Его земли простирались в бассейнах рек Сяна, Верхнего Днестра и Западного Буга. Княжество граничило на востоке с русскими Турово-Пинским и Киевским княжествами, на юге - с Берладдю, а впоследствии Золотой Ордой, на юго-западе - с Венгерским королевством, на западе-с Польским королевством, а на севере-с Литвой, Тевтонским Орденом и Полоцким княжеством.

Карпатские горы на юго-западе служили естественной границей ГВК а, отделяя его от Венгрии. В 1320-х годах этот рубеж был отодвинут южнее в связи с присоединением Г князьями Закарпатья. Западную границу с Польшей утвердился по линии, проходившей по рекам Яселкою, Віслоком и Саном, а также по суше на 15-30 км на запад от реки Вепрь. Несмотря на временные захвата поляками Надсяння и присоединения Люблина русичами, западный рубеж ГВК а был довольно стабильным. Северная граница княжества проходила по рекам Нарев и Ясельда, на севере Брестской земле, но часто менялась через перманентные войны с Литвой. Восточную границу с Турово-Пинщиной и Киевщиной проходил через Припять, Стырь, по правой стороне реки Горыни. Южная граница ГВК а начиналась в верховьях Южного Буга и достигала верховьев Прута и Серета. Вероятно, с 12 по 13 века территория современного Подолья, Молдавии и Нижнего Дуная также находилась в зависимости от галицких князей.

(ГВК) ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 13-НАЧАЛЕ 14 ВЕКА.

Внутреннее разделение

Начиная с 1199 года, граница между Г и В княжествами оставляла по Г стороне города Любачев, Львов, Голые Горы, Плиснеск, а по В - Белз, Бужск, Кременец, Збараж и Тихомль. Территория обоих княжеств разделялась на отдельные земли или княжества.

Волынь образовывала одно Владимирское кн. со стольным градом Владимиром, которое в результате междоусобиц и наследственных разделов владений было измельченное на мелкие удельные кн-ва. Среди них были Луцкое кн. с центром в Луцке, Дорогобужский кн. с центром в Дорогобужі та Пересопницьке кн. с центром в Пересопнице на востоке, Белзское кн. с центром в Белзе на юге, Червенське кн. с центром в Червеніна юго-западе, Холмске кн. с центром в Холме на западе, а также Берестейське кн. с центром в Бересте на севере.

Галичина состояла из четырех основных кн., которые то ликвидировались при сильной кн.власти, то снова возникали из-за ее ослабления. Этими кн. были Галицкое кн. с центром в Галиче в сердце Подкарпатье, Звенигородское кн. с центром в Звенигороде на севере, Перемышльское кн. с центром в Перемышле на западе и Теребовльське кн. с центром в Теребовле на северо-востоке. В середине 13 века, во время правления Даниила Романовича, все четыре земли Подкарпатья были объединены в рамках одного Галицкого кн.. Составной Галиции были также земли над средним Днестром, что назывались с 13 века Низовьем, а позже - Подольем.

Разделение на малые земли-княжества сохранялся до конца 13 века. Позже встречаются лишь названия Галиции и Лодомерии как названия двух составных частей Галицко-Волынского княжества.

