Начатки христианства на русі хрещення Руси -- процесс принятия и распространения христианства на землях кр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начатки христианства на русі хрещення Руси -- процесс принятия и распространения христианства на землях кр



Узловое событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии других городов государства князем Владимиром Святославовичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси..

Крещение Руси Владимиром Святым

Крестить КР и провозгласить христианство гос.религией пришлось князю Вл у. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Вл ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются 6 разноплеменных богов - Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокош.

Но чуть позже Вл убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужно новой веры (киевское государство) поддерживали тесные отношения с Византией - самой богатой, более мощной и наиболее культурно влиятельной державой того времени. Так он решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение произошло во времена ослабления внутриполит. положения в Визант. империи. Во 2пол. (80-х гг.)Х ст. взрывается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться в Киев с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Вл. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это он должен был отдать за Вл а свою сестру Анну (то есть он получал права на трон) и способствовать крещению населения Киев.гос.. При этом сначала получил отказ и только захват им визант. колонии Херсонес (Корсунь) заставило Византию заключить соглашение.

После офиц.крещения киевлян в 988 г. христианство становится гос.религией КР. Христианизация Руси шла постепенно за водными путями, сначала его приняли большие очаги, позже провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Гол. сопротивление оказывали служители языческого культа «волхвы», влияние которых на южн. землях Руси был незначительный. Зато на сев. в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против исполняя. свящ. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с исполняя. (т. зв. двоеверие).Для нормирования церк. жизнь в своем государстве Вл издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства: Вл пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. 1ое упоминание о митр. на Руси известна с 1037, хотя ранее должен был быть архиеп., который надзирал над русской церковью. Первым митр., который вспоминается, был грек Теотемпт (см. Киев. митрополия). Христианство, проповедуя милосердие и исполняя. любовь -- устои цивилизованного и мирного жизни, объединило большое религиозное государство Вл а и положительно повлияло па мораль руководящей верхушки и населения.

С принятием христианства в Украине распространилась письменность. Вл закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии по другим городам. Учителями были свящ. из Корсуня, которые знали слов. язык. Факт, что с принятием христианства не пришло к непосредственному полет, овладение Руси-Украины Византией, а открыто новой християнізованій сообществу связи с более далекими и близкими соседями, следует считать положительным следствием акта крещения Украины и слав. Востока
9. Формирование современных восточнославянских этносов.Вопрос о древнерусскую народность

РОССИЯНЕ этническим субстратом российского населения центральных и северо-восточных земель стали, кроме славянских племен словенов, кривичей, вятичей и восточных сіверянив, частично угро-финские и балтійськи племена -- меря, мурома, весь, голядь и др.

БЕЛОРУСЫ Белорусы являются автохтонами Беларуси. Основу белорусского этноса составили восточно-славянские племена кривичей, дреговичей, а также частично радимичей ідеревлян. Важную роль в формировании белорусов как этноса сыграли балтийские народы, прежде всего литовские племена.

УКРАИНЦЫ Разные исторические судьбы отдельных групп украинского народа повлияли на формирование некоторых особенностей их культуры. В карпатском регионе выделяются гуцулы, лемки, бойки. На севере Украины - полищуки. В районе черниговского Полесья существует небольшая локальная группа литвинов.

Согласно утверждению советских историков, которое еще недавно было незыблемой аксиомой, в эпоху КР, а именно в течение IX-X вв. в результате сближения и слияния многих восточнославянских племен сформировалась этнич. и язык. единство -- древнерусская народность.

Она, как и любая народность по известным сталинским определением, якобы имела общую территорию, язык, совместное эк.жизнь и общий психологический склад, проявляющийся в общности культуры.

По общности территории на первый взгляд сомнений якобы нет: древнерусское государство КР действительно занимала компактную территорию. Но это была общая территория государства, а не народности. С этнической точки зрения это государство составляла конгломерат различных племен и народов-и не только славянских, но и балтских, тюркских, финно-угорских. Древнерусская территория была заселена не равномерно. Поэтому единство древнерусской территории осознавалась лишь на уровне государственных структур, да и то в условиях напівконфедерації. Загальноруську сознание могло иметь лишь правящая верхушка и высшее духовенство.

Существование народности невозможно без общей для всех ее регионов языка. Народное вещание в эпоху КР представляло собой совокупность многих близкородственных, но определенно отличающихся между собой диалектов, которые не составляли единого восточнославянского языка. Утверждение о древнерусскую народную разговорную язык как язык древнерусской народности не имеют под собой реального научного и фактического почвы. Об общности экономической жизни древнерусского общества как якобы необходимую признак припущуваної древнерусской народности сказать ничего, потому что общий рынок формируется не в рамках этноса или народности, а в пределах государства независимо от того, сколько в ней этносов.

Наконец, о единстве древнерусской культуры, на которую так часто ссылаются, чтобы доказать существование древнерусской народности. Действительно, можно найти немало аргументов в пользу этого положения (например, общая христианская православная вера, существование общих черт в архитектуре, живописи, книжном искусстве). Однако вне поля зрения исследователей почему-то остается тот общеизвестный и неоспоримый факт, что в Киевской Руси было фактически две культуры.

Одна из них-официальная наднациональная, создаваемая государственными структурами и спрямовувана церковной (христианской) идеологией.

2ая культура КР - культура простых людей, что проявляется в народных обычаях, обрядах, быте, фольклоре. Это была совсем другая культура, которая резко отличалась от официальной, потому что она и дальше базировалась на языческих традициях, а не на христианстве. Итак, это была действительно народная культура, которая могла бы стать признаком припущуваної древнерусской народности, если бы была общей для всех земель Киевской Руси.

