Почему средний путь редко торжествует 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему средний путь редко торжествует



Все это, по-видимому, оставляет открытым наиболее фундаментальный вопрос из всех: почему же возникают идеологии? Мы можем прогнозировать, какого рода человек вероятнее всего может стать жертвой идеологии, мы можем предсказывать, какого рода идеологии будут последовательно отстаивать правые или левые политические идеалы, и мы можем демонстрировать то, как развитие тех или иных идеологий находит внутреннее соответствие личностным чертам тех, кто их разделяет. Однако вопрос о происхождении требует ответа, который должен выходить за рамки психологии, хотя неизбежно должен заключать в себе и определенные психологические принципы.

В общих чертах наш ответ сводится к следующему. Правые и левые политические идеалы, капитализм и

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 467

социализм содержат в себе противоречия, которые неизбежно ведут к конфликту, изменениям и распаду. Противоречия капитализма были указаны многими авторами, в том числе, разумеется, и Марксом; если капитализм не сдерживается государственным управлением и профсоюзами, он ведет к монополиям и обогащению немногих за счет большинства. Противоречия социализма были указаны Ф. А. Хейеком, К. Поппером и многими другими. Принцип равных возможностей, лежащий в основе социализма, находится в конфликте с биологической реальностью и может быть насажден только с помощью диктатуры. Другими словами, полнокровный капитализм и полнокровный социализм могут удерживаться только путем подавления и отказа от человеческих прав. Идеологии по своему определению ведут к насилию. Капитализм, хотя и является демократическим по своим намерениям, требует диктатуры фашистского типа для сохранения своих привилегий. Социализм, хотя и является демократическим по своим намерениям, требует диктатуры коммунистического типа для насаждения своих принципов.

Разумеется, ни насаждение социальных идеалов, ни сохранение привилегий не имеют успеха. Фашизм сохраняет только пустую скорлупу капитализма, лишенную всей его реальной силы, а коммунизм сохраняет только пустую скорлупу социализма, лишенную всех его идеалов. На практике и правые, и левые политические идеалы нуждаются в том, чтобы их ограничивала система государственного управления, в противном случае они приводят в тупик. Однако государственное управление в конце концов вырождается в систему государственного контроля, в диктатуру и потерю свободы. Единственная реальная альтернатива — путь компромисса, или средний путь, примеряющий доктрины капитализма и социализма, предостав-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

ляющий возможность одновременного существования частного и государственного сектора.

Почему этот компромисс столь часто игнорируют, отдавая предпочтение крайним и воинственным идеологическим позициям? Ответ, вероятно, заключается в принципе определенности, заявленном британским психологом Р.Х. Таулессом на основании его работы о религиозных убеждениях. Он определил принцип определенности следующим образом: «Когда в группе людей имеются влияния, действующие как в направлении принятия, так и в направлении непринятия убеждения, результатом является не общее снижение степени убежденности в своих воззрениях, а ситуация, когда одни исповедуют воззрения с крайней степенью убежденности, в то время как другие отвергают их с той же крайней степенью убежденности». Это наблюдение вполне применимо и к политическим воззрениям и убеждениям.

Один из авторов этой книги провел исследование, в котором он распределил по семибалльной оценочной шкале 22 208 голосов, отданных «за» или «против» по различным социальным и политическим вопросам, в которых явно прослеживались «влияния, действующие как в направлении принятия, так и в направлении непринятия» обозначенных взглядов и установок. Результат показал, что налицо отчетливая тенденция к крайним оценкам (+3 и — 3), которые встречаются чаще, чем промежуточные. Когда сравнили разные группы, участвовавшие в исследовании, выяснилось также, что крайние группы были, как правило, более уверены в своих взглядах. Это заставляет предположить, что в любом обществе, в котором есть имущие и неимущие (в действительности во всех обществах, кроме наиболее примитивных), консервативные и радикальные установки, очевидно, представляют собой отчасти отражение социального статуса, а отчасти отражение личности. Для разных людей эти установки,

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

очевидно, означают разную степень убежденности, которая опять же зависит от личности человека. Для ригидных личностей, очевидно, свойственна высокая степень убежденности, а для гибких личностей низкая.

