Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследственность и интеллект

Поиск

Давайте рассмотрим хорошо известный феномен «регрессии до среднего». Это означает, что родители, наделенные в исключительной или крайне слабой степени теми или иными качествами, передадут эти качества своим детям в ослабленной форме; другими словами, их дети регрессируют до среднего. Дети очень высоких или очень талантливых родителей будут высокими или талантливыми, но в среднем не столь высокими или талантливыми, как их родители.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Диаграмма 2. Эта диаграмма иллюстрирует довольно неточное представление, которое имеют многие люди о механизмах наследственности. Подобное не обязательно порождает подобное, — так шансы родителей с очень высоким интеллектом родить второго Эйнштейна составляют всего лишь один к четырем! Биологический принцип «регрессии до среднего» гарантирует, что все наши гены перетасовываются и перераспределяются с каждым поколением.

Дети родителей с очень маленьким ростом или очень низким интеллектом будут иметь более низкий рост или интеллект, чем в среднем, но не в той же степени, что их родители.

Диаграмма 2 иллюстрирует представление, которое имеют большинство людей о механизмах наследственности. Согласно этому ошибочному взгляду на наследственность родители с очень низким интеллектом имеют детей с таким же низким интеллектом, родители с очень высоким интеллектом имеют детей с таким же высоким интеллектом и так далее. Если бы было так, мы бы имели совершенно статичное кастовое общество, в котором дети рабочих были бы навсегда обречены рубить уголь и таскать воду. Но ре-

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

Ю 60 70 80 90 100 110 120 130 140

Диаграмма 3. Эта диаграмма показывает, как 64родителя, относящихся к пяти разным категориям по показателям IQ (очень низкий интеллект, низкий интеллект, средний интеллект, высокий интеллект, очень высокий интеллект), передают интеллектуальные способности следующему поколению. Общее распределение интеллекта в следующем поколении то же самое, ноу определенного процента родителей как с очень низким, так и с очень высоким интеллектом рождаются дети со средним интеллектом, а у определенного процента родителей со средним интеллектом рождаются дети с интеллектом ниже или выше, чем у них самих.

альность отличается от этой картины, как это видно на диаграмме 3.

Здесь мы видим регрессию в действии. Из четырех детей родителей с очень низким интеллектом только один ребенок также имеет очень низкий интеллект, двое имеют низкий интеллект и один средний. Точно так же из четырех детей родителей с очень высоким интеллектом только один ребенок также имеет очень высокий интеллект, двое имеют высокий и один — средний интеллект. Иначе говоря, из четырех детей с очень высоким интеллектом один рождается у роди-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

телей со средним интеллектом, двое — у родителей с высоким интеллектом и только один — у родителей с очень высоким интеллектом. Таким образом генетика обеспечивает постоянное обновление генофонда, сталкивая классовые и семейные интересы. Перемешивание генов производит на свет и различия, и сходства между родителями и детьми. Это превращает любую кастовую систему в биологическую бессмыс-, лицу и делает невозможным ее сохранение кроме как при помощи политических и культурных ограничений. Это также затрудняет сохранение классовой системы, если отсутствует значительная социальная мобильность в обществе. Многозначительно, что уровень социальной мобильности в западных странах именно такой, какой требуется для сохранения устойчивой разницы IQ между средним и рабочим классом, на чем и основывается модель классовых изменений, которая наблюдается от поколения к поколению, когда дети рабочих с более высоким интеллектом поднимаются в средний класс, а представители среднего класса с низким интеллектом опускаются в рабочий класс.

Все это совершенно оправданно в биологическом смысле и имеет огромное количество фактических подтверждений в виде различных эмпирических исследований. Но, очевидно, недостает очень важного элемента головоломки. Мы не можем наследовать то, как мы себя ведем, и не можем наследовать что-то столь нематериальное, как «интеллект». Мы можем наследовать только физические, соматические, анатомические структуры, из которых — во взаимодействии со средой — развивается интеллект и поведение. Так что пока мы не поймем физиологические механизмы, лежащие в основе интеллектуальной деятельности, и не научимся измерять их активность, мы будем полагаться скорее на косвенные, чем на прямые

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

свидетельства, и у критиков всегда будет возможность указать на те или иные предполагаемые ошибки, которых трудно избежать полностью. Именно на эту проблему последние исследования пролили столь важный свет.

