Структура познавательного процесса.Основные формы чувственного и рационального познания.Практика.Творчество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура познавательного процесса.Основные формы чувственного и рационального познания.Практика.Творчество.



Структура познавательного процесса определяет систему уров­ней и элементов сознания, посредством которых осуществляет­ся познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологичес­ком, религиозном, художественном, философском, научном). В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характе­ристик объекта в форме чувственных образов. В качестве основных элементов чувственного познания высту­пают ощущение, восприятие и представление. Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). Ощуще­ния являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический процесс, в котором интегрируются как объектные (предметные), так и субъектные (информационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики. Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими орга­нами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интег­ральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не прос­то как цвет или запах, но как конкретное целостное образование. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению получен­ного образа из окружающей среды. Представление - воспроизводство в сознании человека чувс­твенных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или во­ображения. Оно обусловлено предшествующим перцептивным опытом, но, в свою очередь, является предпосылкой всякого кон­кретного восприятия, основанного на механизме «узнавания» воспринимаемого объекта. Вместе с тем в отличие от восприятия, существующего только в настоящем, представление связывает все три временные проекции, причем творческая проективность пред­ставления (как воображения) позволяет сознанию отвлекаться от непосредственности чувств и переходить на уровень рационально- понятийного мышления. Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; в) опосредованностью языком и культурной традицией. Элементами рационального познания являются понятие, суж­дение и умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосо­четания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют груп­пировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют кате­гориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность. Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то ут­верждается или отрицается. Языковыми формами выражения суж­дения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновремен­но и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т. п.). Со способностью к суждению классическая философия связывала рассудок («суд над опытом») как способность к логическому ана­лизу чувственных данных. Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволя­ют нам получать знания без непосредственного обращения к опы­ту. В классической философии способность к умозаключению яв­лялась уже привилегией разума как рассуждения о сверх опытных (метафизических) связях и основаниях действительности. Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе позна­ния играет интуиция. Интуиция - это механизм получения непос­редственного знания об объекте, достигаемого путем его момен­тального схватывания без логических цепочек и доказательств. Видимая «алогичность» интуиции достаточно условна, поскольку ситуации инсайта всегда предшествует необходимый «инкубаци­онный» период, когда мышление работает над какой-то пробле­мой. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она вы­полняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью раци­ональных истин. В историко-философской традиции проблема исходных осно­ваний познавательного процесса, как правило, решалась через аб­солютизацию одной из его сторон. Рационализм, апеллируя к все­общности рационального познания, усматривал именно в разуме его источник и критерий Достоверности, укореняя сам разум либо в идеальных структурах космоса, либо в трансцендентально-все- общих формах сознания. Эмпиризм и сенсуализм отталкивались от производности разума от чувственного опыта. Человек рождается как tabula rasa (чистая доска), на которой природа оставляет свои письмена. Общее знание здесь - это результат индуктивного обоб­щения данных чувств. Интуитивизм и мистицизм акцентировали интуицию, преодолевающую ограниченность чувств и разума, не­посредственно соединяющую человека с истиной и дарующую не просто знание последней, но ее понимание и переживание. Современная философия и психология отталкиваются от идеи системной взаимосвязанности всех уровней и элементов позна­ния. Рационально-понятийные схемы всегда конкретизированы в материально-чувственных образах и образованиях; чувственное познание никогда не является нейтральным по отношению к дейс­твительности, но всегда избирательно и «нагружено» понятийным и языковым контекстом, интуиция в равной мере реализует себя и в чувствах, и в интеллекте, одновременно оказываясь производной от них. Вместе с тем очевидно, что для различных форм познания характерен приоритет определенных познавательных механизмов, например, разума для философии, чувств для искусства, интуиции для религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.004 с.)