Первоначала человеческой жизни на территории Украины . Трипольская культура 

ТОП 10:

Первоначала человеческой жизни на территории Украины . Трипольская культура





Создателями ТРипольской Культуры были племена, продвинулись с Балкан и Подунавья в Прикарпатье (территория современных Румынии, Молдавии и Украины).

§ Начальный: 5300--4000 к Г. Х. (румынское Прикарпатья)

§ Ранний: 4000--3600 Р. Х. (Прутско-Днестровское междуречье)

§ Средний: 3600--3100 Р. Х. (Дністро-Бугское междуречье)

§ Поздний: 3100--2500 к Г. Х. (Дністро-Днепровское междуречье)

Ранний этап

Во 2пол.VI тысячелетия и в 1 пол.V тысячелетия до н. е. племена ТРК розселялись в бассейне Днестра и ПівденногоБугу, где исследователи обнаружили много ранньотрипільських поселений. С этого периода они расположились в основном по низких местах возле рек, но обнаружено также поселение, размещены на возвышенных плато. На раннем этапе развития ТРК появляются также наземные прямоугольной формы здания на столбах с обмазанными глиной деревянными плетеными стенами, имели соломенную или тростниковую кровлю.

Основой хоз. за этот период было земледелие и скотоводство, охота, рыболовство и собирательство также имели важное значение. Сіяли пшеницю (однозернянку, двозернянку, полбу), ячмень, горох. Землю обрабатывали с помощью мотыг, сделанных из рога оленя, камня или из кости и из палок-копалок с заостренными концами. Урожай собирали с помощью серпов с кремневыми вкладнями. Женщина лепила посуду, производила пряжу, одежду и играла в обществ.жизни значительную роль. Мужчины охотились, охраняли скот, изготовляли орудия из кремня, костей и камня. В животноводстве 1ое место принадлежало крупному рогатому скоту, на 2ом были свиньи, овцы, козы. Для пополнения мясной пищи с этого времени имело большое значение охоты на оленя, дикую свинью и косулю. Значительного развития достигли гончарные изделия. Глиняная посуда разнообразной формы лепили руками: большие сосуды грушевидной формы для зерна, различной формы горшки, миски, ложки, дуршлаги, біноклеподібний посуда. Из глины лепили женские статуэтки, модельки жилья, бусы, амулеты. Статуэтки, модельки жилищ и амулеты имели ритуальное назначение и были связаны с хліборобськими культами.

Средний этап.На ср.этапе развития племена ТРК занимали огромные пространства лесостепи Восточной Трансильвании на запад до Днепра на восток. Они расселились в районе сточищ Верхнего и Среднего Днестра, Прута, Серета, Южного Побужья и Правобережья Днепра. Поселения этого периода значительно больше размером и расположены на возвышенных плато возле рек и ручьев. Наземные жилища в них строенные по кругу или овалу. Жилища в плане имели форму удлиненного прямоугольника и строились на фундаменте из расколотого дерева, положенного поперек, на него накладывался толстый слой или несколько слоев глины. Из глины делали ритуальные жертвенники в жилищах, круглые или в форме креста (с. Коломийщина, Владимировка, Майданецкое, Тальянки). Скотоводство также было развито больше, чем раньше, но охота дальше имело вспомогательное значение. Орудия труда производилось из кремня, камня и костей животных, мотыги для обработки земли из рога оленя. Началось добычи меди из месторождений на Волыни и в Поднестровье. Уровня ремесла достигло гончарство. Посуда разных форм ліплено руками, возможно применение медленного гончарного круга. Типичные большие грушевидные и кратероподібні сосуды для хранения зерна, миски, горшки, біконічні сосуда и др. (с. Владимировка, Сушковка, Попудня, Шипинцы); также из глины производили культовые схематические жен. статуэтки, фигурки животных, модели жилищ.

