Идеальная память и фотографическая память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеальная память и фотографическая память



Большинство из нас, имеющих несовершенную память, должно быть, в тот или иной момент высказывали сожаление, что мы не наделены «фотографической памятью». Этот тип памяти (или «эйдетичес-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

кая память», как обычно называют психологи) встречается намного реже, чем принято думать, вероятно, менее чем у 1 процента взрослого населения в западных странах, хотя имеются сообщения о том, что он более распространен у детей и примитивных народностей. Причина этого различия может быть в том, что большинство взрослого населения западных стран больше полагается на язык, чем на визуальное представление в своей повседневной жизни.

О наиболее поразительных демонстрациях эйдетической памяти бьшо сообщено около 20 лет тому назад Чарльзом Стромейером из исследовательской лаборатории телефонной компании «Белл», который работал с молодой и одаренной преподавательницей Гарварда по имени Элизабет. Способная художница, Элизабет была способна легко переносить на свои полотна точный образ картины или сцены.

В экспериментах Стромейера использовались, как правило, два сделанных на компьютере стереоскопических изображения, каждое из которых состояло из 10 000 точек. Если посмотреть на эти изображения без помощи стереоскопа, то они покажутся совершенно бессмысленными. Однако если на них смотреть через стереоскоп, который предъявляет одно изображение правому глазу, а другое левому, вы видите трехмерную фигуру.

В одном из ранних экспериментов Элизабет рассматривала в течение минуты правым глазом одно из таких изображений. После короткого отдыха в 10 секунд она смотрела левым глазом на другое изображение. Когда Стромейер попросил ее наложить одно изображение на другое, как она их запомнила, она без колебаний сообщила, что увидела идущую на нее букву «Т». Поразительно, в своей памяти она сохранила подробный образ расположения 20 000 точек!

В более позднем эксперименте, используя ту же методику, Элизабет могла в течение 24 часов удержи-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

вать точный образ изображения, составленного из 10 000 точек. В другом случае она создавала мысленные образы четырех таких изображений, предъявленных правому глазу. На следующий день она смотрела на отдельное изображение левым глазом и вспоминала по очереди каждый из четырех эйдетических образов, которые она зафиксировала правым глазом в предыдущий день. Когда эти образы были наложены на изображение, предъявленное левому глазу, каждое позволяло ей увидеть разную объемную фигуру.

Было бы ошибочно считать, что Элизабет обладала фотографической памятью. Прежде всего ее эйдетические образы были динамичными и подвижными, и, как и любые другие образы, ими можно было манипулировать и менять их по желанию. Они не формировались с той же быстротой, с которой камера создает фотографический снимок. Напротив, иногда Элизабет требовалось несколько минут, чтобы сформировать эйдетический образ сложного изображения, при этом ей приходилось перемещать глаза по различным частям изображения. Она признавалась, что эйдетическая память была менее полезна ей в жизни, чем можно было бы ожидать. Некоторая польза от нее была при сдаче экзаменов в школе и университете, но гораздо меньше она помогала ей в ее работе после окончания университета.

Наиболее убедительное свидетельство того, что феноменальная память может быть столь приятным даром, как принято думать, было получено русским неврологом А. Р. Лурией в середине 30-х годов. Однажды к нему в лабораторию пришел мужчина, которого в своих наблюдениях он именует С. С. был журналистом и был послан к Лурии редактором газеты, который заметил феноменальные способности его памяти. Хотя большинство людей тоже в некоторых случаях способны объединять впечатления, получаемые

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

от разных органов чувств (например, высокие звуки могут быть «увиденными» как яркие цвета), но у С. эта тенденция выражена очень сильно. Как-то он заметил коллеге Лурии: «У вас такой рассыпчатый желтый голос».

Возможности эйдетического восприятия у С. были столь большими, что всего через три минуты изучения он мог воспроизвести таблицу из 50 цифр, называя цифры по вертикали, горизонтали или диагонали с огромной скоростью. Он утверждал, что способен видеть таблицу, и ему просто остается «читать ее». В одном случае он точно воспроизвел по памяти ряд слов, которые он запомнил 16 лет назад.