Итак, древние утверждения о единую Русь следует воспринимать как выражение соответствующей центристской идеологии, а не как доказательство реального существования однородного древнерусского этноса в форме древнерусской народности.

О древнерусское общество следует говорить не как о единую народность, а как о относительную общность многих восточнославянских этноязыковых групп в одном государстве с единственной официальной идеологией и религией. Не следует путать понятие древнерусской государственности, которая реализовалась в образовании Киевской Руси, с соответствующей народностью, которая якобы неизбежно должна была бы сформироваться в этом государстве, хотя на самом деле она не успела или даже и не могла сформироваться в тех конкретных исторических условиях.

 

 

11прод. пластину помещали между слоями прозрачного стекла. Декоративно-прикладное мистецтво Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизнь. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского. Особенно впечатляют высокой эстетикой и техникой выполнения ювелирные изделия. Были известны и применялись чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических нитей) и зерне (украшения из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелірного искусства - техника перегородчатої эмали. Пришла она из Византии, но вскоре киевские мастера превзошли учителей. Процесс изготовления схематично выглядел так. На золотую пластину наплавляли тонкие золотые перегородки, полученные полости заполняли эмалевым порошком и расплавляли его. В древних кладах найдены украшения с изображением сирен, дерева жизни, цветочного орнамента. Немецкий знаток ремесел Теофил(XI век), перечисляя в своей записке страны, которые прославились в различных искусствах, на почетном месте назвал Русь, мастера которой были известны своими изделиями «из золота с эмалью и из серебра с чернью». Музыка. В жизни людей КР значительное место занимали музыка, песни и танцы. Песня сопутствовала различные обряды, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. За этими изображениями, а также с былин, летописей мы знаем о музыкальные инструменты Руси - рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописям-книгам. Сложилось 2 системы нотных записей - самобытная и византийская. В развитии культ. Руси проявлялись как общие закономерности, так и нац.особенности. Ее основа - самобытная культура восточнослав.племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было воздействие византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки КР сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский культурный уровень, а в некоторых ее сферах превзойдя его. Новые веяния в культуре, большая региональная своеобразие появились в связи с феод.раздробленностью. Однако для закрепления и развития культ.динамики Русь нуждалась в восстановлении полит.единства.


Культура Киевской Руси

Основой культуры Руси была многовековая самобытная культ.традиция восточнослав.племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хоз. укладе славян давно уже преобладало земледелие - подсечно-огневое в полесской зоне и пашенное - в лесостепи. Для обработки земли предки современных украинцев применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двопілля - одно поле было засеяно, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хоть и очень важными, промыслами.

Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались в основном мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским. На Руси сложился перевод про братьев-кузнецов, которые победили в битве жахливогодракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им борозду «змиевых валов» -- оборонительных сооружений вокруг Киева (длина их в Украине-более 2 000 км, И датируются тысячелетием до н. е. -- И тысячелетием н. е.). В Х веке мастерство киевских кузнецов и литейщиков получила признание далеко за пределами Руси. Персидский географ за столетие до Нестора писал: «Там изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они вновь расправляются сами».Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукнаі полотна, им было знакомо сложное малюнкове ткачество и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о кожемяка -- людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названное время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а за готовым изделием: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был обладать по крайней мере несколькими специальностями.

Торговля продуктами с/х и ремесла, что зарождалась, сначала носила характер обмена как внутри общины, так и между племенами и землями. Впоследствии зародились товарно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют клады серебряных римских, византийских и арабских монет. Кстати монеты византийских императоров Анастасия I (491--518 гг.) и Юстиниана I (527--565 гг.), найденные археологами на Замковой горе, послужили одним из доказательств даты возникновения Киева, по крайней мере в конце V века. н. е. Некоторые соврем.ученые, опираясь на археологические и письменные свидетельства (в древних культурных слоях Киева найденные корінфські и римские монеты V--II ст. к н. е., греческий светильник IV века до н. е., 6 тысяч римских монет II--IV ст. н. е.), а также неоднозначную ідентифікованість упоминавшихся в древних источниках названий города: Гелон, Куенугард, Кіенуборг, Гунагард подобное, считают Киев еще более древним городом.

Торговля Руси осуществлялась не только с Византией и странами Востока, но и с Северной и Западной Европой, куда рус.купцы (рузарії, как их называли латинские хроники) везли свои и восточные товары.

Происходил быстрый рост городов. Если еще в VI веке готский историк Иордан писал, что у славян «вместо городов леса и болота», то в IX веке скандинавы называли Русь Гардарікою -- «страной городов». До начала Х века в летописях упоминаются более двадцати городов, до XII века-около двухсот, а перед татаро-монгольским нашествием -- уже более трехсот городов и крепостей. Величие столицы древнерусского государства настолько поражало современников, что Киев часто называли «соперником Константинополя». Так, европейский хронист Титмар Магдебургский в своей хронике 1018 пишет про Киев как столицу королевства, большой город, в котором более 400 церквей, 8 рынков, бесчисленное количество жителей».

Искусство Киевской развивалось в общем русле средневековой европ. культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые вековые традиции языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как головнийбудівельний материал использовалась древесина, которая была в изобилии доступна. В центре поселений находились «грады», которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских «градах» сооружалась из срубов - - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые дома, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов. Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительства. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые представляют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов. Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной том, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240, когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент. Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирование соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе свода с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды -- полукруглые выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (междурядные пространства). Особое значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение-концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, томолитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листьями. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными. Изобразительное искусство Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра. Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сирійштукатурці -- покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения малюнкаі красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты -- кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая - свыше 30, красная и синяя-по 20 и т. д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.022 с.)