Соотнесение физиологических данных с IQ

Размер головы и размер и вес мозга соотносятся в некоторой степени с показателями IQ, однако соотношение столь незначительно, что едва ли может иметь практическое значение. Также обнаружено, что электрическая проводимость кожи, которую часто рассматривают в качестве признака высокой умственной активности и мотивации, выше у детей с высоким интеллектом, чем у детей с низким интеллектом. Но хотя корреляция между электрической проводимостью кожи и IQ более тесная, чем между размером мозга и IQ, она все-таки не так тесна, чтобы иметь какое-либо практическое значение.

Во многом то же самое говорилось бы о попытках когда-то измерить «время реакции» как показатель уровня интеллекта. При таком типе измерения тестируемый имел дело с лампочкой и кнопкой; когда лампочка загоралась, включался электрический таймер, а тестируемый старался нажать на кнопку как можно быстрее, чтобы остановить таймер. Время, которое ему требуется, чтобы среагировать, может быть измерено очень точно. Одно время думали, что с помощью этого способа можно измерять скорость проводимости нервных путей внутри мозга и что скорость проводимости может быть связана с интеллектом, однако тесного соотношения так и не было найдено.

Впрочем, используя ту же самую экспериментальную идею, но внеся некоторые изменения, можно получить гораздо более тесное соотношение между вре-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

менем реакции и интеллектом. Диаграмма 4 иллюстрирует тип панели, используемой в таких экспериментах. Тестируемый сидит за пультом, держа указательный палец на кнопке «начальное положение». Когда загорается одна из лампочек, он тут же передвигает палец, чтобы нажать кнопку, относящуюся к данной лампочке. Когда загорается только одна лампочка, говорят о «времени простой реакции». Когда загорается более одной лампочки одновременно, говорят о «времени выборочной реакции». Ясно, что чем больше выбор, тем дольше время реакции. Обычно мы измеряем количество предлагаемых вариантов не количеством лампочек, а «битами», которые под-считываются как логарифмы чисел, так что выбор между двумя лампочками составляет один бит информации, между четырьмя лампочками — два бита, а между восемью лампочками — три бита. Время реакции возрастает линейно с каждым дополнительным битом, как показывает это диаграмма 5. Отметьте, что три тестируемые группы довольно четко разделены, за исключением, пожалуй, уровня времени простой реакции (ноль битов информации), а девушки с низким интеллектом всегда демонстрируют более продолжительное время реакции, в то время как девушки с высоким интеллектом более короткое время реакции.

Существуют и другие способы использования эксперимента со временем реакции. Один из них так называемая парадигма Познера, эксперимент, в котором тестируемым демонстрируются два раздражителя, которые могут быть идентичными (АА) или различными (Аа); тестируемый должен нажать на кнопку, чтобы как можно быстрее указать, являются ли стимулы одинаковыми или разными. Диаграмма 6 показывает время реакции студентов с низким интеллектом (низкие показатели при выполнении вербального теста) и студентов с высоким интеллектом (высокие показатели при выполнении вербального теста). От-

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

Диаграмма 4. Диаграмма демонстрирует панель, которую используют в экспериментах на время реакции. Лампочки могут быть закрыты так, чтобы предъявлять испытуемому только одну, две, четыре или восемь за один раз.

А) лампочка зеленого света; Б) кнопка для нажатия; В) кнопка для начального положения пальца.

Диаграмма S. Эта диаграмма показывает среднее время реакции для трех протестированных групп школьников с высоким (В) интеллектом, средним (С) интеллектом и низким (Н) интеллектом. Обратите внимание, как возрастает время реакции по мере увеличения сложности задачи.

Диаграмма 6. Этот график показывает время, которое затрачивают на распознавание физической или семантической идентичности пар букв студенты с высокими и низкими показателями в вербальном тесте интеллекта.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Диаграмма 7. Этот график показывает среднее время реакции для испытуемых с высоким и средним IQ при предъявлении им каждый раз все более длинного ряда цифр и просьбе подтвердить наличие или отсутствие в нем определенной цифры.