Очевидно, что при любой форме общества, будь то капиталистической или социалистической, внутренние противоречия должны приводить в конечном итоге к распаду и крушению, если бы те, кто твердо уверен в своей правоте, не прибегали к физическому насилию и подавлению гражданских прав. Идеологии, очевидно, возникают как естественное следствие двух факторов — внутренних противоречий существующих политических систем и принципа определенности, который не позволяет многим людям исповедовать свои взгляды с меньшей степенью убежденности, хотя это, несомненно, больше бы соответствовало нашим ограниченным знаниям о последствиях социальных действий.

Репрессии, разумеется, порождают сопротивление и бунт с той же неизбежностью, с которой действие рождает противодействие в физике Ньютона. Таким образом, одна идеология порождает прямо противоположную ей идеологию. Политический процесс еще больше обостряет напряжение, вызываемое принципом определенности. Абсолютная убежденность в своей правоте отдаляет идеолога все дальше и дальше от возможности компромисса и приводит его в конечном итоге к геноциду, к уничтожению целых классов или рас и к другим преступлениям, которых немало зафиксировано в анналах новейшей истории.

Обрисованные здесь в общих чертах принципы, конечно, могут иметь более широкое приложение. Нам нужно только заменить капитализм и социализм католицизмом и протестантизмом или христианством и мусульманством, сделав небольшие поправки на религиозный контекст, и мы увидим ту же картину. В религиозных системах есть те же внутренние противо-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

речия, что и в политических системах, а принцип определенности действует с равной силой применительно к любой системе взглядов или верований.

В заключение подчеркнем, что невозможно изучать современные или древние идеологии, не обращая пристального внимания на психологические принципы и в особенности на взаимосвязи между идеологией и личностью. Пока же наши изыскания в этой области только слегка обрисовывают проблему. Тем не менее уже сейчас результаты исследований позволяют предполагать, что со временем мы научимся понимать внутренние пружины идеологии гораздо лучше, чем мы понимаем в настоящее время.

Преодоление предрассудков

Но достаточно ли одного понимания? Не может ли психология помочь нам в решении острейших проблем современности, связанных с идеологиями, таких проблем, как предубеждения? Рассмотрим следующий эксперимент, проведенный недавно в Германии Грос-сартом-Матичеком, Г. Айзенком и X. Веттером. В этом исследовании была опрошена случайная выборка из 6796 мужчин в возрасте от 45 до 55 лет на предмет наличия у них предубеждений, которые классифицировались как антидемократические, антисемитские, антиарабские, антиславянские, антирасовые, антиамериканские или как антикоммунистические. Из этой большой группы были отобраны 530 человек, которые выражали крайние предубеждения. Затем их разбили на пары в соответствии с их предубеждениями — антисемиты с антисемитами, антикоммунисты с антикоммунистами и так далее — и каждого члена пары включили либо в терапевтическую, либо в контрольную группу. Если вернуться к Главе 23, в которой исследовалась предрасположенность к раку и коронарной болезни сердца, то можно сказать, что все

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

эти люди были личностями, «предрасположенными к болезням». Включенным в терапевтическую группу был предложен курс групповой терапии, обрисованный в общих чертах в Главе 23. Однако, чтобы исключить возможность влияния прямого внушения на результаты терапии, во время терапевтического курса не делалось никаких ссылок на социальные установки, предубеждения или что-либо, выходящее за рамки вопроса здоровья.

Эксперимент основывался на той гипотезе, что предубеждения — это форма агрессии, а поскольку агрессия является результатом фрустрации (глубокой психологической неудовлетворенности или психологического дискомфорта), снижение последней должно привести к положительным изменениям в плане агрессии и предубеждений. Люди, предрасположенные к раку и коронарной болезни сердца, страдают от сильного стресса и демонстрируют неспособность справиться со стрессом, и в обоих случаях это тесно связано с фрустрацией. В этом эксперименте, следовательно, предполагалось, что снижение стресса и повышение способности сопротивления ему должно привести к уменьшению фрустрации, агрессии и предубеждений.

