Материнские и отцовские инстинкты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материнские и отцовские инстинкты



Необъяснимое удовольствие, которое большинство матерей испытывает при уходе за своим ребенком, побуждают многих психологов говорить о существовании врожденного «материнского инстинкта». На первый взгляд это вроде бы объясняет месяцы и годы бескорыстной привязанности матерей к своим детям, но представление о том, что все женщины обладают материнским инстинктом, наталкивается на различные трудности.

Во-первых, было довольно убедительно продемонстрировано, что люди обладают гораздо более слабыми инстинктами, чем другие виды. Еще более красно-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

речиво говорят об этом тревожно частые случаи рукоприкладства и жестокого обращения с детьми, которые плохо согласуются с понятием материнского инстинкта. Теперь мы знаем, например, что родители, часто применяющие физическое воздействие к своим детям, обычно сами подвергались жестокому обращению в детстве, как следствие либо «плохого окружения», «плохой наследственности», либо сочетания того и другого.

И здесь тоже работа Гарлоу проливает некоторый свет. Его план состоял в том, чтобы понаблюдать за материнским поведением самок обезьян, воспитывавшихся в первые несколько месяцев в изоляции. Трудность заключалась в том, что эти обезьяны были сексуально незрелы, и оказалось совершенно невозможным делом превратить их в матерей естественным образом! В отчаянии Гарлоу и его коллеги создали устройство, ласково названное ими «дыбой любви», к которому обезьян можно было пристегивать для спаривания. Это принесло желанный результат.

Что происходило в том случае, когда у этих изолированных самок рождался их первый детеныш? Как правило, они игнорировали его. Только если детеныш был очень настойчив, они время от времени обеспечивали ему необходимый контакт. Правда, начиная с четвертого месяца некоторые из первенцев этих матерей, не знавших своих матерей, в действительности меньше наказывались, чем детеныши нормальных матерей, и имели возможность ббльшего контакта с сосцами матери. Когда у таких матерей появлялся второй детеныш, они обычно ухаживали за ним вполне нормально.

Но не все шло так гладко. Несколько таких матерей топтали своих детенышей или били их головой об пол. В двух случаях экспериментаторы среагировали недостаточно быстро и не успели помешать матери откусить ступню или пальцы детеныша. Самая ужас-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

ная из всех матерей запихнула себе в рот голову детеныша и стала хрустеть ею словно чипсами.

В самом деле, наблюдения Гарлоу, похоже, дают основания заключить, что понятие о повсеместно распространенном в природном мире материнском инстинкте, вероятно, ошибочно. Многие матери среди обезьян (и, вероятно, среди людей тоже), которые не знали в раннем детстве нормальных нежных отношений с матерью, всем своим поведением говорят об отсутствии у них материнского инстинкта.

Гарлоу также рассмотрел роль отца. Во всех семьях обезьян, которые он изучал, отец был, бесспорно, доминирующей фигурой, сохраняющей свое положение без использования физической силы, если не считать условных шлепков и щипков, изредка грозного жеста или рыка.

У людей дети уже с восьмимесячного возраста отдают предпочтение отцам перед матерями в качестве товарищей по играм, и это предпочтение сохраняется и на втором году жизни. Точно такая же картина наблюдается у макак-резус, выращенных в неволе. Взрослые самцы демонстрируют свою готовность играть со своими детенышами или детенышами других обезьян посредством специального сигнала — застывший, гипнотизирующий взгляд в сочетании с легким подергиванием уха. Детеныши-самцы с удовольствием играют с любым взрослым самцом, однако детеныши-самки более разборчивы и отдают предпочтение своему отцу.

Недавнее изучение макак-резус, живущих на воле в долине Катманду в Непале, обнаружило, что самцы этих обезьян менее расположены к тому, чтобы оказывать помощь в уходе за детенышем, чем самцы обезьян, живущих в неволе. На протяжении всех 1500 часов полевых наблюдений было отмечено всего 18 случаев взаимодействий между взрослым самцом и детенышем положительного характера. Одиннадцать из них

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

были случаями непродолжительной игры или ухаживания, и только семь были более или менее заметными случаями проявления самцами родительской заботы. В три раза больше наблюдались проявления агрессивности с их стороны, большая часть из которых выражалась в небольших шлепках и ударах.

Наиболее драматическое происшествие, которое наблюдали ученые, было связано с самцом по кличке Спок, занимавшим лидирующее положение в группе, и однодневным детенышем матери, которая умерла. Поначалу Спок заботился о детеныше поразительно нежным образом, но когда детеныш стал пищать и кричать, он пришел в раздражение. В нескольких случаях отец держал бедного детеныша вниз головой или под мышкой, когда бежал, чтобы посмотреть на драку. К несчастью для детеныша, Спок, похоже, не понимал, что детенышу нужна пища, и он умер от голода. Родительская несостоятельность этого большого самца была в дальнейшем подтверждена его очевидной неспособностью понять тот факт, что ребенок умер. Еще долгие часы после его смерти Спок продолжал чистить его и носить с собой.