метьте, что принятие решения о различности раздражителей отнимает дольше времени, чем принятие решения об их идентичности, как у студентов с высоким, так и низким интеллектом, однако студенты с низким интеллектом затрачивают больше времени на идентификацию раздражителей обоего типа и особенно много времени на более сложную задачу.

Третий метод, также отличающийся, — так называемая парадигма Стернберга. В этом эксперименте тестируемому предъявляется набор цифр или букв, за которым сразу же следует однозначная цифра или буква, на которую тестируемый отвечает «да» или «нет» в зависимости от того, находилась ли она в ряду изначально показанных цифр или букв. Измеряемым временем является время реакции испытуемого или время, которое он затрачивает на принятие решения нажать кнопку «да» или «нет». Диаграмма 7 показывает результаты эксперимента с испытуемыми, обладающими средним и высоким IQ. Отметьте, что по мере увеличения предъявляемого ряда также увеличивается время реакции, однако ответы «нет» требуют больше времени, чем ответы «да». Обратите также внимание

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

на то, что испытуемые с высоким интеллектом демонстрируют более быстрые реакции, чем испытуемые с низким интеллектом, что становится все более и более очевидно по мере того, как увеличивается ряд предъявляемых букв или цифр.

Очевиден вывод, что, какова бы ни была парадигма, имеется довольно тесное соответствие между временем реакции и интеллектом и что эта корреляция тем очевиднее, чем сложнее задача. Ни одна из задач, предъявляемых испытуемым в таких экспериментах, не имеет культурных ограничений, а потому полученные результаты можно считать почти полностью свободными от влияний среды, которые, как часто заявляют, определяют успех или неудачу в обычных тестах IQ. В таком случае у нас есть объективный, независимый от культурного влияния способ измерения интеллекта.

Хотя такие и другие подобные им тесты интересны тем, что демонстрируют тесную взаимосвязь между интеллектом и очень простыми действиями, основанными на восприятии и быстроте реакции, они мало что дают для теоретического объяснения природы интеллекта или его физической основы. Однако именно такую информацию можно получить с помощью «вызванных потенциалов», записываемых на электроэнцефалографе (ЭЭГ).

Волны мозга и IQ

Через электроды, закрепленные на коже головы, ЭЭГ фиксирует электрические потенциалы, вырабатываемые мозгом, и записывает их в виде серии волн. Еще несколько лет тому назад эти волны не связывали близко с интеллектом. Вызванные потенциалы представляют собой серию волн, которые появляются неожиданно, когда испытуемому светят в глаза ярким светом или когда он слышит неожиданный щелчок в

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 203

Диаграмма S. Диаграмма представляет вызванные потенциалы, записанные у трех испытуемых с тремя разными показателями теста интеллекта (измеренного с помощью теста Отиса). В каждом случае первые четыре волны, вызванные стимулом, помечены как Е1, Е2, ЕЗ и Е4. Отметьте близость и быстроту первых четырех волн в случае Б. А.

О 125 250 375 500 625

Время (миллисекунды)

наушниках. Диаграмма 8 показывает полученные в результате эксперимента волны для трех испытуемых, каждый из которых предварительно прошел тест IQ (групповой тест Отиса) с показателями 137, 100 и 73 соответственно. Данная запись вызванных потенциалов была опубликована Дж. П. Эртлем, канадским психологом, который одним из первых стал исследовать взаимозависимость между IQ и вызванными потенциалами. Эртль латентное время этих волн, другими словами, то, как быстро они появлялись после предъявления стимула (визуального) испытуемым, которые были представлены детьми. Он обнаружил вот что: у детей с высоким интеллектом латентный период короче. Иначе говоря, волны появлялись бы-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

стрее у детей с высоким интеллектом, чем у детей с низким интеллектом. Как показывает диаграмма 8, у детей с наиболее низким интеллектом задержка в появлении волн наиболее длительная. Это были интересные, но не сенсационные новости. Когда протестировали более большие группы, соотношение между интеллектом и задержкой потенциалов оказалось не столь тесным. Поначалу другие исследователи испытывали затруднения с повтором эксперимента Эртля, но и когда, в конце концов, было продемонстрировано, что его результаты поддаются повторению, по-прежнему наблюдались крайне низкие корреляции между IQ и латентным периодом (или задержкой) потенциалов.

