ТОП 10:

Брестская уния 1596 и ее наслідки



Берестемйська умнія -- решение Киевской митрополии Русской православной церкви на территории РП разорвать отношения зКонстантинопольським патриархатом и объединиться с Апостольской Столицей в 1596 в условиях подчиненности православных Папе Римскому, признание основных католических догм и сохранении православной обрядности.Уния (от лат. unio -- союз) формально и официально провозглашена на церковном соборе в Бресте 1596 года.

Сопротивление унии

С самых начал православное духовенство отвергло унию. Униатское же - провозгласив унию, признал власть римского папы, приняло основнідогмати католической церкви, сохранив, однако, православные обряды и службу на церковнославянском языке. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным), униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане сравнялись в правах с католическим мещанством. Дополнительно польско-шляхетское правительство считало унию обязательной для всех православных на территории РП, с тем, что православная религия оказалась вне закона.

Реакция на унию

Поскольку уния иногда насаждалась силой, украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества. Это была борьба против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела нац.-освободит.характер - и в то же время была борьбой укр. и белорус. народов за сохранение и укрепление связей между ними. Решающую роль в ней сыграли крестьянско-казацкие восстания конца 16 века - 20-30-х годов 17 века, направленные против социального гнета польских и украинских феодалов и иностранного господства.

Против унии протестовала значительная часть православной шляхты, некоторые магнаты (князь Константин Острожский), большинство духовенства. Был издан ряд антиуниатских полемических произведений. Особое место среди них занимали произведения выдающегося украинского писателя И. Вышенского.В 1620 году, при содействии гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимским патриархом Теофаном было відновленно высшую иерархию православной Киевской митрополии и в чин Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иова Борецкого.

Вследствие сопротивления укр. и белорус. народов польско-шляхетское правительство в начале 1630-х годов вынужден был издать «Статьи для успокоения русского народа», которые узаконивали легальное существование православной церкви. Однако эти «Статьи» не прекратили наступления католицизма и унии. Народ. освободит. война 1648--1654 годов привела к полной ликвидации унии на Левобережье.

15. Люблинская уния и ее последствия.Украинские земли в составе Речи Посполитой

Люмблінська умнія 1569 (от лат. unia - союз) - соглашение об объединении Королевства Польского и ВКЛ в единое федеративное гос. - РП, которая была утверждена в городе Люблине 1 июля 1569 года.

Общественно-политические изменения после Люблинской унии

Заключение Люблинской унии вызвало ускоренную интеграцию центральных украинских земель и местной знати к западноевропейской политико-социальной общности.

Украинские земли в составе РП объединялись в 6 воеводств: Русское (Галичина), Белзское, Волынское, Киевское,Подольское, Брацлавское. С 1618 года присоединилось еще Черниговское воеводство, образовавшееся на землях, отторгнутых от России. Воеводства делились на уезды (староства). Для Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств было сохранено действие Литовского статута и украинского языка в делопроизводстве.

Воеводства возглавляли назначенные правительством воеводы, которым принадлежала вся местная власть. Они руководили шляхетским ополчением, председательствовали на местных сеймах и следили за деятельностью шляхетских земских судов. Воеводства делились на уезды (земли). Их возглавляли старосты и каштеляни (коменданты крепостей).

Изменения в законах, которые произошли после Люблинской унии, закреплялись Третьим Литовским уставом 1588 года. Этот кодекс действовал как на территории Великого княжества Литовского, так и на украинских землях. Согласно ему крестьяне, которые прожили на земле феодала более 10 лет, становились крепостными. Феодалы получили право розыска и возвращения беглых крестьян в течение 20 лет. Третий Литовский статут окончательно сделал крестьянство закрепощенным состоянием. Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. Католическая церковь стремилась увеличить количество своих сторонников. Поэтому в Украине учреждались иезуитские школы и коллегиумы. Они способствовали распространению образования: многие украинцы получили возможность, окончив их, учиться в западноевропейских университетах. Однако платой за образованность становилось отречения родного языка и родительской веры. За то, что в XVI веке представители низших слоев имели ограниченные возможности для образования, ополячивания шляхты означало потерю Украиной силы способной возглавить борьбу за восстановление государственности.

