ТОП 10:

Наукова та суспільно-політична діяльність Грушевського



Политическую деятельность Грушевский начал в Галиции, где в 1899 г. стал одним из учредителей Украинской национально-демократической партии. В годы первой российской революции много времени проводил на Приднепровской Украине. В 1907 г. Грушевский организовал и возглавил Украинское научное общество в Киеве. В 1908 г., продолжая свою политическую деятельность, стал одним из инициаторов создания и председателем Общества украинских поступовцев, объеди-нившего большинство украинских партий и национально-общественных организаций. В тот период Грушевский издал ряд публикаций относительно украинского вопроса Грушевский — автор свыше 2 тыс. научных работ. Грушевский — один из редакторов многотомного издания документов “Источников к истории Украины”.

Идеи народничества и федерализма преобладали в его научной и общественной деятельности. Для исторических концепций Г. было характерно верховенство социальных интересов над национально государственными. Идеалом для будущего устройства Укр. Для Г. был демократический федерализм с широкими правами граждан, выборностью всех органов управления.

Велики заслуги Грушевского как учёного, который создал целостную концепцию украинского исторического процесса. Как государственный и политический деятель периода украинской национально-освободительной борьбы 1917—1921 гг. он принадлежит к числу виднейших фигур украинской истории.
33. Слобідська Україна 17-18 ст

Первая украинская колонизация этого края началась после поражения крестьянско-казацкого восстания 1637-1638 годов, когда казацкий предводитель Острянин и с ним еще около 1000 человек поселились у Чугуева.

Новая волна переселенческого движения украинском на Слобожанщине началась во время национальной революции и освободительной войны. Украинские крестьяне, мещане бежали от гнета польских феодалов, нападений татар и ужасов войн. Поселялись здесь также русские крестьяне и старообрядцы. От названия поселений-слобод эта территория стала называться Слобожанщине или Слободской Украины.

Одновременно с крестьянскими переселенцами появляются на Слобожанщине и монастыри: в 1624 Святогорский, в 1652 гг. - Острогожский. В 1652 г.. Был основан город Сумы, в 1654 осадок чей Иван Каркач с 37 семьями основал Харьков, в этом же году была заселена поселенцами Ахтырка.

Переселенцы, учитывая состояние постоянной военной опасности и казацкие традиции, которые уже сложились, создали полко-во-сотенный строй Слобожанщины. Всего было 5 полков: Харьковский, Сумской, Ахтырский, Изюмский, Острогожский (Рыбинский). Однако устройство Слобожанщины несколько отличался от устройства Гетманщины: 1) здесь было единого военачальником - гетмана; 2) полковников выбирали, но пожизненно 3) власть полковников была наследственной; 4) в сотнях выбирали сотника, который сам выбирал себе всю старшину.

Слободские полки подлежали власти белгородского воеводы, который сам утверждал полковников. Московское правительство специально не объединял слободские полки в единую целостность, чтобы не допустить их отделения, единой оппозиции против Москвы. К каждому полковника московские чиновники обращались отдельно, устанавливали им права и обязанности. Главным преимуществом было право казацкого устройства, а кроме него - свобода от налога с земли, право свободной торговли и производства водки. Поселенцам выделялось по 10-15 десятин земли на душу, зерно для посева, на начальном этапе освобождение от налогов. Гетман И. Самойлович хлопотал, чтобы Слободской Украины с ее полками передали в его подчинение, но Москве было невыгодно такое усиление власти гетмана и поэтому ему отказали.

Сначала населения Слобожанщины было казацким и мало военное назначение. Но со временем начала увеличиваться количе ство крестьян и мещан.

Около 1700 на Слобожанщине проживало 250 тыс, а через 100 лет 1 млн. Поселенцев.

Кроме охраны этой территории от нападений татар, московское правительство использовал слободских казаков в походах против «своих» - войск гетманов Выговского и П. Орлика.

В 1700 г.. Петр I издал указ об обязательном постоянную службу слободских казаков, что означало определенное ограничение автономии Слободской Украины. В 1724 г.. Слободские казаки ходили на Персию, в 1733 - на Польшу, в 1736 - на Крым, в 1739 - на Молдавию.

В 1732 г.. Был сделан новый шаг к ограничению автономии Слобожанщины. Ограничивались права слободских полковников управлять полками. Отменялось право «заимки», то есть права занимать и обрабатывать свободные земли. В 1748 г.. Казакам запретили переходить из одного полка к другому. Начали формироваться регулярные военные роты во главе с ротмистрами, постепенно вытесняли казацкие полки.