Контрольный эксперимент: IQ равно минимум ошибок при прохождении информации

На этом этапе началась работа в институте психиатрии в Лондоне под руководством Элен и Аллана Хендриксонов. Их вдохновила мысль, что, возможно, если подробно рассмотреть теоретические обоснования измерения вызванных потенциалов и также скорректировать использовавшиеся методы измерения, то наблюдаемые корреляции могут быть более значительными. Элен Хендриксон изменила стимул с визуального на слуховой (отчасти потому, что визуальные раздражители вызывают немало артефактов при записывании ЭЭГ), а также начала измерять помимо периода задержки волн еще и их амплитуду. Вскоре она обнаружила, что у людей с высоким уровнем интеллекта волны не только быстрее, но и больше, а сочетание этих двух показателей позволило добиться ей гораздо более заметной корреляции — такой, которая заставляла обратить на себя внимание. Однако главный шаг еще предстояло сделать, а именно разработать теоретическое обоснование для всей методики, на которой могла бы базироваться процедура точного измерения. Это было сделано Алланом Хендриксоном.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Мы знаем, что информация, достигающая коры головного мозга по нервным каналам, кодируется, а затем отправляется из одного отдела мозга в другой через нейроны, соединенные друг с другом синапсами. Проход информации через кору мозга является тем этапом процесса, на котором, как полагали, возникают вызванные потенциалы, однако существовало немало вопросов, касающихся того, как информация кодируется, проходит через зазор между синапсами и, наконец, связывает вызванные потенциалы с IQ. Хендриксон благодаря своему знакомству с компьютерными технологиями сумел создать теорию, которая объясняет, как информация кодируется в серии пульсаций нейронов, и он также дал теоретическое описание биохимических процессов, происходящих при прохождении информации через синапсы. Более того, он выдвинул гипотезу, что при прохождении информации вероятны ошибки. Для людей характерна некоторая постоянная средняя вероятность таких ошибок, и именно эта средняя вероятность, по предположению Элен и Аллана Хендриксонов, является биологической основой различий интеллекта. Естественно, что человек может действовать быстро и адекватно при получении информации только в том случае, если входящая информация передается точно! Хендриксо-ны обозначили вероятность того, что входящая информация передается достаточно правильно для того, чтобы быть распознанной человеком, буквой «R». Индивидуальные различия в R, таким образом, могли бы рассматриваться как биологический эквивалент интеллекта. Хендриксоны пошли дальше и продемонстрировали с помощью компьютерной симуляции влияние на передачу сообщения введения ошибок разной степени, а также то, что полученная таким образом картина очень точно соответствует результатам, которые можно получить с помощью других методов измерения умственных способностей.

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

Как все это связано с вызванными потенциалами? Есть данные, полученные на основе исследований записей единичного нейрона, что существует некоторая взаимосвязь между ЭЭГ и серией пульсаций, которая передает данное сообщение, а потому существует возможность, что запись вызванных потенциалов может раскрыть подробности серии пульсаций и возможные ошибки при передаче информации. Такие ошибки должны оказывать «эффект смазывания» пиков и впадин, делая их менее отчетливыми; ошибки в передаче тем самым должны сказываться на изменении формы волн. Кроме того, ошибки при передаче, которые затрудняют или делают невозможным распознавание информации, должны давать пульсирующую волну, отличающуюся по своим характеристикам от той, которая свободна от ошибок. Это очень важно, поскольку в готовых диаграммах обычно используют усредненную кривую, созданную на основе нескольких вызванных потенциалов. Это усреднение необходимо вследствие низкого соотношения «сигнал—шум» при записывании, а это означает, что формы волн приобретают ясные очертания только при наложении друг на друга нескольких волн. Усредняемые правильные и неправильные серии пульсаций устраняют тонкие детали и делают результирующую кривую более сглаженной.