Люблинская уния, ее последствия для украинских земель. 1 июля 1569 г. в Люблине заключен Польско-литовскую унию, по которой оба государства объединялись в одно – РП, которая должна была иметь общего главу государства, избранного на общем сейме; совет и сеймы должны были быть общими для Литвы и Польши; соглашения и дипломатические отношения с другими государствами признавались их общим делом; вводилась единая монета, поляки получали право владеть имениями в Литве, литовцы - в Польше. По Люблинской соглашением, чтобы сохранить свою государственность, Литва передавала Польше украинские земли, которые входили в ЕЕ состав: Восточную Галицию, Волынь, Подолье, Киевщину, часть Левобережья (Полтавщина). Впоследствии эти территории были поделены на Волынское, Подольское, Брацлавское, Киевское, Русское (Восточная Галичина) воеводства. Часть украинских земель входила в состав Волжского воеводства. За пределами Польши осталась Закарпатская Украина - в составе Венгрии, часть Буковины оказалась под властью Молдавии, Черниговщина входила в состав Московского государства. С заключением Люблинской унии заканчивается литовско-русская эпоха в истории Украины. Правовой базой в РП был Литовский статут. Он имел три редакции - 1529 г., 1566. и 1588 г. - и был главным сборником права в Украине, в частности основным источником права на Гетманщине; на Правобережье действовал до 1840 г. За социальной структурой панов-магнатов были уравнены в правах с шляхтой. Владея большими имениями, магнаты сохраняли привилегированное положение. С приходом польской шляхты происходят значительные изменения в национальной и религиозной сферах: после 1569 резко усилилось не только социальное, а национальное, религиозное и культурное угнетение. Судьба украинского народа как этнической общности была поставлена на карту: "Теперь всем правили поляки, а украинцы не имели ни в чем их голоса", - отмечал М. Грушевский, оценивая последствия Люблинской унии. Язловецкие, Замойские, Синявские, Калиновские и другие магнатские роды заняли огромные просторы украинской земли, создавая настоящие латифундии. Они были неограниченными хозяевами своих регионов, безжалостно эксплуатировали природные богатства украинской земли. Католическая и униатская церкви также были владельцами крупных земельных владений. М. Грушевский отмечал, что польская шляхта, которая сидит на украинской земле и живет трудом украинского крестьянина, "привыкла в то же время игнорировать все туземне, смотрит на украинский народ как на голотів польской народности, на его язык, традиции, право - как на нечто неизменное ниже в сравнении с польским. Рост крупной феодальной собственности на землю укрепляло крепостничество. Действовали и польское феодальное право, Литовские статуты, но право собственности на землю по этим документам принадлежало только шляхетскому сословию. За Литовским уставом 1588 г. крестьянство было окончательно закрепощено и полностью зависело от власти феодала. В соответствии с законами, принятыми во второй половине XVI века. крестьянам запрещалось переходить на другое место без разрешения феодала-собственника, утверждалась неограниченная барщина в поместьях землевладельца. Таким образом, феодальное законодательство защищало эксплуатацию крестьянства феодалами и шляхтой. С усилением польского эксплуатации по Украине, в частности во времена правления Сигизмунда III, ведущие слои украинского общества все больше заимствуют латинский обряд, что приводит к обеднению и потере интеллектуальных сил нации. Иезуиты, которые появляются в Украине, становятся главным фактором ее денационализации. За этой трагической ситуации, в которой оказалась в Украине православная церковь, она была поставлена перед выбором: продолжать неравную борьбу за свое существование или пойти на унию с Римом, чтобы сохранить традиционный православно-візантійськнй обряд. В конце концов, исторический смысл выбора сводился к драматической дилеммы: спасать церковь, жертвуя национальной самобытностью народа, спасать национальную самобытность, реформируя церковь? Выбрали второе. В 1596р. на Берестейском соборе было провозглашено соединение православной церкви с римской с сохранением обрядовых и канонических особенностей. Удалось ли достичь главной цели, которую поставили Инициаторы и творцы унии 1596 г.? Была уния с римско-католической церковью решающим фактором национального самосохранения украинского народа, противодействием его перехода в католичество? Православные, как правило, акцентируют внимание на насильственном способе введения унии и борьбе с ней украинского народа. Греко-католики, наоборот, выделяют то положительное, что дала уния, оценивая ее как важный фактор украинской истории. История свидетельствует о том, что пришлось сполна пережить православным, не в меньшей мере выстрадали и греко-католики. Уроки истории церкви в Украине дают нам возможность сделать вывод: не может быть хорошо греко-католикам, если плохо православным, и наоборот. Эти две церкви тесно связаны между собой единой судьбой украинского народа. Уния как метод и форма объединения церквей, не достигла цели - не способствовала объединению православных и католиков. Однако как метод и форма сохранения национальной идентичности украинского народа в условиях иностранной оккупации, национального и религиозно-церковного гнета оправдала себя.
19. Запорожская Сечь (16-18 вв)

