Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сомнения по поводу диссонансаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пока все примеры диссонанса, которые мы обсуждали, были сравнительно просты, не возникает большого сомнения в том, что сильные конфликты порождаются несовместимостью представлений. Однако ) не всегда так просто сказать, возникает диссонанс или нет. Предположим, что вы говорили всем своим друзьям, что такой-то из современных художников — ваш любимый художник, а затем выясняется, что он хронический алкоголик. Это вполне может и не вызывать диссонанса, так как вы всегда можете возразить, что творческие люди сами себе закон. С другой стороны, вы, вероятно испытали бы некоторый диссонанс, если бы узнали, что очень известный и уважаемый представитель церкви уже многие годы страдает алко- . голизмом и регулярно бьет свою жену. Что является определяющим в том, возникает дис- I сонанс или нет? В целом диссонанс возможен только тогда, когда нарушается ожидание. Мы определенно 360 Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК ожидаем от священников воздержания от употребления алкоголя, но терпим значительную свободу нравов, когда речь идет о творческих людях. Другая трудность, которая заметно подрывает основы теории диссонанса, состоит в том, что у всех нас разные мнения о самих себе. Необходимость лгать, как в исследованиях Фестингера и Карлсмита, порождает диссонанс только в тех случаях, когда человек считает себя, в сущности, честным. Если же человек рассматривает себя в качестве законченного психопата, он, возможно, на самом деле получит удовольствие от мысли об обмане других и не испытает ни малейшего чувства вины или диссонанса. Выводом из этого является то, что теоретики когнитивного диссонанса должны уделять больше внимания внутреннему образу и самооценке человека. Например, едва ли было бы принято считать, что успешное выполнение задания может вызывать диссонанс. Однако было обнаружено, что люди, которые ожидают провала, испытывают довольно сильное беспокойство, когда в действительности добиваются успеха в чем-либо. Наконец, мы столкнулись бы с крайне неприятными последствиями, если бы всегда старались любым способом уменьшить диссонанс — это все равно как если бы мы постоянно ткали вокруг себя кокон. Мы бы постоянно оправдывали свои поступки, никогда не признавались себе в том, что совершаем ошибки, и разучились бы в конце концов учиться на собственных ошибках. Вместо заключения Теория диссонанса предполагает, что мы скорее рационализирующие существа, чем рациональные. Мы стремимся оправдать свое поведение и казаться ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ рациональными себе и другим. Эта потребность в самооправдании очень сильна и может проявляться в сфере медицины, приобретения моральных ценностей, в поведении религиозных сект и в бесчисленном количестве других сторон жизни. Поскольку мы так сильно желаем оправдывать себя, мы нередко ведем себя странным и внешне непредсказуемым образом. Однако во многом благодаря новаторской работе Леона Фестингера и его коллег, психологи начинают понимать, как люди справляются с внутренними конфликтами.
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Психологов часто критикуют за то, что они живут в башнях из слоновой кости, за то, что они изучают тривиальные проблемы, которые не имеют никакого широкого социального значения. В этих обвинениях есть доля правды, особенно в отношении исследований некоторых американских психологов, чьим девизом, судя по всему, является лозунг «Умри, но издавайся». Однако было бы большой ошибкой считать, что психологические исследования бесполезны в целом. Растущее количество профессиональных психологов приносит огромную пользу обществу в клинической и образовательной сфере, а также в сфере профессиональной деятельности. Здравый смысл подсказывает, что психология должна иметь большое значение для общества в целом. В конце концов, она пытается подобрать ключи к пониманию и предсказанию человеческого поведения, а вся жизнедеятельность общества в исключительной степени зависит от того, как ведут себя и взаимодействуют друг с другом люди. Воспитание детей — трудное дело и в самые лучшие времена, а сегодня родителям приходится сталкиваться с огромным количеством взаимоисключающих советов «экспертов». Должны ли они выбирать либеральный подход к воспитанию своих детей или ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ более традиционный, консервативный метод воспитания? Достоинства обоих подходов