Это действительно характерная черта трех кривых на диаграмме 8. Кривая испытуемого с наиболее высоким интеллектом имеет множество изгибов, в то время как у испытуемого с наиболее низким интеллектом очень гладкая, выпрямленная кривая. Если именно эти изгибы репрезентируют аспекты передаваемого сообщения, тогда ясно, что сообщение гораздо более успешно транслируется в коре испытуемого Б. А., чем в коре испытуемого Р. Л., а испытуемый Г. X. располагается где-то посередине. Ясно также,

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Диаграмма 9. На диаграмме приведены записи вызванных потенциалов у десяти испытуемых с высоким IQ и десяти испытуемых с низким IQ (измеренным с помощью семантического теста IQ) при предъявлении им визуального раздражителя. Первые волны, вызванные стимулом, пронумерованы цифрами 1,2,3 и 4. Отметьте, что первые четыре волны у испытуемых с высоким IQ имеют сложную кривую и тесно сгруппированы.

что это не является случайной корреляцией IQ в этих случаях. Диаграмма 9 показывает формы волн десяти испытуемых с высоким интеллектом и десяти испытуемых с низким интеллектом в исследовании Эртля и Шафера. Даже при очень беглом взгляде можно заметить, что два набора кривых очень существенно различаются между собой по сложности, как предсказывала теория Хендриксонов, по амплитуде и по времени задержки.

Ганс АИЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

Как мы можем измерить эту очевидную на интуитивном уровне характеристику «сложности»? В качестве очень приблизительного и легкого способа измерения Хендриксоны использовали то, что они назвали «измерение ниткой». Они перенесли в увеличенном виде полученные кривые на бумагу, воткнули по контуру большое количество булавок, а затем продели нитку через булавки; после этого они вынули нитку и измерили ее длину. Результат был очень впечатляющим; корреляция между измерением длины нитки и IQ была столь же высокой, как между одним хорошим тестом и другим! Ничего столь же убедительного еще не получали до этих пор, а это говорило о том, что, возможно, теория и измерения шли в правильном направлении. Теперь, разумеется, метод измерения ниткой заменен компьютером, который измеряет длину изгибов с гораздо большей точностью.

Значение метода измерения вызванных потенциалов

Элен Хендриксон пошла дальше и протестировала сотни детей и взрослых, используя как признанные тесты интеллекта, так и методику вызванных потенциалов, и повторные опыты дали такие же результаты. Судя по всему, не остается сомнений, что теперь мы можем измерять интеллект по физиологическим характеристикам с точностью, сравнимой с лучшими тестами IQ, которые имеются в нашем распоряжении на сегодняшний день. Хендриксоны добились действительно важного и нового в измерении интеллекта. Подробный обзор этой и других, связанных с ней, работ дали X. Дж. Айзенк и П. Барретт. Однако, хотя теперь не вызывает сомнения, что существуют многочисленные тесные связи между интеллектом и физио-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

логией мозга, мы по-прежнему плохо представляем себе то, как в точности одно вызывает другое.

А каковы перспективы на будущее? Теперь мы можем утверждать, что у нас есть способ измерения интеллекта, свободный от культурных ограничений, которые присутствуют в известной мере даже в самых лучших тестах IQ (то есть 20 процентов, являющихся следствием культурного окружения). Мы сможем делать предсказания, осуществлять отбор и давать советы людям на основе измерения только их общих умственных способностей вне зависимости от их образования, семейной истории или личной биографии. Мы сможем приступить к исследованию аспектов интеллекта, которые в прошлом являлись почти непреодолимым барьером для ученых, имея больше надежд на успех. Например, развитие интеллекта у маленьких детей и детей дошкольного возраста не поддается полноценному изучению с помощью тестов IQ. Существуют тесты для самых маленьких, но по-настоящему они малоэффективны для измерения интеллекта; они скорее тестируют физическое, чем умственное развитие ребенка, и никак не соответствуют интеллекту взрослому. В свою очередь, мы сможем исследовать и деградацию умственных способностей, происходящую с возрастом. В прошлом это казалось трудно сделать, поскольку знания, накопленные в течение жизни, препятствуют измерению интеллекта, отчего тесты дают разные результаты в зависимости от того, измеряют ли они главным образом «чистый интеллект» или «сформировавшийся интеллект». И, наконец, мы сможем сказать что-то о расовых и классовых различиях, при этом не позволяя культурным факторам влиять на наши суждения и вызывать бесконечные споры.