Однако в течение XVIII в. казацкая старшина получила на этой территории большие имения, положив начало великому землевладению. Сумской полковник Кондратьев получил такие огромные «пожалования», что в 1780 г.. Его семья владела 120 тыс. Га земли.

Крестьяне или «посполитые» были свободными земледельцами и могли при желании селиться, переселяться по всей территории края, да же вступать в казаки, но должны были платить налоги. Если они вступали в казацкое сословие, то могли занять свободные военные земли и должны были нести военную службу.

Полковой строй слободского казачества было отменено в 1765 Вместо казацких полков было образовано 5 гусарских, казаков преобразован в «военных обывателей» и обложено по приложению. На землях Слободской Украины образована Слободско-Украинская губерния. Слобожанщина потеряла остатки своей автономии и превратилась в провинцию Российской империи

 

34. основні риси, особливості та досягнення культури доби Бароко

Барокко - стиль в искусстве конца 16 - середины 18 в. Оказался в архитектуре, живописи, литературе и музыке Характерной особенностью Б является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности. Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие Б, нашли воспроизведения в искусстве этого периода. Слияние принципов Б с национальной народной традиции определило своеобразие его вариантов. Специфически черты Б, которые оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле и шитье. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы. Придя на смену художественной культуре Возрождения и маньеризма, Б открыло новые возможности для искусства, особенно ярко проявилось в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей.

Для Б характерны торжественность и впечатляющие эффекты, динамичность композиции и декоративная пышность. В архитектуре это оказалось в капризных планах, больших контрастах объемов, перегруженных скульптурных украшениях, светотеневых и цветовых эффектов. Живопись и скульптура Б отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения.

Теоретическую основу под укр.литерат. Б подводили курсы риторики и поэтики, которые читались в тогдашних школах, прежде всего в Киевской академии. Писатели, в творчестве которых отчетливо проявились черты Б были преподавателями или воспитанниками этой академии. 1-ые его проявления заметны на Укр. на грани 16 и 17 веков.

Для стиля Б в музыке характерные величество, пышность, декоративность, драматизм, углубление во внутренний мир человеческих чувств, синтез искусств (в жанрах оперы, оратории, кантаты) и одновременно стремление к отделению музыки от слова (развитие инструментальной музыки).

Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничные возможности человека, эстетика Б строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувственными потребностями, умом и естественными силами, которые олицетворяли теперь враждебные человеку стихии.

Вместе с тем культура Б далека от сентиментальной слезливости или пассивной созерцательности. Ее герой - в основном яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рационал.началом, художеств. одаренный и очень часто благородный в своих поступках.

В Б искусстве ощущается мучительное переживание личной одиночества, "покинутости" человека на произвол судьбы в сочетании с постоянным поиском "потерянного рая". В этих поисках художники Б постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом, небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичества, где ярко проявились присущие барочной стилистике гиперболичность, афектованисть, патетика.

Б - это искусство, построенное на контрастах, асимметрии.

Одной из основных черт Б культуры, не только аристократической, но и городских низов и крестьянства, есть тяга к синтезу различных видов и жанров творчества.
35. Українське національно-культурне відодження: кін 18-18 ст періодизація та особливості