Запоромзька Сечь -- общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV века. - первой половине XVI века. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Устройство Сечи

Образование Запорожской Сечи было выдающимся событием... Сечь стала для украинского народа мощной опорой в борьбе против феодально-крепостнического и национального гнета и против турецко-татарской агрессии. Вместе с тем феодалы пытались укрепиться за порогами. Еще в 1533 г. черкасский староста Есть.Дашкевич подал литовскому сейму проект построения крепости на островах. Она должна быть форпостом в борьбе против турок и татар и против казачества, чтобы обеспечить барскую колонизацию Запорожье. Поскольку для осуществления этого проекта у литовского правительства не было средств, организацию борьбы за овладение приграничьем взяли на себя магнаты, прежде всего черкасский и каневский старосты. В этом аспекте следует рассматривать и деятельность черкасского и каневского старосты князя Д.И.Вишневецкого.

По свидетельству Д.Яворницкого, существовало 8 сечей:§ Хортицкая

§ Базавлуцкая § Томаковская § Никитинская § Чертомлыкская § Олешковская § Каменская § Новая (Подпольненская)

После жестокого разрушения в 1775 г. Запорожской Сечи российским царизмом определенное время существовала еще йЗадунайська Сечь.

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на них ставилисягармати. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на. С., которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные постройки. Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь возле церкви была центром общественно-политической жизни. С., где происходили Сечевые рады тому подобное. За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда -- рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. На Запорожье царил не феодальный принуждение, а принцип найма. Господствующий слой Из. С. составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а позже, по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства -- собственники великихзимівників, водяных мельниц, чумацких обозов и тому подобное. Этим богачам противостояла сирома (голота) -- масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников. Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка-старшина, которая сосредоточила в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Из. С. в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество. Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады. Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют «казацкой республикой». Запорожские казаки составляли общество -- общину, которая делилась на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой принимали участие все казаки. Рада выбирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На. С. действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Наказывались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное. На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке. Еще одним показателем развития культуры на Сечи было уважительное отношение запорожцев к книге. Конечно, покупать и дарить книги могли позволить себе только зажиточные казаки.