обсуждаются в Главе 20, однако новые исследования показывают, что обе эти крайние позиции неверны. По-видимому, имеется более здравый срединный путь. Как ни парадоксально, но образование, для которого психологические принципы и открытия должны иметь исключительное значение, крайне мало пользуется плодами исследований психологов. Главная причина этого в том, что стратегические изменения в области образования обычно проводят те, кто в большей степени руководствуется идеологическими соображениями, чем научными фактами. Как мы указываем в Главе 21, особенно печально то, что многие из тех, кто разрабатывает и осуществляет образовательные программы и базовые принципы образовательной системы, придерживаются ошибочного взгляда на обучение, считая, что все дети более или менее одинаково реагируют на тот или иной метод обучения. В действительности некоторые дети учатся лучше при одном учебном подходе, чем при другом. Ясно, что хорошей образовательной системой была бы такая, которая полностью учитывала бы индивидуальные особенности учеников. В Главе 22 мы обсуждаем некоторые удивительные возможности биологической обратной связи. Последнее является основанным на психологических принципах методом лечения некоторых физических расстройств, который в последние годы привлек к себе огромное внимание ученых и общественности. Основная идея заключается в том, что заболевания, имеющие отчетливую физиологическую основу, могут быть излечимы при исправлении физиологических отклонений. Пациенты могут способствовать своему излечению, если их снабжать информацией об их успехах (или неуспехах) в изменении своего физиологического состояния. Биологическая обратная связь может Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК помогать в излечении или, по крайней мере, в контролировании множества расстройств и заболеваний, включая гипертонию, мигрень, заболевание периферической кровеносной системы, известное как болезнь Рейно, и некоторые сексуальные расстройства. Два наиболее часто приводящих к смерти заболевания в современном западном обществе — рак и болезнь сердца. Потому затрачиваются огромные суммы на медицинские исследования, пока не приносящие больших результатов. С большим оптимизмом мы говорим об этом в Главе 23, в которой обсуждаются новые, вселяющие надежду психологические подходы к профилактике рака и болезни сердца. Количество преступлений, особенно тяжких, заметно растет практически во всех западных странах. Существует ли какая-нибудь возможность как-то повлиять на это? В Главе 24 мы утверждаем, что первый шаг — это понять факторы, которые заставляют одних людей стать преступниками, а других сохранять относительную добродетельность. Некоторые факты указывают на то, что продолжительный период формирования условных рефлексов на основе наказаний может приводить к «развитию совести». Вседозволенность, царящая в современном обществе, следовательно, может быть тем косвенно влияющим фактором, который способствует увеличению количества преступлений, ослабляя воздействие общества на формирование совести. Имеются обнадеживающие признаки, что психологические методы исправления могут оказаться эффективными в перевоспитании если не всех, то некоторых преступников. Различные такие методы формирования новых условных рефлексов используются для того, чтобы побудить юных и взрослых преступников усвоить установки социально приемлемого поведения. Как мы увидим в Главе 25, психология также применима для изучения политической и общественной ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ идеологии — от коммунизма до фашизма. В течение веков многие люди делили идеологические установки на «левые» и «правые»; теперь психологи определили радикально-консервативный аспект, который соответствует этому делению. Однако одни радикалы (или левые) характеризуются ригидностью своих установок, а другие гибкостью, и то же самое деление применимо к консерваторам (или правым). Это привело к введению еще одной политической оси личности (ригидность/гибкость), расширяющей рамки идеологических категорий. Почему разные люди имеют разные социальные и политические установки? Здравый смысл подсказывает, что такие установки определяются средой — семьей, друзьями и другими социальными контактами. Однако имеются новые свидетельства того, что значительную роль в этом играет наследственность. В целом психология имеет все более растущее значение для общества. Практически нет таких сфер жизни, в которые психология не внесла бы свой вклад. Как не воспитывать детей Большинство