Членов двух групп повторно тестировали через шесть месяцев, год и два года, а результаты этих тестов показаны на диаграмме 2. В начале эксперимента никто из участников не был свободен от предубеждений — на самом деле это и было условием участия в эксперименте. Практически никаких изменений в установках контрольной группы не было отмечено за эти два года, зато радикальные изменения произошли в этот период в терапевтической группе, многие члены которой оставили свои предубеждения. Незачем говорить о том, что этот результат имеет огромное значение. По всей видимости, психотерапия может быть мощным средством преодоления предубеждений.

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

Диаграмма 2. Диаграмма иллюстрирует радикальные изменения, произошедшие в установках членов терапевтической группы. За двухлетний период 180 из 265 человек, прошедших курс психотерапии, расстались со своими предубеждениями. В контрольной группе никаких изменений уровня предубеждений не отмечалось.

Диаграмма 3. Эта диаграмма иллюстрирует во многом ту ясе картину, что и диаграмма 2. За двухлетний период, последовавший за курсом психотерапии, двое из трех участников оставили свои твердые антисемитские предубеждения. Установки контрольной группы не изменились.

Диаграмма 3 иллюстрирует влияние, оказанное курсом психотерапии на определенное предубеждение, в данном случае на антисемитскую установку. В контрольной группе антисемитские установки оставались примерно на том же уровне, но в терапевтической группе две трети ее членов не высказывали какого-либо заметного предубеждения к концу двухлетнего периода.

Трудно делать обобщения на основе этих результатов и в равной степени трудно понять, как их можно использовать на практике, однако, судя по всему, они все-таки дают основание полагать, что снижение фрустрации у людей действительно способно также уменьшать предубежденность, а также что этот метод

'<

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 473

более плодотворен, чем прямое воздействие на предрассудки людей. Прямая критика заставляет людей защищаться и часто идти на крайности при этом. Это также ведет к возмущению и еще большему укоренению предубеждений. Потому, вероятно, более продуктивным и разумным было бы устранение более глубоких причин предубеждений. Ясно, что эта сфера человеческого поведения заслуживает дальнейших исследований. Предубеждения, в особенности расовые предубеждения, вероятно, одно из самых страшных проявлений человеческих эмоций — все мы знакомы с последствиями, которые они имели в гитлеровской Германии. Все, что может предложить психология для того, чтобы справиться с этим злом, должно приветствоваться.

Эпилог

В книге мы обсудили наиболее важные и волнующие открытия, сделанные психологами. Однако мы не затронули даже десятую часть тех вопросов и проблем, над которыми активно работают психологи. Для этого потребовалось бы немало увесистых томов. Психология интересуется человеческим поведением, а следовательно, почти всякой деятельностью, которой занимается человек.

Давайте сделаем беглый обзор тех областей, которых мы не коснулись. Возьмем архитектуру. Большинство людей считают, что дома должны проектироваться так, чтобы радовать взгляд и обеспечивать комфорт. Психологи могут внести большой вклад в эту сферу человеческой жизни.

Перенаселенность, один из главных кошмаров последних лет, представляет собой еще одну важную область психологических исследований. Через 20—30 лет численность населения Земли достигнет огромных размеров, суля голод и социальные пертурбации в огромных масштабах, если, разумеется, не будут приняты эффективные программы контроля за рождаемостью — и приняты уже сейчас. Нетрудно, конечно, оставить решение этой проблемы политикам, однако именно психологам предстоит осуществлять прямой

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

контроль над этими программами или давать советы по проведению успешных рекламных кампаний.

Другой важной сферой, в которой роль психологии имеет исключительное значение, представляется эргономика, взаимодействие людей и машин. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что вся организация нашей рабочей среды требует все большего участия психологов, специализирующихся на психологии производства и труда. Проблемы, возникающие в связи с упадком промышленности, слабой трудовой дисциплиной, низкой производительностью труда и технологическими изменениями, главным образом требуют ответов скорее на психологическом, нежели политическом уровне.

Психология пронизывает всю нашу повседневную жизнь. Некоторые видят в этом дурной знак, полагая, что в скором будущем нас ждут ужасы, описанные Джорджем Оруэллом в романе «1984». Авторы этой книги совершенно не согласны с таким пессимистическим взглядом. Кроме всего прочего, он довольно безоснователен. Как мы пытались показать, лучшее понимание человеческой природы, которое дает нам психология, уже революционизирует наше общество (нашу систему образования, систему исправительных учреждений, методы лечения психических заболеваний) в направлениях, которые можно только приветствовать.

