Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истиныкак возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей классической форме вопрос об истине по существу ставил фундаментальную проблему соотношения мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не самих вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины (иногда ее называют корреспондентской) стала доминирующей в теории познания. В качестве критерия истины были предложены самоочевидность явлений (их наблюдаемость), а также логическая непротиворечивость и обоснованность теоретических суждений (они логически выводились из ранее установленных достоверных фактов и суждений). В процессе исторического развития философии и науки классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Не было ясно, в чем именно «находящиеся внутри нас» знания соответствуют внешней действительности (взаимосвязь объекта и субъекта). Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую теорию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины. В первом направлении основной является диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она надклассова и надисторична. Абсолютная истина – точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности; то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире и сложных системах. Абсолютная истина складывается из истин относительных, т.е. из объективно истинных, но неполных и неглубоких представлений о предмете познания. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении. Диалектико-материалистическая концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина – не просто то, что наблюдается нами, а что проверяется и подтверждается многократно в деятельности всего человечества в процессе общественного развития. В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным относятся: 1. Когерентная (от лат. cohaerentia — связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, математические абстракции) очень трудно сравнивать с реальной действительностью. Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. В ней знание считается истинным, если оно логически непротиворечиво выведено из другого истинного знания. Такая цепочка вывода может быть довольно длинной, но в ее начале обычно все-таки находится та или иная «классическая», т.е. проверенная на соответствие действительности, истина. 2. Прагматическая (от греч. pragma — дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. 3. Конвенционалистская (от лат. conventio — соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. 4. Плюралистическая - концепция плюрализма (множественности) истин. Исходя из объективной сложности познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. Каждая из них чем-то верно (хотя, возможно, и частично) отражает предмет и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них. В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания.
40.Понятие науки.Специфика научного познания. Наука — сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. Специфика: наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нудается в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формулирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относятся экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Т.о. Науке характерен системный подход.+ наличие метода и форм познания. Два уровня организации научного знания: ЭМПИРИЧЕСКИЙ (выводит все знания из чувственного опыта); ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (фиксирует знания в форме законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность объектов и явлений). Методологические принципы: Принцип наблюдаемости: в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно проверить на опыте. Принцип соответствия: всякая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в которых эта предыдущая была установлена. Принцип дополнительности (Н.Бор): некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополнительные др. к др. Принцип причинности (казуальности): следствие должно быть сдвинуто относительно причины на время распространения воздействия.
41.Структура научного знания. Методология научного исследования. Уровни познания исходят из основных методов исследовательской деятельности. Они делятся на теоретические и эмпирические. Теоретическим базисом современного научного знания являются основания науки, а элементами научного знания являются различные формы, в которые организована информация. Рассмотрим подробнее структуру современного научного знания. Научное знание представляет собой сложную систему, в которую включена разнообразная научная информация. Она представлена в различных формах организации. Это могут быть факты, понятия, концепции, гипотезы и многое другое. Все это многообразие объединяется центральным звеном знания – теорией. Следующей составной частью структуры научного знания являются уровни познания. Первый уровень – эмпирическое познание. Оно основано на наблюдении и эксперименте, оценке моделей, которые имеют основные черты изучаемого явления. Все, что воспринимается органами чувств, регистрируется приборами, в процессе эмпирического познания переходит в разряд научных фактов. Затем эти факты могут объединяться и формулируются простейшие законы, основанные на группе эмпирических наблюдений. Вторым уровнем познания является – теоретический уровень. В нем заключен процесс познания, который только на первых своих этапах опирается на реальные факты. В дальнейшем происходит процесс абстрагирования. Построение теорий и законов осуществляется в более общем плане по сравнению с эмпирическим уровнем. Как правило, теоретические законы основываются на множестве эмпирических знаний, а точнее на абстрагированных фактах, и относятся к объектам не наблюдаемым. Формально теоретический уровень познания можно назвать более высоким уровнем. Но в то же время между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная взаимосвязь. Знания, полученные эмпирическим путем, становятся основой для фундаментальных теоретических исследований. Но в то же время обобщающая сущность теоретических законов такова, что они могут указывать направление для дальнейших эмпирических исследований. Именно теоретические обобщения ставят новые цели и задачи, которые и развивают эмпирическое знание. Третий важный элемент в структуре современного научного знания – основания. Это теоретический базис, основные понятия, на которых затем строится и развивается научное познание. Его основами выступают философские принципы и возможные идеи, нормы исследования, его принципы, идеалы, немаловажным элементом является научная картина мира. Идеалы и нормы в структуре научного знания являются важными требованиями к доказательности положений, их рациональности, которая выражается в обоснованности. Рациональность представляет собой важную составляющую. В научном познании все последующие положения выводят опираясь на уже существующие и доказанные. Без этого требования наука не смогла бы поддерживать достоверность научного знания. Велика роль и научной картины мира. Это целостная система представлений о закономерностях и взаимосвязях природы и общества. Научная картина мира складывается на основе научных достижений, которые существуют в конкретную эпоху. Они синтезируются и образуют целостную картину. В структуре научного мышления обязательной составляющей являются логические нормы, без которых наука не смогла бы развиваться. Это законы тождества, непротиворечивости, достаточного основания и прочие, которые появлялись в науке постепенно, на протяжении многих веков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.012 с.) |