Общие отношения Сечи с соседями и другими країнамиСформувавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров -- со второго, По. С. героически отстаивала свою независимость. Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать Сечь, демонстративно отказались юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян на Сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, польско-шляхетское правительство построил на Днепре крепость Кодак. Однако попытки шляхетской Польши уничтожить Сечь успеха не имели. Когда слава о подвигах запорожцев в борьбе против шляхетской Польши, Крыма и Турции распространилась в Западной Европе, помощи со стороны Сечи начали искать правительства многих западноевропейск их государств. В 1594 г. по поручению австрийского императора Рудольфа II на Сечь прибыл посол Эрих Лясота, чтобы заключить союз против Турции. Не раз в дипломатические отношения с Из. С. вступал и российское правительство. Частыми были, особенно после 1654 г., дипломатические отношения с Сечью крымского, турецкого и др. правительств. Непрерывные войны с турками и татарами, политика изоляции Запорожья от центральных районов Украины, которую проводил польско-шляхетское правительство, стояли на пути народной колонизации этого богатого на природные ресурсы края. В течение 16-17 века. на Запорожье жило несколько десятков тысяч, а иногда только несколько тысяч казаков. Главным их занятием были промыслы и скотоводство.Вместе с тем царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость, сохраняя, однако, автономию. Во 2-й пол. 17 ст. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать феодальные порядки, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое время для украинского народа запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана И.Сера в 60-х-70-х годах 17 века.Запорожское казачество поддерживало также антифеодальні выступления народных масс России. Во время восстания на Дону под руководством К.Булавина (1707--1708 гг.) запорожская сирома пришла на помощь донской голоте и мужественно сражалась с царскими карателями. После поражения немало повстанцев нашло приют и защиту на Запорожье.Разрушения Сечи в 1709 годуПравительство царя Петра i рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетьманаІ.Мазепы и части запорожской старшины и казаков под предводительством кошевого атамана Костя Горієнка, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене.По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709. Запорожскую Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева. Кошевой атаман Степаненко в письме гетману Скоропадскому писал:Учинилось у насъ въ Сыч? то, что по Галагановой и московской присяг?, товариству нашему голову лупили, шею на плахахъ рубылы?оставляли и иныя тиранскія смерти задавали, и д?лалы то, чего и въ поганств?, за древнихъ мучителей не водилось: мертвыхъ изъ гробов многихъ не только изъ товариства, но и чернецовъ откапывали, головы имъ отс?каллы, шкуры лупили и в?оставляли.[1]После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и основали Олешковскую Сечь в пределах Османской империи.Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольского договора (1713) Московское государство отказывалось от претенцій на Правобережную Украину и Запорожье и візнавала юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью. Запорожские казаки (Олешковская Сечь) находились под властью Османской империи до 1734 года.Однако запорожцы попали в очень сложное положение. Отрыв от родного края тяжело отразился на экономическом быту казачества. Прекратился и приток беженцев с Украины. Кроме того, хан, опасаясь запорожцев, запретил им сооружать укрепления и пользоваться пушками. Желание казаков вернуться на родину свершилось в 1734 г. Начав подготовку к войне с Крымом и Турцией, царское правительство позволило запорожцам вернуться на Запорожье. В марте 1734 г. запорожцы основали на р Подпольной (рукаве Днепра), вблизи бывшей Старой Сечи, т.зв. Новую Сечь.Конец Запорожской Сечи. ПідсумокОстанній период (1734--1775 гг.) в истории Из. С. сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожье, с другой -- постепенным упадком автономии. С. и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах оказывает-ли народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 века. население Запорожья составляло, вероятно, 100 тыс. чел. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложился административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов). Произошли изменения и в экономике. С., что заключались, прежде всего, в расширении земледелия, которого раньше почти не было, в дальнейшем развитии скотоводства и промыслов. В сельском хозяйстве значительное место заняли зимовники, где успешно развивалось скотоводство, коневодство, овцеводство и земледелие. Рабочую силу больших зимовников составляли ба траки. Основная масса населения сосредоточена, однако, не в зимовниках, а в слободах. Земля считалась собственностью всего войска и Киш отводил ее владельцам зимовщиков и слободским общинам. Население слобод выполняло различные повинности. Главной повинностью казака была военная служба на собственный счет. Посполитых освобождали от военной службы, но зато они отбывали много других повинностей в пользу войска и платили денежные налоги. Наемный труд широко применяли и на промыслах -- рыбных, соляных, в чумацтві тому подобное. Зажиточное казачество всячески ограничивало компетенцию военного совета, стремилось заменить ее Советом старшины и «значительного общества». По Новой Сечи казачество начало отделяться от посполитых, превращаться в прослойку, главной обязанностью которой было отбывания военной службы, а привилегией (для большинства в основном только формальным) -- участие в самоуправлении, прежде всего в военном совете.Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи 1735 г. было построено Новосеченский ретраншемент и поставлен гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства построена система укрепленных линий и основано военные поселения Новую Сербию (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753). После ликвидации гетманства (1764 г.) Из. С. оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. границы России отодвинулись к устью Южного Буга, и С. С. теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелієм, возвращавшихся с турецкого фронта, обложили Со. С. и 4-5(15-16).VI.1775. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Иванович Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и на предложение Потемкина зіслано извечно до Соловецкого построек, где он умер на 113 году жизни в 1803 г. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Из. С. царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков покрепощать. Это привело к бегству части запорожцев на подвластную территорию Турции в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

 




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам.Обратная связь - 54.167.83.233