Существует одна дополнительная теоретическая проблема, которую теперь, вероятно, можно будет решить. Мы упоминали о существовании специализированных способностей в добавление к общим умствен-

Ганс АЙЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

ным способностям. Они распадаются на две большие категории: вербальные способности и перцептивно-механические способности, и, судя по всему, существует взаимосвязь между ними и двумя полушариями головного мозга. Осуществление вербальных (словесных) функций, похоже, контролируется главным образом левым полушарием (разумеется, у правшей), в то время как перцептивные и механические способности, видимо, контролируются в большей степени правым полушарием. Исследования «расщепленного мозга» были особенно полезны в этом отношении. Две половинки мозга соединены между собой мозолистым телом, представляющим собой уплотнение из нервных волокон. По медицинским причинам (например, для того чтобы снизить тяжесть эпилептических припадков) это уплотнение из волокон иногда необходимо прорезать, оставляя полушария мозга более или менее изолированными друг от друга. В этом случае можно предъявлять материал только одному полушарию, и мы можем подробно изучать, как функционирует каждое полушарие само по себе (смотрите Главу 12). Будет интересно посмотреть, как выполнение вербальных и невербальных тестов у нормальных людей и людей с расщепленным мозгом будет соотноситься с показателями вызванных потенциалов, снятыми с каждого полушария по отдельности. В теории, должно обнаружиться, что среди людей, демонстрирующих несоответствие между вербальным и невербальным IQ, те, у кого высокое вербальное IQ, должны показать волны более сложных форм в левом полушарии мозга, в то время как люди с высоким перцептивно-механическим IQ, должны показать волны более сложных форм в правом полушарии. Это только наиболее очевидный из многочисленных экспериментов, которые теперь станут возможными. Похоже, что мы находимся на пороге революции в изучении умственных способностей.

Разделенный мозг

Длительное время человеческий мозг рассматривался как вместилище ума, отсюда его большое символическое значение. С мозгом связывались многие из замечательных достижений человечества, включая великие произведения искусства и главные научные открытия. Но когда мозг функционирует неправильно, последствия тяжелы и трагичны, включая, конечно, странное и эксцентричное поведение, наблюдающееся при безумии и умственных заболеваниях. Психически больной, по народному выражению, «не в своем уме» или «сошел с ума».

Представление о мозге как о вместилище психического заболевания побуждало многих людей на протяжении веков видеть излечение в прямом воздействии на мозг. Использовались немало ужасных методов лечения, один из которых — трепанация черепа, наиболее известный метод — использовался, судя по всему, уже в каменном веке. Больному без всякого наркоза или обезболивающего сверлили отверстие в черепе с тем, чтобы высвободить скопление воображаемых вредных испарений в голове. На черепах, обнаруженных в Перу, имеются свидетельства заживления вокруг отверстия, что говорит о том, что некоторые из несчастных выжили во время операции.

Ганс АИЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

Уже во времена Древнего Рима наблюдался интерес к методам, предвосхищавшим электрошоковую терапию. Лекарь Скрибоний Ларг описывает прикладывание электрической рыбы к голове пациента в качестве средства против головной боли, а Плиний Старший советует применять такую рыбу в качестве превосходного средства против болей во время родов. Сегодня электросудорожная терапия предполагает применение разрядов электрического тока напряжением от 70 до 130 вольт. Эти разряды вызывают судороги, сходные с судорогами при большом эпилептическом припадке. Впервые эта методика была открыта в конце 30-х годов и иногда приносит пользу при лечении депрессивных состояний, хотя не понятно почему. Следует, однако, вспомнить историю установки нового аппарата электрошоковой терапии в одной из лондонских больниц, который в течение шести месяцев использовался с обычными показателями успешности действия, пока однажды не пришел механик и не обнаружил, что аппарат был неправильно подсоединен. Ясно, что сила внушения может быть главнейшим фактором в наступлении улучшения в состоянии больного.