Гарлоу обнаружил, что имеются существенные половые различия в реакциях обезьян на детенышей еще до того, как они достигают зрелости. Когда в клетку к не достигшим зрелости самкам помещали детенышей, они тут же начинали вести себя по-матерински. В отличие от них не достигшие зрелости самцы оставались равнодушными либо демонстрировали несколько агрессивное поведение.

Можно ли поставить знак равенства между равнодушием и невнимательностью взрослого самца к своим детенышам и «естественной» реакцией отца на своих детей? Немалая часть отцов предпочитает посвящать свое свободное время традиционно мужским увлечениям вроде пива и футбола, однако большая часть отцов проявляют любовь и заботу к своим детям.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Многие феминистки обрушились с критикой на работу Гарлоу, поскольку в ней якобы содержатся намеки на то, что дети могут развиваться нормально только в том случае, если мамы посвящают им все свое время. Гарлоу остался глухим к их обвинениям. В интервью, которое он дал Кэрол Таврис в журнале «Психология сегодня», он так парировал эти нападки: «Мужчина — единственное животное, умеющее говорить, а женщина — единственное животное, не умеющее не говорить».

Вместо заключения

Гарри Гарлоу потратил более 30 лет на исследование феномена, который мы называем любовью, у ма-как-резус. Его главная стратегия состояла в том, чтобы посмотреть на последствия изменения различных аспектов нормальной обстановки, в которой развиваются детеныши. Первым большим успехом этой стратегии было выявление огромного значения успокоительного контакта, который обеспечивает мать детенышу, для его благополучного формирования и развития.

Позже Гарлоу выяснил, что лишение материнского присутствия серьезно влияет на способность молодых обезьян успешно взаимодействовать с другими обезьянами, что справедливо и в отношении людей. Но он также обнаружил, что любовь и внимание со стороны более молодых сверстников могут в конечном итоге снять негативные последствия лишения матери.

Любовь матери к своему ребенку мы принимаем как что-то само собой разумеющееся, однако материнский инстинкт, как это очень успешно продемонстрировал Гарлоу в своих опытах над обезьянами, не настолько врожденный, насколько мы полагаем.

мозг, личность и эмоции

Различия между психологическим подходом и физиологическим подходом к человеческому поведению можно прояснить с помощью аналогии. Предположим, что психолог и физиолог, которые никогда не видели автомобиля, пытаются понять, как он работает. Психолог фокусирует свое внимание на скорости машины, ее управлении, надежности, расходе топлива и так далее. Затем на основе полученной информации он размышляет о процессах и механизмах внутри машины (двигатель, аккумулятор, рычаги управления, коробка передач и так далее). Физиолог сосредоточивается на том, что находится внутри машины, возможно, обнаруживая большой черный ящик (аккумулятор) и обращая самое пристальное внимание на то, что на нем написано. Перед ним стоит трудная задача попытаться решить, какие части машины что делают и как связаны между собой. Таким бразом, психолог смотрит на вещи снаружи и пытается догадаться о том, что происходит внутри, в то время как физиолог заглядывает внутрь, пытаясь понять значение того, что он там обнаруживает.

В идеале подходы психолога и физиолога должны взаимно дополнять друг друга, и именно так все чаще и обстоит дело. Более того, появился новый гибрид под названием «психофизиолог», который пытается

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

использовать физиологию для объяснения психологических данных, и наоборот.

В этом разделе мы рассматриваем исследования, которые успешно интегрировали информацию, полученную из физиологических и психологических источников. Недавние работы по интеллекту (Глава 11) — замечательный пример такого междисциплинарного подхода. С тех пор как в самом начале этого столетия Альфред Бине по просьбе Министерства образования Франции разработал первый стандартизированный тест интеллекта, психологи проявляют интерес к заметным различиям, которые существуют между людьми в плане умственных способностей.

В результате этих изысканий психологи много узнали о важнейших факторах, которые определяют умственные способности, о значении наследственности для определения интеллектуального потенциала и так далее. Однако еще немало нужно узнать о механизмах интеллекта. Еще сравнительно недавно мы, например, практически ничего не знали о заметной разнице в активности мозга у людей с неодинаковым интеллектом. Этот пробел в наших знаниях был заполнен работой Аллана и Элен Хендриксон, проведенной в начале 80-х годов в институте психиатрии в Лондоне.