Поздний етап

За позднего периода ТРК значительно распространилась территория, заселенная трипольцами: на земли сх. Волыни, бассейна p. Случи и Горыни, оба берега Киева. Поднепровья и степи сев.-защ. Причерноморья, где трипольцы сталкивались с носителями ин. культур. Значительно возросло значение скотоводства. Скотоводство полукочевому характера состояло преимущественно из мелкого рогатого скота (овцы, козы). Заметное значение приобрел лошадь (Усатово). С этого периода, по мнению некоторых специалистов, состоит патриархальный строй. Под влиянием контактов с племенами др. культур, когда в начале III тысячелетия до н. е. степь. зону, южн. районы Лесостепи Сх. Европы и Днепровского бассейна занимали скотоводческие племена т. зв. ямной культуры, что шли из степей Поволжья и Подонья в поисках новых пастбищ, в культуре позднетрипольских топоров племен исчезает много черт, характерных для Т. к. предыдущего времени. Меняется характер жилстроительства, исчезает спиральная орнаментация в мотивах росписи посуды и типовые трипольские его формы, зато появляется новый тип посуды, орнаментированного оттисками шнура, схематизується антропоморфная пластика. Появляется новый тип погребения в ямах с насыпью и без насыпи с каменной обкладкой вокруг и творится обряд погребения, подобный обрядовые соседних патриархальных племен ямной культуры. Усатівські племена зап. районов Сев. Причерноморья и нижнего Поднестровья (сс. Усатово, Галеркани, Борисовка, Маяки и проч.) были ассимилированы носителями ямной культуры, следовательно праіндоєвропейцями. Ист. судьба др. позднетрипольских топоров племен была различна; изменения в их культуре Сэр. и Гор. Поднестровья связанные с появлением на этой территории племен культуры шаровидных амфор (ран. бронза).
5 Скіфо-Сарматська доба в Україні.Україна та античний світ

1ым этнич.образованием на территории Укр. были Киммерийцы (IX –

1 пол.VII в. До н.э.), "прославленные кобилодойци". Вспоминают о них античные авторы Гомер, Геродот, Каллимах, Страбон.Ассирийские клинописные источники упоминают об этом народе под именем "гамирра". Они заняли значительную территорию между Днестром и Доном, а также Крымский и Таманский полуострова. Большинство ученых считает что киммерийцы являются ветвью древнеиранского кочевого народа, генетически близкого к скифам. Они первыми перешли к кочевому скотоводству, первыми стали выплавлять железо.

Имея своих царей К так и не смогли создать полноценное госуд. В VII в. до н.э. мощная волна скифских племен вытеснила К из Причерноморья.

Покорив большинство местного населения причерноморских степей Скифы во 2пол.VII в.дон.э. образовали политически консолидированное объединение племен - Великую Скифию, просуществовавшая до III в.до н.э. По Геродоту территория этого государственного образования располагалась в междуречье Дуная и Дона. Все население Скифии делилось на две большие группы: мигрирующие племена (С-кочевники, населявшие степные р-ны на восток от Днепра и царские С, которые кочевали побережьем Азовского моря и степным Крымом) иоседлые племена (эллино-С-каллипиды вблизи г. Ольвия, С-земледельцы на Левобережье, С-пахари западнее Днепра). По мнению некоторых ученых мигрирующие племена имели иранское происхождение, а оседлые с их традиц.земледельческой культурой-принадлежали к праславянского корня.

В конце V в. до н.э. у скифов образовалось рабовладельческое государство во главе с царем ("варварская демократия").

III в. до н.э. - Период упадка С-го государства. Под давлением сарматских племен владения С значительно уменьшаются, им удалось сохранить лишь узкую полосу Ниж. Поднепровья и Степной Крым. Новое государство - Малая Скифия, столица г. Неаполь. Прекратила свое существование Малая Скифия на поч.ИИИ ст. н.э.

Сарматы, что на исторической арене сменили скифов, как и последние, длительное время (более 600 лет) занимали широкие просторы - от прикаспийских степей до Паннонии.

Они активно влияли на события в античном мире, постепенно видживав, и в раннеславянского, что только рождался. Тесно контактируя с земледельческими племенами северокавказского региона, зарубинецкой и позднескифских населением Приднепровья и Крыма, сарматы влияли на формирование и развитие их культур.

Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н.э. сарматские племена языгов, роксоланов, аорсов, а чуть позже и аланов волнами двигались на запад в поисках новых территорий, новых пастбищ. Античные авторы, упоминая о них, подчеркивали их агрессивность и воинственность.

Массовое переселение сарматских племен на территорию Север. Причерноморье началось с конца II в. до н.э. Расцвета сарматское общество достигло в I в. н.э.Сарматское общество находилось на переходном этапе от доклассовых отношений, а хозяйство в целом мало черты их предшественников. В военном деле они отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что "когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может оказать сопротивления". В бою пользовались арканами, длиннее чем у скифов мечами, копьями.

 








Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.243.214 (0.013 с.)