Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.



Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истиныкак возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей классической фор­ме вопрос об истине по существу ставил фундаментальную проблему соотношения мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не самих вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Ари­стотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины (иногда ее называют корреспондентской) стала доминирующей в теории познания. В качестве критерия истины были предложены самоочевидность явлений (их наблюдаемость), а также логическая непротиворечивость и обоснованность теоретических суждений (они логически выводились из ранее установленных достоверных фактов и суждений).

В процессе исторического развития философии и науки классическая кон­цепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Не было ясно, в чем именно «находящиеся внутри нас» знания соответствуют внешней действительности (взаимосвязь объекта и субъекта). Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концеп­ции истины в ее первоначальной форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую тео­рию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины.

В первом направлении основной является диалектико-материалистиче­ская концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) уче­ние об истине как процессе движения познания от относительной ис­тины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она надклассова и надисторична. Абсолютная истина – точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности; то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире и сложных системах. Абсолютная истина складывается из истин относительных, т.е. из объективно истинных, но неполных и неглубоких представлений о предмете познания. Конкретность истины означает, что точно описаны условия, место и время наблюдения какого-то явления. Например, утверждение «вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию» верно только при нормальном атмосферном давлении. Диалектико-материалистиче­ская концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина – не просто то, что наблюдается нами, а что проверяется и подтверждается многократно в деятельности всего человечества в процессе общественного развития.

В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным относятся:

1. Когерентная (от лат. cohaerentia — связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, мате­матические абстракции) очень трудно сравнивать с реальной действительностью. Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логи­ческой непротиворечивости знаний. В ней знание считается истинным, если оно логически непро­тиворечиво выведено из другого истинного знания. Такая цепочка выво­да может быть довольно длинной, но в ее начале обычно все-таки нахо­дится та или иная «классическая», т.е. проверенная на соответствие действительности, истина.

2. Прагматическая (от греч. pragma — дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

3. Конвенционалистская (от лат. conventio — соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внут­ри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.

4. Плюралистическая - концепция плюрализма (множественности) истин. Исходя из объективной сложнос­ти познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. Каждая из них чем-то верно (хотя, возможно, и частично) отражает предмет и поэтому нельзя отдать пре­дпочтение ни одной из них. В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания.

 

40.Понятие науки.Специфика научного познания.

Наука — сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.

Специфика: наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нудается в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формулирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относятся экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Т.о. Науке характерен системный подход.+ наличие метода и форм познания.

Два уровня организации научного знания: ЭМПИРИЧЕСКИЙ (выводит все знания из чувственного опыта); ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (фиксирует знания в форме законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность объектов и явлений).

Методологические принципы: Принцип наблюдаемости: в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно проверить на опыте. Принцип соответствия: всякая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в которых эта предыдущая была установлена. Принцип дополнительности (Н.Бор): некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополнительные др. к др. Принцип причинности (казуальности): следствие должно быть сдвинуто относительно причины на время распространения воздействия.

 

41.Структура научного знания. Методология научного исследования.

Уровни познания исходят из основных методов исследовательской деятельности. Они делятся на теоретические и эмпирические. Теоретическим базисом современного научного знания являются основания науки, а элементами научного знания являются различные формы, в которые организована информация. Рассмотрим подробнее структуру современного научного знания.

Научное знание представляет собой сложную систему, в которую включена разнообразная научная информация. Она представлена в различных формах организации. Это могут быть факты, понятия, концепции, гипотезы и многое другое. Все это многообразие объединяется центральным звеном знания – теорией.

Следующей составной частью структуры научного знания являются уровни познания. Первый уровень – эмпирическое познание. Оно основано на наблюдении и эксперименте, оценке моделей, которые имеют основные черты изучаемого явления. Все, что воспринимается органами чувств, регистрируется приборами, в процессе эмпирического познания переходит в разряд научных фактов. Затем эти факты могут объединяться и формулируются простейшие законы, основанные на группе эмпирических наблюдений.

Вторым уровнем познания является – теоретический уровень. В нем заключен процесс познания, который только на первых своих этапах опирается на реальные факты. В дальнейшем происходит процесс абстрагирования. Построение теорий и законов осуществляется в более общем плане по сравнению с эмпирическим уровнем. Как правило, теоретические законы основываются на множестве эмпирических знаний, а точнее на абстрагированных фактах, и относятся к объектам не наблюдаемым.

Формально теоретический уровень познания можно назвать более высоким уровнем. Но в то же время между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная взаимосвязь. Знания, полученные эмпирическим путем, становятся основой для фундаментальных теоретических исследований. Но в то же время обобщающая сущность теоретических законов такова, что они могут указывать направление для дальнейших эмпирических исследований. Именно теоретические обобщения ставят новые цели и задачи, которые и развивают эмпирическое знание.

Третий важный элемент в структуре современного научного знания – основания. Это теоретический базис, основные понятия, на которых затем строится и развивается научное познание. Его основами выступают философские принципы и возможные идеи, нормы исследования, его принципы, идеалы, немаловажным элементом является научная картина мира.

Идеалы и нормы в структуре научного знания являются важными требованиями к доказательности положений, их рациональности, которая выражается в обоснованности. Рациональность представляет собой важную составляющую. В научном познании все последующие положения выводят опираясь на уже существующие и доказанные. Без этого требования наука не смогла бы поддерживать достоверность научного знания. Велика роль и научной картины мира. Это целостная система представлений о закономерностях и взаимосвязях природы и общества. Научная картина мира складывается на основе научных достижений, которые существуют в конкретную эпоху. Они синтезируются и образуют целостную картину.

В структуре научного мышления обязательной составляющей являются логические нормы, без которых наука не смогла бы развиваться. Это законы тождества, непротиворечивости, достаточного основания и прочие, которые появлялись в науке постепенно, на протяжении многих веков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.01 с.)