Существуют, разумеется, и более кардинальные способы исследования работы мозга, чем прикрепление к голове электродов и регистрация электрической активности мозга. Части мозга могут быть отделены, изолированы или удалены. В Главе 12 обсуждаются три основные категории психохирургии. Тысячи пре-фронтальных лоботомий (при которых отделяют волокна, проходящие между передними долями и другими отделами мозга) проведены с целью облегчения плачевного положения больных, страдающих навязчивыми идеями и меланхолией. Иногда они достигают своей цели, однако слишком велик риск превратить человека в овощ. Сравнительно недавно интерес

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

переключился на использование амигдалотомии — метода, заключающегося в отделении или выжигании части нижнего мозга, или амигдалы (мозжечковой миндалины). Цель операции — снизить чувства страха и ярости у пациента, но в этом случае существует немало побочных явлений.

Однако история психохирургии не является исключительно каталогом ошибок и несчастных случаев, существует, по крайней мере, одно свидетельство большого успеха. Пытаясь смягчить последствия сильных эпилептических припадков, хирурги разработали методику прорезывания мозолистого тела мозга (моста из ткани, соединяющего две половинки мозга). Это имело два важных последствия. Во-первых, эпилептические припадки стали реже и менее тяжелыми. Во-вторых, были обнаружены удивительные различия в работе полушарий мозга.

В Главе 13 исследуются корни личности. Имеется два основных пути изучения биологических основ личности. Первый состоит в изучении индивидуальных сходств у монозиготных (с идентичным генотипом) и дизиготных (с неидентичным генотипом) близнецов, при этом полагается, что чем более сходны однояйцевые близнецы между собой в сравнении с двуяйцевыми близнецами, тем сильнее, соответственно, влияние наследственности. Вообще говоря, данные позволяют утверждать, что индивидуальные различия личности гораздо сильнее связаны с наследственностью, чем обычно осознается.

Альтернативный метод изучения личности — физиологический. Существует несколько разных записывающих методик (измерение активности волн мозга, гальванической реакции кожи и сердцебиений, например), которые могут использоваться для демонстрации того, что физиологическая активность одного человека имеет широкий спектр отличий от физиологической активности другого человека. Г. Айзенк ис-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

пользовал сведения, полученные с помощью близнецового подхода и физиологических исследований, и предложил теорию о биологической основе личности.

Если личность имеет преимущественно биологическую основу, то из этого следует, что такие факторы, как счастье, также главным образом зависят от биологии. Это идет вразрез с популярным убеждением, что счастье является следствием внешних событий и успеха в основных сферах жизни. В Главе 14 мы демонстрируем, что именно тип наследуемой нами личности делает нас более счастливыми или более несчастными, чем другие.

В Главе 15 мы исследуем эмоции с точки зрения психологов и физиологов, работающих совместно. Эмоциональные состояния, несомненно, зависят от людей и от нашего ближайшего окружения, но обычно также подразумевают отчетливые физиологические изменения. Классическая теория эмоций, выдвинутая Стэнли Шахтером и Джеромом Сингером, делает акцент в равной мере на психологических и физиологических причинах. Их метод манипулирования физиологическими процессами не был хирургическим — они добивались изменений физиологической активности посредством лекарственных препаратов.

В целом этот раздел открывает целый спектр различных точек соприкосновения между психологами и физиологами в сферах изучения интеллекта, личности, эмоций и отклонений поведения.

Измерение интеллекта

До недавнего времени ученые более или менее сходились в своих представлениях об умственных способностях. Под ними понимались общие, универсальные когнитивные способности, позволяющие вам успешно решать разные интеллектуальные проблемы. Признавалось, что эти высокоценные способности зависят прежде всего от наследственного фактора, в то время как среда может влиять на то, каким образом умственные способности проявляют себя, и выступать в качестве тормозящего фактора, если оказываются очень неблагоприятными, но объясняют не больше 20 процентов всех индивидуальных отличий в интеллекте, обнаруженных у испытуемых. Признавалось также существование нескольких особых (специальных) способностей — вербальных, математических, способностей к запоминанию, восприятию, но что касается непосредственно умственных способностей, то они позволяли говорить разве что об общем интеллекте. Все соглашались в том, что интеллект имеет огромное значение в образовательном и социальном смысле. Ваш доход и ваша работа довольно заметно зависели от ваших интеллектуальных способностей, равно как и ваше социальное положение.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Удача, личные качества и семейные связи тоже, конечно, играли определенную роль, но менее важную, чем врожденные интеллектуальные способности.

В последние годы эти взгляды подверглись немалой критике. Многие отрицают какой-либо серьезный смысл за понятием «умственные способности». Они не согласны с тем, что наследственность определяет различия в этих несуществующих способностях, и утверждают, что решающими факторами для успеха в образовании и карьере и социального положения являются принадлежность к общественному классу и влияния среды.