Один из представителей новой украинской историографии И. Лысяк-Рудницкий считает, что процесс украинского национально-культурного возрождения длился 130 лет - с конца казацкого государства до первой мировой войны. Всю период национально-культурного возрождения на Украине конца XVIII в. - Начатую ХХ в. он делит на три основных периода: первый - дворянский (1780 - 1840 ГГ.); второй - народническом (1840 - 1880 ГГ.); третий - модернистский (1890 - 1914 ГГ.). Дворянский период Перший период связан с культурно-просветительской деятельностью дворянства казацкого происхождения на Левобережье и польско-украинского дворянства на Правобережье. В это время в среде образованного украинского дворянства пробуждается интерес к историческому прошлому своего народа, его быта, обычаев, обрядов. Появляются труды: "История Малой России" (1822) Д. Бантыша-Каменского; "Краткий летопись Малой России с 1506 по 1770" (1777) Василия Рубана; "Краткое описание Малороссии с 1734 до 1776 рр." Александра Безбородко; "Описание свадебных украинских простонародных обрядов" (1777) Григория Калиновского; сборник "Украинские народные песни" (1834) Михаила Максимовича. Литература- Котляревский Енеида Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778 - 1843 ГГ.), Автор произведений: "Маруся", "Бедная Оксана", "Сватовство на Гончар" и инши. Важливим культурным центром, вокруг которого объединялись литераторы романтики, был Харьковский университет. Ведущее место среди них принадлежало Н. И. Костомарову (1817 - 1885 ГГ.) - Автору фундаментальных трудов по истории Украины периода казачества и освободительной борьбы, а также исторических драм и повестей ( "Савва Чалый", "Переяславская ночь", "Черниговка" и другие) .Пидвалины украинского профессионального театра были заложены в Харькове и Полтаве - важных в то время центрах театральной жизни Украины. Архитектурное искусство Украины этих суток освобождалось от чужих влияний и Шевченко развивал публицист, ученый и общественный деятель М. П. Драгоманов (1841 - 1895 ГГ.). Историческая заслуга М.П. Драгоманова заключается в том, что он встал на защиту духовности украинского народа, выступил против денационализации, против запрета царскими указами народного языка. М.П. Драгоманов создал этнографии: "Исторические песни малорусского народа" (1874 - 1875 гг.), "Малороссийские народные предания и рассказы" (1876) и ин.В 60-х гг. XIX в. "Артистическая общество" в Елисаветграде впервые в Украине поставило пьесу Т. Шевченко "Назар Стодоля", а в 70-х гг. Оперу С.Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем". В Киеве действовал любительский театр, где начинали свое творчество композитор Н. Лысенко (1842 - 1912 ГГ.) И драматург М. Старицкий (1840 - 1904 ГГ.). В 1882 г.. В Елисаветграде при активном участии М. Кропивницкого (1840 - 1910) был создан профессиональный театр. К ведущей труппы вошли известные звезды украинской сцены М. Садовский (настоящая фамилия Тобилевич, 1856 - 1933), П. Саксаганский (настоящая фамилия Тобилевич, брат М. Садовского, 1859 - 1930), М. Заньковецкая (настоящая фамилия Адасовская , 1854 - 1934 гГ.). Театр с большим успехом выступал в Киеве, Чернигове, Полтаве, Харкови. Серед архитектурных сооружений этого периода выделяются своей художественной ценностью оперные театры в Одессе (1884 - 1887 ГГ.), Киеве (1897 - 1901 гг.) И Львове (1897 - 1900 гг .), Львовский политехнический институт (1873 - 1877 гГ.). Основоположниками национальной реалистической школы в области скульптуры были Л. Позен (1849 - 1921 гГ.) и П. Забила (1830 - 1917 гГ.). Идеей национального возрождения была проникнута музыка того времени. Была создана первая украинская национальная опера "Запорожец за Дунаем" (1862), музыку к которой написал композитор С. Гулак-Артемовский (1813 - 1873 ррСвитову славу украинской музыкальной культуре принес талантливый композитор, пианист, дирижер, педагог и общественный деятель М. В. Лысенко. Широко известными стали его оперы "Наталка Полтавка", "Рождественская ночь", "Тарас Бульба", детские оперы "Коза-дереза", "Пан Коцкий", романсы на слова Ивана Франка, Леси Украинки. Модернистський периодный третьем этапе своего генезиса Украинская национально-культурное движение проникает в среду народных масс. Он продолжается до начала первой мировой вийни. Национально-культурное возрождение в Галичини Важливу культурно-просветительскую миссию в Галичине выполняли духовные учебные заведения: Греко-католическая духовная семинария во Львове и благодарностью-учительский институт в Перемышле. По инициативе галицких митрополитов и епископов П.Билянського, А.Ангеловича, М.Левицкого и других духовных деятелей при церквях Галичины были открыты парафиальные школы, которые распространяли в народе образование, пропагандировали достижения украинской культури.Яскраву страницу в национально-культурное и духовное возрождение украинского народа вписал И.Я.Франко (1856 - 1916 рр.) "На работе", "Обращенный грешник", "Борислав смеется", "Захар Беркут" и ин.М.С.Грушевський (1866 - 1934 гг. ) -он является автором более двух тысяч научных работ в области истории и литературоведения. Рядом с М. С. Грушевского плодотворно работали А. Крымский, В. Гнатюк, И. Франко, М. Павлик, Ф. Вовк.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.218.53 (0.014 с.)