Лоботомия и амигдалотомия

Наиболее значительной вехой в истории хирургии мозга была конференция неврологов, состоявшаяся в 1935 году в Лондоне. О своей работе рассказывали Якобсен и Фултон, которым удалось добиться значительного смягчения в поведении двух шимпанзе с помощью хирургического удаления у них фронтальных долей. В конце доклада поднялся португальский невролог Антонио Эгас Мониз и спросил: «Если удаление фронтальной доли препятствует развитию неврозов у животных и устраняет фрустрационное поведение, разве нельзя добиться облегчения состояний тревож-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

ности и беспокойства у людей хирургическими средствами?»

Мониз и его коллега Альмейда Лима приступили к экспериментальной работе, чтобы ответить на этот вопрос. Они использовали хирургический метод пре-фронтальной лоботомии с тем, чтобы попытаться облегчить состояние пациентов, страдающих навязчивыми идеями и меланхолией. Конкретно — они перерезали определенные волокна, идущие от фронтальных долей к другим отделам мозга. В качестве хирургического инструмента они использовали специальный нож — лейкотом, который они вводили через небольшое отверстие, просверленное в черепе. Любителям фильмов это напомнит «Полет над гнездом кукушки» Кена Кеси. В этом фильме именно операция на лобной доле ставит точку в героической борьбе Рэндэла Патрика Макмерфи против Большой Няни.

Общественное внимание, которое привлек Мониз к своему новому методу хирургии мозга, привел к небывалому всплеску интереса к префронтальной лоботомии. За 20 лет, прошедших с 1935 по 1955 год, в Соединенных Штатах и Англии было выполнено около 70 000 операций такого рода. Вальтер Фримен, признанный старейшина американских хирургов, специализирующихся на лоботомии, лично выполнил более 3500 таких операций. Слава и авторитет Мониза были таковы, что в 1949 году он получил Нобелевскую премию.

Шли годы, однако, и появлялось все больше свидетельств того, что префронтальная лоботомия не панацея, как утверждал Мониз. Часто отмечались сообщения о различных побочных явлениях, среди которых упоминались апатия, невменяемость, снижение умственных способностей, неадекватная оценка, снижение творческих способностей и даже кома и последующая смерть. Когда недостатки этой формы хирургии мозга стали все более и более очевидными, количество пациентов, подвергающихся лоботомии, резко

Ганс АИЗЕНК и Майкл АИЗЕНК

сократилось, а потом и вовсе стало исчисляться единицами. Мониз получил, как некоторые считали, по заслугам, когда был застрелен одним из своих пациентов, которому он сделал лоботомию.

Но ирония истории префронтальной лоботомии заключалась в том, что, в конце концов, выяснилось, что у одного из шимпанзе, прооперированного Якоб-сеном и Фултоном, развился абсцесс мозга в результате неудачной операции, а у другого на самом деле не наблюдалось тех положительных последствий лоботомии, о которых было сообщено!

С потерей интереса к лоботомии «психохирурги» переключили свое внимание с лобных долей мозга на лимбическую систему. Говоря популярным языком, лимбическая система расположена между верхними и нижними отделами головного мозга, и считается, что ее часть, амигдала, или мозжечковая миндалина, ответственна за агрессивность и приступы ярости.

Артур Клинг и его коллеги выполняли амигдало-томии (выжигание или рассечение мозжечковой миндалины) на обезьянах, проживавших естественной колонией на воле. Хорошей новостью было то, что обезьяны стали вести себя менее агрессивно и более дружелюбно по отношению к исследователям. Плохой новостью, которая тем не менее не отпугнула ученых, явилось то, что животные казались дезориентированными и испуганными, когда их вернули в их колонию на волю. Они были не в состоянии справиться со сложной социальной жизнью в колонии и быстро превратились в социальных изгоев.

Обычно психохирурги проводят амигдалотомию с помощью тонкого проволочного электрода, который они подводят к миндалине через маленькое отверстие, проделанное в черепе, и через который они пропускают сильный ток, разрушающий ткани вокруг кончика миндалины.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ 215

На этой очень упрощенной диаграмме мозга показаны: 1. Кора головного мозга.