родителей беспокоит вопрос, как лучше всего воспитывать своих детей. В своем беспокойстве они нередко обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам и даже психоаналитикам. Вероятно, это не очень мудрый шаг. Профессионалы и так называемые эксперты имеют репутацию плохих советчиков в этих вопросах. Дж. Б. Уотсон, основатель бихевиоризма, был первым, чья книга о воспитании детей стала настольным пособием для миллионов родителей. Его ставшая бестселлером книга «Психология воспитания ребенка с младенческих лет» разошлась более чем в 100 000 экземпляров в течение нескольких месяцев после публикации. Бертран Рассел, ученый с трезвым умом, которого не так легко было ввести в заблуждение, стал последовательным сторонником воззрений Уотсона. Но профессиональные психологи выступили с решительной критикой. Некоторые из них считали, что книга вредила его положению серьезного ученого. Основная мысль Уотсона была проста: дети должны воспитываться на научной основе, а не на основе эмоций или традиций. Он настаивал, что родитель не должен баловать своих детей, показывать им слишком много нежных чувств, по- ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ скольку это развивает в ребенке душевную зависимость; кормление должно быть строго по графику, а не по желанию. Уотсон испробовал эту систему на двух своих сыновьях. Один кончил жизнь самоубийством, а другой, к большому недовольству отца, стал психоаналитиком. В конце концов Уотсон пожалел о том, что написал эту книгу, и не потому, как он сказал, что «книга была несовершенной, а потому что я недостаточно имел знаний для того, чтобы написать книгу, которую я хотел написать». После жесткого, строгого Уотсона, противника сентиментальности и проявлений любви, маятник качнулся назад, как это обычно бывает, и на сцене появился психоаналитик доктор Спок с его рецептом, исходящим из полной либеральности, кормления по желанию, а не по расписанию, и безграничных проявлений любви и нежности. Его книга «Ребенок и уход за ним» по количеству проданных экземпляров уступала только Библии. Мамы во всех странах вздохнули с облегчением и снова вернулись к более тесным и эмоциональным взаимоотношениям со своими детьми, против которых категорически возражал Уотсон. Однако оба подхода, как либеральный, так и строго научный, основывались на слишком узком взгляде на воспитание. Спок под конец признал, что его рекомендации были неверны. Воспитание детей по его методу не дало тех результатов, на которые он надеялся. Оба, и Уотсон, и Спок, каждый по-своему, продемонстрировали, как опасно давать совет, пусть и научный по характеру, основанный на заранее сформированном мнении, а не на основе твердо установленных теорий, опирающихся на факты. Правда заключается в том, что психологи просто недостаточно знают о воспитании детей, чтобы выступать в роли всезнающих советчиков. Уотсон выстраивал свои принципы на узком основании крайнего бихевиоризма, Спок — на узком и не- Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК надежном основании доктрины Фрейда. Ни та, ни другая система не подкреплена достаточными фактами, чтобы выдержать вес тех построений, которые возвели на них эти и другие авторы. Мы знаем очень мало о воспитании детей, но мы знаем достаточно в настоящее время, чтобы понять, что Уотсон и Спок давали советы, которые были неверными для большинства детей — один был слишком строгим, авторитарным и неэмоциональным, другой слишком мягким, либеральным и сентиментальным. Большинство мам успешнее бы воспитывали своих детей, если бы они не прочитали ту или другую книгу. Остерегайтесь психологов, советы дающих, — это тот дареный конь, в зубы которому родителям следовало бы смотреть самым тщательным образом! Неужели мы не можем в таком случае ничего предложить родителям, которые спрашивают нашего совета? На самом деле можем... немного. В последние годы были проведены интересные и важные исследования, которые предлагают несколько общих указаний. Первое — и наиболее очевидное указание, поскольку немногие мамы нуждаются в напоминании об этом, — состоит в том, что все дети разные и не существует одного метода их воспитания. С каждым ребенком необходимо обращаться как с личностью. Второе указание заключается в том, что очень важное значение имеет наследственность — как для формирования интеллекта, так и для формирования личности. Родители не получают при рождении, как считал Уотсон, бесформенный воск, из которого они могут слепить все что угодно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.012 с.) |