ТОП 10:

Тарас Шевченко, оценнка творчества



Тарасу Шевченко принадлежит исключительная роль в формировании украинской национальной идеологии. Придав украинскому языку статус литературного, Ш заложил крепкое основание новой украинской литературе. Его пламенная поэзия не ограничивалась, как у других украинских романтиков, оплакиванием героического прошлого, а будила национальные чувства и давала видение будущего: если Украина в прошлом пользовалась правами самостоятельного государства, то это могло служить достаточным основанием для получения политической независимости в будущем. Острая боль за прошлое родного края переполняла поэзию Ш. Поэт был убеждён, что корень зла — в потере национального достоинства. Вот почему он высмеивал. самодовольные гимны украинскому прошлому и горько упрекал своих земляков.

Вершиной произведений Т. Шевченко о национально-освободительной борьбе стала его поэма-мистерия “Великий льох”. Упадок независимости Украины автор связывал с тремя наиболее выразительными историческими событиями: Переяславским соглашением 1654 г., Полтавской битвой в 1709 г. и разрушением Запорожской Сечи в 1775 г. Шевченко предлагал прибегать к решительным практическим действиям — к насильственному свержению самодержавно-крепостнического строя Российской империи. К тому призывали и его поэтические произведения политической тематики: “Сон”, “Кавказ”, “И мёртвым и живым” и др. Их не раз зачитывали на заседаниях Кирилло-Мефодиевского братства, постоянно использовали в агитационной работе

Основную вину за порабощение Украины Шевченко возлагал на Россию и российских императоров. Ещё никогда украинские интеллектуалы не поднимали так сильно свои голоса протеста против российского порабощения. Шевченко не скрывал ненависти к российским царям — поработителям Украины Петру 1 и Екатерине II. С чрезвычайным сарказмом разоблачал украинский поэт и национальную политику своих венценосных современников. Манифестом в защиту всех угнетённых народов была поэма “Кавказ”.

Большой заслугой Шевченко являлось то, что в своём творчестве он соединил два отдельные направления казацкой традиции — простонародную и старшинскую. Ненависть Шевченко к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения, но своим интеллектуальным ростом он был обязан влиянию украинского дворянства. Каждый слой украинского общества находил в его поэзии отображение своих интересов.

Т. Шевченко настойчиво отстаивал необходимость распространения образования в народных массах. Своих коллег по Кирилло-Мефодиевскому братству он призывал добиваться того, чтобы “завести на Украине добрые сельские школы”, сам брался за составление школьных учебников.

Выводы

В конце XVIII — начале XIX в. украинская интеллигенция внесла большой вклад в развитие национального самосознания украинского народа, заложила основы, глубокого изучения его исторического прошлого, обычаев, духовной жизни, развила и усовершенствовала украинский язык, сделав его языком науки и литературы. Выдающуюся роль в национальном возрождении играл поэт, художник, мыслитель Т.Г. Шевченко, который имел наибольшее влияние на украинцев. С выходом в 1840 году «Кобзаря» за украинским языком окончательно утверждается статус литературного, «равного среди равных». Своим творчеством и общественной деятельностью Тарас Шевченко пробудил национальное сознание украинцев, способствовал развёртыванию ими борьбы за своё социальное и национальное освобождение.
42 Украинский национальный рух в Российской Империи

Тяжелое эк. положение, полит. бесправие, нац. угнетение обусловили усиление нац.-освободительного движения в Украине. Многие научные и культурно-образовательных деятелей оказывали важное значение формированию национального сознания у своих соотечественников, пробуждению у народа чувство самоуважения.В 60-е годы XIX в. в результате реформ возрастает волна гражданской активности. Вернувшись из ссылки, проводники Кирилло-Мефодиевского братства осели в Санкт-Петербурге, где политический режим был несколько мягче, чем в провинции. Здесь они продолжили национально-освободительную пропагандистскую деятельность. Для распространения своих идей эта петербургская группа в 1861 начала первый в Российской империи украинский журнал "Основа". В значительной степени под его влиянием украинская интеллигенция начала объединяться в общины. Общины проводили значительную культурно-образовательную деятельность среди широких народных масс, направленную против антиукраинской политики царизма, организовывали воскресные школы, выдавали учебники и популярные брошюры на украинском языке,.

деятельность общин, все больше беспокоила правящий режим. Как следствие министр внутренних дел издал тайный циркуляр о запрете Украинской научных, религиозных и педагогических публикаций. Обучение на украинском языке определялось им как политическая пропаганда, а те - кто за это брался, обвинялись в сепаратистских замыслах, враждебных России

С ослаблением реакции в нач. 70-х годов украинское движение, возглавляемое громадийцямы, снова восстанавливает деятельность. В это время В. Антонович со своими единомышленниками тайно создают в Киеве "Старую общину",

деятельность украинской интеллигенции беспокоила царских чиновников. В ответ в 1875 была создана специальная антиукраинскую комиссию. Результатом ее деятельности стал позорный Эмский указ, подписанный в следующем году царем. Он запрещал ввозить на территорию Российской империи из-за границы украинские книги, на украинском языке выдавать оригинальные произведения, тексты для нот и делать переводы с иностранных языков, ставить театральные представления и проводить публичные чтения. Местной администрации предписывалось усилить надзор, чтобы в начальных школах не велось преподавание на украинском языке и чтобы из библиотек были изъяты книги на украинском языке. Даже из русскоязычных текстов цензоры беспощадно вычеркивали слово "Украина", заменяя его унизительным - "Малороссия".

С решительным протестом против позорной антиукраинской политики русского царизма выступил М. Драгоманов. За политическую неблагонадежность царская власть еще в сентябре 1875 освободила его от должности доцента Киевского университета, а в начале следующего года заставила навсегда уехать за границу.

С трибуны Всемирного литературного конгресса, состоявшегося в Париже 1878, он информировал европейскую и мировую общественность об очередной запрет украинского языка, а затем издал на французском и итальянском языках брошюру "Украинская литература, запрещенная российским правительством", которая получила широкую огласку.

После очередного царского погрома среди украинской интеллигенции усилились радикальные идеи. Многие революционеры в Украине, в частности А. Желябов, В.Осинський, М. Кибальчич, считали, что в будущем в мировом социалистическом обществе должны исчезнуть национальные различия. Из-за различий во взглядах между социалистами и украинофилами произошел раскол.

Первой украинской политической организацией, стояла на принципах самостоятельности Украины, было "Братство тарасовцев", которое нелегально возникло в Полтаве. Его основал небольшая группа украинских студентов - И. Липа, Н. Михновский и В. Шемет, которые на могиле Т. Шевченко поклялись распространять среди украинского народа бессмертные идеи Кобзаря. Свои взгляды тарасовцы выложили в политической декларации "Верую молодых украинском". ее ведущими положениями были: признание Российской империи оккупантом Украины, требование полной государственно-политической независимости Украины, убеждение, что справедливое решение социального вопроса возможно только при условии достижения государственной суверенности.

 




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам.Обратная связь - 54.221.131.67