Населення, на основе которых можно провести подсчет населения Галицко-Волынского кн., не сохранилось. В Галицко-Волынской летописи есть упоминания о проведении князьями переписей и составления списков подконтрольных городов и сел, однако данные самих переписей отсутствуют, а списки населенных пунктов, обычно, не полные. Известно, что Г - В князья часто практиковали переселение жителей с завоеванных земель к Володимирщини,Холмщины и Галичины. Население этих территорий также увеличивалось за счет беженцев из южных и восточных княжеств Руси, которые «бежали из татар».На основе ист.документов и топографических названий можно предположить, что треть или больше и сегодня существующих поселений Г и В возникла не позднее суток ГВК, а их жители были преимущественно славянами-русинами. Кроме них существовали немногочисленные поселения, основанные пленными поляками, «литовцами» - прусами, ятвягами и литвинами, а также представителями кочевых народов. В городах княжества существовали ремесленно-купеческие колонии немцев, армян, сурожців.Объединение Г и В было совершено В князем Романом Мстиславичем, сыном Мстислава Изяславича. Воспользовавшись беспорядками в Г, он впервые занял его в 1188 году, но не смог удержать его под натиском венгров, которые также вторглись в Г земле на призыв местных бояр. Второй Роман присоединил Г к В в 1199 году после смерти последнего Г князя из рода Ростиславичей. Он жестоко подавил местную боярскую оппозицию, что сопротивлялась его попыткам централизовать управление, и заложил основы единого ГВК В то же время Роман вмешался в борьбу за Киев, который получил в 1204 году, и принял титул Великого князя Киевского. У1202 и 1204 годах он совершил успешные походы на половцев, чем завоевал популярность среди простого населения. В начале 12 века Роман превратился в самого могущественного правителя Восточной Европы, которого летописцы называли «великим князем», «самодержцем всей Руси» и «царем в Русской земле».[10] Однако реализовать до конца своих планов он не смог через войну с Польским королевством, в котором погиб в 1205 году.[11]Объединив бывшие владения отца Романа, братья Даниил и Василько распределили полномочия. Первый сел в Галиче, а второй в Владимире. Лидерство в этом дуумвирате принадлежало Данилу, как старшему сыну Романа Мстиславича.Перед монгольским нашествием на русские земли Галицко-Волынское княжество успело расширить свои границы. В 1238році Даниил Романович вернул северо-западные земли Берестейщины и занял город Дорогочин на севере, который находился во владении добжинской крестоносцев[15], а также в 1239 году присоединил к своим землям Турово-Пинское и Киевское княжества на востоке, вместе с столицей Руси-Киевом.С приходом монголов позиции галицко-волынских князей пошатнулись. В 1240 году азиатские полчища взяли Киев, а в 1241 году вторглись в Г и В, где разорили множество городов, включая стольними градами Г и Владимиром. Поскольку княжеская власть не сумела противостоять монголам, против нее в очередной раз выступила боярская верхушка. Слабостью княжества воспользовались западные соседи, которые попытались захватить Г. В ответ Романовичи захватили у1244 году польский Люблин, а в 1245 году разбили войска венгров, поляков и мятежных бояр в битве под Ярославом. Боярская оппозиция была окончательно уничтожена и Даниил смог централизовать свое управление. Усилением позиций Г-В земель были недовольны в Золотой Орде, которая потребовала передать ей Г. Не имея сил противостоять монголам, Даниил был вынужден признать сюзеренитет золото-ордынского хана в 1245 году, но добился подтверждения своих княжеских прав на Галицко-Волынские земли. Попав в зависимость от монголов, князь устремил свой внешнеполитический курс на образование антиординської коалиции государств. С этой целью он заключил союзы с Польшей, Венгрией, Мазовією и Тевтонским Орденом, а также захватил ятвяжские земли и Черную Русь в 1250--1253 годах, чем ликвидировал угрозу нападений литовцев на Волынь. В 1253 году Даниил принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы Иннокентия IV, который обещал организовать крестовый поход против монголов. Однако центральноевропейские страны не владели силами, которые были способны противостоять Золотой Орде, а их воины не имели достаточной мотивации для похода в южнорусские степи, в противовес библейским землям Палестины. Соответственно, несмотря на надежду Даниила, коалиция не сложилась и он вынужден был самостоятельно воевать против монголов. Первая война 1254--1255 против орд Куремсы была победоносной, однако привлечение монголами элитных войск полководца Бурундая в 1259 году заставило русичей капитулировать. По его приказу князья разрушили замки в своих землях и присоединились к ордынской походы на Литву и Польшу.В 1264 году Даниил умер, не сумев завершить освобождение Галицко-Волынского княжества из-под ордынской зависимости. Княжение потомков ДаниилаВо второй половине 13 века, после смерти Даниила и Василька, галицко-волынские земли форм ально остались одним государством, но внутри ее происходило соперничество между Волынью, которую возглавлял Владимир Василькович, и Галицией, которой правил Лев Данилович. Отдельные незначительные уделы имели другие сыновья Даниила Галицкого. Мстиславутримував Луцк, а Шварно - Холм с Дорогочином. Начался постепенный упадок Г-В государства. У1270-х годах от нее отошли турово-пинская и ятвяжские земли. Некоторой компенсацией было повторное взятие Люблина у1289 году и присоединение части Закарпатья в 1299 году. Впрочем, при княжении Владимира и Льва, ГВК оставалось вассалом Золотой Орды, выполняя роль его авангарда на Западе.В начале 14 века единство ГВК была восстановлена сыном Льва, королем Юрием I. В 1303році он добился от Константинопольского патриарха признание отдельной Малороссийского митрополии. Во внешней политике Юрий И поддерживал союз с Тевтонским орденом для сдерживания Литвы и Орды, и союз с Мазовією, направленный против Кракова. После его смерти в 1308 году Галицко-Волынское княжество перешло к его сыновьям Андрея Юрьевича и Льва Юрьевича, которые начали борьбу против Золотой Орды, традиционно полагаясь на тевтонских рыцарей и мазовецких князей. Предполагают, что оба сына Юрия погибли в бою против ордынцев или были отравлены ими в 1323 году. Последним галицко-волынским монархом стал Юрий II, сын дочери Юрия I Марии и мазовецкого князя Тройдена. Он урегулировал отношения с Золотой Ордой, признав свою зависимость от нее и осуществив в 1337 году совместный с ордынскими войсками поход на Польшу. Поддерживая мир с Литвой и Тевтонским орденом, Юрий II был в неладах с Польшей и Венгрией, которые готовили совместный наступление на ГВК. Во внутренней политике он способствовал развитию городов, предоставляя им магдебургское право, активизировал международную торговлю и стремился ограничить власть боярской верхушки. Для реализации своей политики Юрий II привлекал немало иностранных специалистов и помогал унійним процессам между православием и Римской Церковью Эти меры вызвали недовольство бояр, которые в конце концов отравили князя в 1340 году. Смерть Юрия II положила конец независимости Галицко-Волынского княжества. Начался период борьбы за Г и В, закончившийся порабощением этих земель соседними государствами. На Волыни был признан князем Любарт-Дмитрий, сын литовского князя Гедимина, [18], а в Г реальную власть захватили местные бояре во главе с Дмитрием Дядькой. В 1349 польский король Казимир III организовал против ГВК великий поход, захватил Г земли и начал войну с литовцами за В. Длительный конфликт между Польшей и Литвой закончился в 1392 году тем, что Г с Белзской землей и Холмщиной вошла в Польского королевства, В к Великому княжеству Литовскому. ГВК окончательно перестало существовать.