Что можно сказать о психологии завтрашнего дня? Конечно, безрассудно пытаться предсказать будущее. Однако мы готовы рискнуть и сделать три прогноза (если угодно, назовем их информированными предположениями) в отношении тех путей, по которым будет развиваться психология в будущем.

Во-первых, рекомендации психологов будут в большей степени учитывать при решении социальных проблем, чем сегодня. Например, большинство пред-

ь

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

ставителей ортодоксальной медицины мало интересуются психологией и плохо ее знают. Они просто-напросто лечат физические симптомы заболеваний. Однако многие пациенты больше нуждаются в психологическом внимании, чем в пилюлях и таблетках. «Эффект плацебо» (быстрое излечение больных с использованием совершенно безобидных средств) убедительно свидетельствует о том, что физическому заболеванию и выздоровлению могут способствовать (а также и вызывать их) психические процессы. Мы надеемся, что в будущем психология и медицина будут работать в более тесном и плодотворном сотрудничестве.

Во-вторых, некоторые эксперименты в области современной психологии, которые широко освещались в прессе, попали на первые полосы газет и журналов из-за этических проблем, которые они поднимают. Представляется крайне вероятным, что в будущем от психологов будут требовать еще большей оправданности их работы в моральном отношении. Мы только желаем, чтобы был найден соответствующий компромисс между стремлением психологов проводить важные и полезные для общества исследования и долгом чиновников, политиков и журналистов защищать права и достоинство тех, кто участвует в этих экспериментах. Было бы печально, если бы начали охоту на ведьм, требуя полного запрещения психологических экспериментов.

В-третьих, основные достижения в области любой науки нередко являются прямым следствием важных технологических прорывов. Создание радиотелескопа значительным образом расширило кругозор астрономии. Точно также волнующие открытия, сделанные Алланом и Элен Хенриксон в области изучения интеллекта, были бы невозможны, если бы не создание

«г-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 477

новых способов измерения волновой активности мозга.

Если будущее похоже на прошлое, тогда главные открытия 90-х годов будут определяться дальнейшими технологическими достижениями. Мы не знаем точно, что это будут за достижения, но мы уверенно можем предсказать, что придет время, когда наши нынешние попытки раскрыть тайны человеческой психики покажутся неуверенными шагами малыша, который только учится ходить.

Содержание

Предисловие................................... 5

Межличностные отношения................. 7

Глава 1

Злой самаритянин................................12

Глава 2

Эй, красотка!...................................29

Глава 3

Личное пространство и близкое общение..............47

Глава 4

Опасности подчинения............................67

Глава 5

Опыт экспериментальной тюрьмы....................87

Глава 6

Секс, насилие и средства массовой информации.......104

Глава 7

Кто сумасшедший?..............................120

Знания, которые дают нам животные..........137

Глава 8

Тонкое искусство выработки рефлексов..............140

Глава 9

Шимпанзе, которого воспитывали как ребенка......... 157

Глава 10

Любовь и привязанность..........................173

Мозг, личность и эмоции................... 186

Глава 11

Измерение интеллекта...........................190

Глава 12

Разделенный мозг............................... 211

Глава 13

Корни личности................................231

Глава 14

Фактор счастья.................................255

Глава 15

Сильные эмоции................................270

Восприятие и решение проблем............. 288

Глава 16

Свидетельские показания.........................291

Глава 17

Два действия одновременно.......................309

Глава 18

Запоминание и забывание.........................324

Глава 19

Когда возникает внутренний конфликт.............. 344

Сферы применения психологии............. 362

Глава 20

Как не воспитывать детей.........................366

Глава 21

Раскрытие образовательного потенциала.............383

Глава 22

Биологическая обратная связь:

торжество духа над материей......................397

Глава 23

Психология против рака и коронарной болезни сердца... 415

Глава 24

Преступление и наказание........................431

Глава 25

Политика, личность и предрассудки.................452

Эпилог.......................................474



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.059 с.)