ТОП 10:

Украинская культура Ренесансу



Сущность Возрождения.Понятие «возрождение» использовалось еще в античную эпоху; тогда оно означало переоценку ценностей, возможность возвращения к былым состояниям культуры. В XVІ в. итальянский архитектор и живописец Дж. Вазари ввел термин «ринашименто» – «возрождение в искусстве», который имел вполне определенный смысл: речь шла о возрождении древнеримской культурной традиции, отвергаемой церковью как языческой.

Возрождение или Ренессанс– это переходная эпоха в культуре Европы XІV-XVІ вв. По образному определению историка Л. Баткина, Возрождение – в одинаковой мере вечерняя заря Средневековья и утренняя заря Нового времени. Оно сформировало особую картину мира, в центре которой обожествленный человек, правда, в совершенно особом смысле:это высшее творение природы, господствующее в ней. Человек – сложная система телесного, духовного, исторического, психологического начал. Ренессанс воспринимает в нем прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, поскольку сам человек является мерой своих поступков. Так закладывались основы представлений об индивидуальном характере, наполнявшиеся сложным и глубоким содержанием.

В более узком значении ренессанс–ведущий стиль в европейском искусстве XІV-XVІ ст., наиболее ярко проявившийся в живописи ведущих мастеров эпохи – итальянцев Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти.

Переходность Возрождения обусловлена особенностями социально-экономического развития Европы, сосредоточенного в городах. С XІIIв. из феодальных поселений они превращались в административные центры с развитыми ремеслами и торговлей. Именно в ренессансных городах складывалось гражданское общество, основанное на правовых гарантиях и формальном равенстве различных субъектов собственности. Его зачатки в Украине –цеховые братства– объединения ремесленников, мещан, шляхты и священнослужителей. С ХІV в. во многих крупных городах уже пользовались магдебургским правом самоуправления; первым из них был Львов, позднее – Каменец-Подольский, Киев, Луцк, Кременец. Власть в свободных городах принадлежала магистрату, который избирался городской общиной. Постепенно в ее структуре формировалась особая социальная группа интеллигентов-администраторов. Они играли важную роль не только в утверждении политического авторитета городов, но и в развитии новой культуры. Важно и то, что ренессансные города Украины были многонациональными; в них проживали поляки, немцы, евреи, армяне, итальянцы, греки, литовцы, молдаване, венгры, что способствовало взаимодействию различных этнических культур и религий. Полигамное население, необходимость сообща противостоять внешней узурпации, а главное – самодеятельный характер торгово-ремесленной жизни превращали город в своеобразную лабораторию для всевозможных форм социального творчества. Именно такими были в ХІV-ХVІ ст. Венеция и Флоренция, Париж и Лондон, Нюрнберг и Женева, Краков и Львов.

Существенные изменения происходили и в технической сфере. В производство стали внедрять гидравлические двигатели, токарные станки, механизмы для подъема грузов и вентиляции рудников. Были сконструированы первые летательные аппараты, строились защитные и гидротехнические сооружения. Новые представления о времени и пространстве формировались благодаря широкому внедрению в повседневный быт городов механических часов и стекла. Однако образцовым техническим достижением сталпечатный станок, сконструированный И. Гутенбергом. Это изобретение положило начало книгопечатанию в Европе, которое открыло широкие возможности для распространения достижений науки и техники, развития литературы и графики. Именно типографии стали первыми предприятиями со сложным разделением труда и серийной стандартизованной продукцией. Развитие книгопечатания в Украине связывают с именем Ивана Федорова(ок. 1525-1583). Первым печатным произведением считается «Апостол» (1574), а в 1581 г. была опубликована знаменитая «Острожская Библия».

На базе нового технического опыта закладывались основы позитивного знания, ориентированного на непосредственный практический результат. В дальнейшем это знание систематизировалось и обретало ценность уже как мировоззрение, как учение о Боге – «Великом художнике» и мире – его прекрасном творении.

Культурным движением эпохи Возрождения считается гуманизм, центральная идея которого –актуализация через гуманистические занятия возможностей личности, всесторонняя культивация ее «достоинств». В отличие от религиозного мировоззрения, в центре которого был Бог, у гуманистов главную роль в истории играл свободный, волевой, интеллектуальный человек, который создал самого себя.
29. становище та особливості розвитку Української козацької держави у 18 ст (1709-1783 рр). Малоросійські колегії.

Чтобы избежать одновременной войны против Польши и против Крымского ханства Б. Хмельницкий вынужден был заключить мирный договор с Польшей.

8 августа 1649 был заключен Зборовский мирный договор. Условия договора предусматривали:

- Увеличение реестра до 40 тыс. Казаков и подтверждение всех казацких привилегий;

- Возвращение в реестр всех выписанных из него казаков (так называемых "випищики")

- Передачу Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств под казачье управление и вывод оттуда польских войск;

- Сохранение в казацкой территории власти гетмана, хотя с рядом ограничений;

- Государственные должности должны занимать только православные;

- Внесение на ближайший сейм вопрос о ликвидации церковной унии (1596 г.) и возвращение православной церкви всех его прав и имущества;

- Предоставление православном митрополиту места в сенате;

- Запрет иезуитам проживать в украинских городах;

- Всем участникам войны объявлялись амнистия.

Внутреннее и внешнее положение Украины. В условиях длительной войны положение казацкого государства постоянно ухудшалось. Особенно обострилась ситуация осенью 1653 Шесть лет войны истощили Украины. Вследствие польских карательных походов, ордынских грабежей, постоянных мобилизаций населения, эпидемий чумы и холеры был опустошен свыше 100 городов и местечек на Правобережье, обезлюдели территории Брацлавщины и Киивщини.Занепало сельское хозяйство. Обнищавшее казачество уже не могло выполнять воинскую повинность. Все сложнее проходили мобилизации. Спасаясь от захватчиков люди бежали на Слобожанщину.Погиршувалося и международное положение Украинского государства. Польша, Молдавия, Валахия и Трансильвания объединялись в антиукраинской союз. Крымский хан слишком часто изменял украинском. Польше, не смирившись с существованием казацкого государства, готовилась к новому наступлению.

В этих условиях, для сохранения основных достижений войны, прежде всего государства, Ю. Хмельницкий пришел к выводу о необходимости прибегнуть к союзу с московским царем.

Малороссийская коллегия правительственный орган по управлению украинскими землями, входившими в состав Российской империи, учрежденный указом Петра I 16(27) мая 1722 в резиденции украинских гетманов в городе Глухове (вместо существовавшего до этого Малороссийского приказа (См. Малороссийский приказ) в Москве) с целью ограничения власти казацкой старшины на Украине и подчинения её общероссийскому управлению. М. к. состояла из президента, шести членов и прокурора иподчинялась Сенату. М. к. рассматривала жалобы на генеральный суд, полковые и ратушные суды, наблюдала за своевременным направлением хлебных и денежных сборов в царскую казну, зараспределением военного постоя, а также за деятельностью генеральной войсковой канцелярии. В 1727—64М. к. была заменена гетманством, в 1764—86 восстановлена для окончательной ликвидации автономииУкраины. Упразднена 20(31) августа 1786 после создания на территории Украины наместничеств и полногоподчинения всех украинских местных учреждений центральным коллегиям.

 




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам.Обратная связь - 54.167.83.233