 

Сопротивление унии

С самых начал православное духовенство отвергло унию. Униатское же - провозгласив унию, признал власть римского папы, приняло основнідогмати католической церкви, сохранив, однако, православные обряды и службу на церковнославянском языке. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным), униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане сравнялись в правах с католическим мещанством. Дополнительно польско-шляхетское правительство считало унию обязательной для всех православных на территории РП, с тем, что православная религия оказалась вне закона.

Реакция на унию

Поскольку уния иногда насаждалась силой, украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества. Это была борьба против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела нац.-освободит.характер - и в то же время была борьбой укр. и белорус. народов за сохранение и укрепление связей между ними. Решающую роль в ней сыграли крестьянско-казацкие восстания конца 16 века - 20-30-х годов 17 века, направленные против социального гнета польских и украинских феодалов и иностранного господства.

Против унии протестовала значительная часть православной шляхты, некоторые магнаты (князь Константин Острожский), большинство духовенства. Был издан ряд антиуниатских полемических произведений. Особое место среди них занимали произведения выдающегося украинского писателя И. Вышенского.В 1620 году, при содействии гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимским патриархом Теофаном было відновленно высшую иерархию православной Киевской митрополии и в чин Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иова Борецкого.

Вследствие сопротивления укр. и белорус. народов польско-шляхетское правительство в начале 1630-х годов вынужден был издать «Статьи для успокоения русского народа», которые узаконивали легальное существование православной церкви. Однако эти «Статьи» не прекратили наступления католицизма и унии. Народ. освободит. война 1648--1654 годов привела к полной ликвидации унии на Левобережье.

15. Люблинская уния и ее последствия.Украинские земли в составе Речи Посполитой

Люмблінська умнія 1569 (от лат. unia - союз) - соглашение об объединении Королевства Польского и ВКЛ в единое федеративное гос. - РП, которая была утверждена в городе Люблине 1 июля 1569 года.

Общественно-политические изменения после Люблинской унии

Заключение Люблинской унии вызвало ускоренную интеграцию центральных украинских земель и местной знати к западноевропейской политико-социальной общности.

Украинские земли в составе РП объединялись в 6 воеводств: Русское (Галичина), Белзское, Волынское, Киевское,Подольское, Брацлавское. С 1618 года присоединилось еще Черниговское воеводство, образовавшееся на землях, отторгнутых от России. Воеводства делились на уезды (староства). Для Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств было сохранено действие Литовского статута и украинского языка в делопроизводстве.

Воеводства возглавляли назначенные правительством воеводы, которым принадлежала вся местная власть. Они руководили шляхетским ополчением, председательствовали на местных сеймах и следили за деятельностью шляхетских земских судов. Воеводства делились на уезды (земли). Их возглавляли старосты и каштеляни (коменданты крепостей).

Изменения в законах, которые произошли после Люблинской унии, закреплялись Третьим Литовским уставом 1588 года. Этот кодекс действовал как на территории Великого княжества Литовского, так и на украинских землях. Согласно ему крестьяне, которые прожили на земле феодала более 10 лет, становились крепостными. Феодалы получили право розыска и возвращения беглых крестьян в течение 20 лет. Третий Литовский статут окончательно сделал крестьянство закрепощенным состоянием. Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. Католическая церковь стремилась увеличить количество своих сторонников. Поэтому в Украине учреждались иезуитские школы и коллегиумы. Они способствовали распространению образования: многие украинцы получили возможность, окончив их, учиться в западноевропейских университетах. Однако платой за образованность становилось отречения родного языка и родительской веры. За то, что в XVI веке представители низших слоев имели ограниченные возможности для образования, ополячивания шляхты означало потерю Украиной силы способной возглавить борьбу за восстановление государственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.049 с.)