Большинство этих критических нападок исходят от людей, недостаточно хорошо осведомленных в довольно сложных сферах генетики, психометрии и разработки тестов интеллекта, и появляются в популярных журналах, газетах и политических выступлениях, а не в научных журналах. Как бы то ни было, вследствие того, что эти критические выпады получили столь широкое освещение в прессе, они повлияли на политические решения. Именно эти аргументы главным образом оказали влияние на отказ от системы отбора в школах и отмену системы распределения школьников по классам в зависимости от их умственных способностей. Печальное дело сэра Сирила Берта, который фальсифицировал некоторые свои данные, дало немало боевых стрел критикам. Однако подтасованные данные Берта составляли очень небольшой процент эмпирического материала, на котором основывался ортодоксальный взгляд на умственные способности, и результаты недавних исследований заметно укрепили традиционное представление.

Тем временем физиологи разрабатывали новые подходы к измерению интеллекта, и эти подходы пролили новый свет на такие вопросы, как: почему умственные способности снижаются с возрастом, почему наблюдаются различия в интеллекте, зависящие от

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

социальной и классовой принадлежности, почему интеллект больше определяется наследственностью, чем воспитанием?

Одним словом, эти новые подходы позволяют нам измерять интеллект с помощью психофизиологических методов, то есть с использованием электроэнцефалографа, аппарата, регистрирующего волны мозга. Более того, основываясь на далеко идущих теориях природы интеллекта и его физической структуры, эти новые подходы дают нам возможность заглянуть гораздо глубже в природу интеллекта, чем было возможно до этого.

Тесты IQ

При традиционных способах измерения умственных способностей испытуемому предлагается решить задачи, которые, насколько это вообще возможно, не требуют от него практически никаких специальных знаний. Если же такие знания требуются для выполнения тестов, тогда необходимо быть уверенным, что все кандидаты обладают ими в равной мере. Тест IQ (IQ означает Intelligence Quotient (коэффициент умственной деятельности) — средний человек обладает IQ-100) предназначен не для того, чтобы тестировать школьные знания, а для того, чтобы тестировать способность оперировать элементами задачи и находить решение задачи, которая не была частью какого-либо формального обучения. Диаграмма 1 показывает распределение IQ среди людей в целом.

Такие тесты повсеместно показали, что существуют заметные различия между социальными классами, а разница между средним и рабочим классом достигает примерно 30 пунктов. Также наблюдаются различия между разными расами: американские чернокожие имеют IQ в среднем на 15 пунктов ниже, чем аме-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 193

Средний интеллект

Диаграмма 1. В несколько упрощенной форме эта диаграмма показывает, как интеллект распределяется среди населения в целом. Двадцать пять процентов населения обладают IQ между 100 и 110, и равный процент имеют IQ между 90 и 100. Тол ъко 0,4 процента имеют IQ выше 140 или ниже 60.

риканские белые, на то же количество пунктов малайцы отстают от китайцев, а цыгане средней Европы — от коренных жителей средней Европы.

Дети, имеющие хорошие показатели по результатам этих тестов, обычно лучше успевают в школе и высших учебных заведениях, чем дети с низкими показателями. Если в одной и той же семье учатся несколько детей, обнаруживается, что они отличаются по IQ, и обычно дети с высокими показателями идут вверх по социальной лестнице, а дети с низкими показателями вниз. Монозиготные близнецы, как воспитывавшиеся вместе, так и разлученные в раннем детстве и воспитывавшиеся в разных семьях, имеют очень сходные показатели умственной деятельности. Двойняшки гораздо менее похожи в этом. Взятые на воспитание дети гораздо более похожи на своих биологических родителей, чем на приемных, несмотря на то что последние могут воспитывать их с самого раннего детства.

Ганс АИЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

Иногда говорят, что белые превосходят другие расы по показателям тестов IQ потому, что тесты разрабатываются белыми психологами, но это не соответствует действительности. Во-первых, тесты создаются не по прихоти психолога, а должны следовать вполне объективным статистическим правилам. Во-вторых, обнаружено, что с этими тестами, созданными белыми психологами, китайские и японские дети (и взрослые) справляются значительно лучше, чем белые дети и взрослые, несмотря на худшие социально-экономические условия и худшее образование!

Эти факты трудно принять приверженцам идеи равенства. Они идут вразрез со всеми их надеждами достичь рая всеобщего равенства. Отсюда их критические нападки и отсюда их вражда по отношению к любому, кто осмеливается упоминать факты и защищать ортодоксальную позицию. Однако большинство их критических стрел направлено на химеру, ибо представление, которое имеют многие люди о механизмах наследственности (подобное порождает подобное), сильно расходится с реальностью. Если бы подобное порождало подобное, у нас действительно были бы причины для опасений. Реальность же не подтверждает такой картины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.032 с.)