Такие возможности памяти крайне усложняли жизнь С. Его навязчивая потребность превращать все в зрительное представление часто затрудняла для него возможность эффективно мыслить на абстрактном уровне. Его восприятие окружающего мира в большинстве случае было перегружено яркими, но несущественными подробностями, что заставило заметить его однажды, когда он пытался понять, что ему говорит собеседник: «Каждое слово вызывает образы; они сталкиваются друг с другом, а в результате получается хаос. Я ничего не могу разобрать в нем. А потом ваш голос... еще одно пятно... потом все смешивается». Другими словами, имея большие, но плохо управляемые эйдетические возможности, можно не увидеть леса за деревьями.

Вместо заключения

Основная причина, почему мы забываем, состоит в том, что окружающая нас обстановка не всегда обеспечивает нашей памяти соответствующие сигналы, которые позволяют извлечь необходимую информацию. Нередко может помочь, когда вы пытаетесь

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 343

вспомнить что-то, воссоздание того внутреннего состояния, в котором вы находились в тот момент, когда информация попала в вашу память. Состояние беспокойства и волнения может приводить к усилению забывания. Однако очевидно, что определенную роль в забывании играют и разрушение или ослабевание отпечатков памяти.

Несмотря на все несовершенство нашей памяти, у нас есть то, что позволяет достаточно точно представлять, сможем ли вспомнить забытую информацию, если постараемся, а именно система мониторинга памяти. Наконец, совсем не обязательно, что совершенная память принесет нам счастье; есть опасность, что наше сознание окажется засоренным огромным количеством плохо переработанной информации.

Когда возникает внутренний конфликт

*

Повседневное наблюдение показывает, что люди часто начинают беспокоиться после принятия решений о том, что они приняли неверное решение. Каждый, кто покупал подержанный автомобиль, хорошо знает чувство — нам всем оно знакомо, — что мы получаем только то, за что платим. Потому с самого начала наш здравый смысл находится не в ладах с нашими ожиданиями. Один из способов решения этого конфликта — обратиться за словами утешения к друзьям и коллегам: «Неплохая машина, если учесть, что она пробежала 80 000 миль!» Люди на удивление осторожны в таких ситуациях. Вместо того чтобы высказать нелицеприятное, но честное мнение — «Ты купил развалюху, которая не протянет и пяти минут», — они дают единственный приемлемый ответ: «Да, очень удачное приобретение». Другими словами, они подыгрывают нашей потребности чувствовать уверенность в своих поступках и решениях.

Наша постоянная потребность оправдывать свои решения, стремиться к тому, чтобы наши мнения и убеждения соответствовали нашему поведению, вдох-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

новила Эзопа на создание одной из самых знаменитых его басен — басни о лисе и винограде.

Очень проголодавшаяся лиса замечает высоко над головой гроздья сочного душистого винограда. Все ее юпытки дотянуться и сорвать хотя бы гроздь оканчи-аются неудачей, вызывая конфликт между ее отчаян-ыми попытками достичь цели и полной неудачей, которая ее постигла. Лиса пытается смягчить этот конфликт, убеждая себя в том, ее цель все равно не заслуживает усилий, — она решает, что виноград, вероятно, все равно кислый. Естественно, что такое оправдание было бы менее уместным, если бы лиса провела целый день в попытках добраться до винограда, поскольку, если бы виноград был кислым, было бы мало смысла продолжать попытки допрыгнуть до него. Но если бы лиса все-таки пыталась это делать весь день, так и не добившись никакого успеха, она, вероятно, стала бы убеждать себя в том, что для нее полезны физические упражнения, которые позволяют ей ловко ускользать от фермеров с их курами.

Одним из самых злободневных примеров существенного конфликта между убеждениями и поведением является конфликт курильщика, который хорошо знает о том, что курение вызывает рак и другие заболевания, но тем не менее продолжает курить. Как люди решают конфликт такого рода? Есть два очевидных способа смягчения конфликта: изменить свое поведение (то есть бросить курить) или отказываться поверить в то, что курение опасно. Причинная связь между курением и раком впервые вошла в массовое сознание в Америке в 1964 году, после опубликования доклада главного хирурга Соединенных Штатов. Вскоре после этого было проведено исследование для выяснения действия, которое он оказал на курильщиков. Только 9 процентов опрошенных курильщиков попытались бросить курить. 41 процент заядлых ку-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

рилыциков (в отличие всего лишь от 11 процентов некурящих) отказались признать связь между курением и раком. Выходит, что люди будут пытаться смягчить внутренние конфликты любыми доступными им способами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.191.240 (0.01 с.)