2. Подкорка

3. Мозолистое тело

4. Таламус

5. Гипоталамус

6. Гипофиз

7. Средний мозг или ствол мозга, переходящий в спинной мозг

8. Задний мозг или мозжечок.

На поверхности коры обозначены:

9. Основная зона, контролирующая движения тела

10. Основная зона, получающая сообщения от тела и органов чувств

11. Основная зона, отвечающая за слух

12. Основная зона, отвечающая за зрение. Зона, отвечающая за устную речь, расположена в лобной доле, однако зоны, отвечающие за интерпретацию речи и письменную речь, расположены в теменной доле.

Жертвы психохирургии

Самая скандальная история с применением амиг-далотомии произошла в Соединенных Штатах, где амигдалотомию испытывали на преступниках, отсиживавших свои сроки в тюрьмах. Сообщалось, что тогдашний главный прокурор штата Калифорния публично потребовал проведения амигдалотомии на всех преступниках, отбывавших сроки в тюрьмах штата за особо тяжкие преступления, с тем, чтобы удалить «мозговые центры, отвечающие за чувства страха и гнева».

Ганс АИЗЕНК и Майкл АЙЗЕНК

Одно дело, попавшее на первые полосы газет, касалось некого Л. С, психопата, осужденного за убийство первой степени и изнасилование, который 18 лет провел в психиатрической лечебнице в Мичигане. Когда адвокат Гейб Кеймовитц услышал о плане сделать Л. С. первым таким пациентом психохирургов в клинике Лафайетта, он рассказал о своем беспокойстве «Детройт фри пресс» и обратился в суд. Согласно показаниям Л. С. во время слушания он дал психохирургам письменное согласие только потому, что полагал, что его могут выпустить из тюрьмы после операции. Он также заявил, что его ввели в заблуждение, уверив, что речь идет только о вживлении электрода, а не о хирургическом вмешательстве.

Жюри присяжных в составе трех человек постановило, что люди, заключенные под стражу по принуждению, не могут по закону давать соответствующего согласия на проведение опасных операций на мозге. Жюри также решило, что в этом случае хирурги нарушили первую поправку к Конституции (гарантирующую право гражданина на свободу слова) тем, что подвергали опасности память и интеллектуальные способности пациента.

Другой широко известный случай касался 34-летнего инженера Томаса Р., которому была проведена амигдалотомия Верноном Марком и Фрэнком Эрви-ном. После операции он чувствовал себя дезориентированным и потерянным и был не в состоянии работать. Когда он снова был госпитализирован из-за его эксцентричного и социально опасного поведения, однажды выяснилось, что он ходит по палате, прикрыв голову пакетами, газетами и одеждой. Он сказал, что делает так потому, что боится, что могут разрушать и другие части его мозга. Его мать, описывая его поведение после операции, заметила: «Бедный парень превратился практически в овощ... Мы знаем, что его разрушила эта операция».

ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Законодательные ограничения в отношении применения психохирургии ужесточились за последние годы вследствие общественного возмущения, которое вызвали некоторые из ее ужасных последствий. Решение законодательного собрания штата Калифорния за номером 4481, например, ограничивающее использование электрошоковой терапии и психохирургии, было подписано в конце 1974 года тогдашним губернатором Рональдом Рейганом (позднее оно было заменено биллем 1032, действующим с 1 января 1977).

Бесспорно, что сложность человеческого мозга делает крайне трудным проведение хирургических операций, которые бы не вызывали целого ряда тяжелых побочных явлений. Однако существуют и истории со счастливым концом, и эта глава посвящена главным образом одной такой истории — работе Роджера Сперри и его коллег из Калифорнийского технологического института. Эта работа облегчила человеческие страдания, а также открыла новые, захватывающие горизонты в исследовании физиологических и психологических механизмов мозга.

Контрольный эксперимент: операция по расщеплению мозга

Работа Роджера Сперри и его коллег проводилась с небольшим количеством эпилептиков, чьи припадки невозможно было



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.015 с.)