Возникновение классической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение классической науки



Классическое естествознание признается многими исследователя­ми в качестве первой исторической формы строгой науки. Причем важ­но отметить, что наука как зрелое социальное явление появляется имен­но тогда, когда формируется четкий «социальный заказ» на ее дея­тельность. И строгая наука как развернутая система знания не случай­но появляется именно в Новое время и именно в Западной Европе, когда буржуазные отношения не могут успешно развиваться без опо­ры на научно-технический прогресс.

В становлении классической науки сыграли свою принципиальную роль многие факторы:

В изменения в математике, связанные прежде всего с выделени­ем дифференциального исчисления;

И провозглашение польским астрономом Н. Коперником (1473— 1543) Земли небесным телом, движущимся подобно другим небесным объектам;

В постановка проблемы логической и математической согласо­ванности всех основных выводов естественной науки с опорой на идею о целостности Вселенной и единообразии царящих в ней законов природы; ■ построение вслед за итальянским физиком и астрономом Г. Галилеем (1564—1642) базовой дисциплины естествознания XVII—XIX в. — классической механики и т.д. Процесс построения базовой дисциплины естествознания XVII—XIX вв. — классической механики. Идеализированные объекты, на которые многие ученые того времени опирались в своих рассуждениях, пред­ставали при этом как идеальные элементарные объекты, элементарные процессы, пространственно-временные отношения на базе неизменных и независимых друг от друга абсолютного пространства (трехмерного и подчиняющегося геометрическим требованиям древнегреческого ма­тематика Евклида (IV — начало III в. до н.э.)) и абсолютного, неизменно­го, божественно заданного времени. В таком мире господствовали же­сткие, хорошо прогнозируемые формы причинно-следственных связей (в том числе «железный детерминизм» П. Лапласа (1749—1827)).

Материя — принципиальное, опорное понятие для любой формы естественнонаучного знания — понималась в этих условиях исключительно как вещество, совокупность вещественных объектов, тел, состоящих из неделимых атомов и представленных в трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном.

Введение системы координат и разработка математики перемен­ных величин вооружили ученых универсальным средством теорети­ческого изображения механического движения, сочетающего в себе высокую степень абстракции (изображение движения тела математи­ческой функцией) с высокой степенью наглядности (траектория пере­мещения тел графика функций в заданной системе координат).

Однако теоретическое знание невозможно без выявления конк­ретных форм детерминации исследуемых явлений, и прежде всего базовых законов взаимодействия и изменения состояний. Эту прин­ципиальную задачу в классической науке выполнил английский фи­зик и механик И. Ньютон (1643—1727), введя понятие силы как причи­ны изменения состояний движения. В механике Ньютона источника­ми и точками приложения сил являются материальные точки. Именно он ввел в научный оборот понятие основного закона механики и сформулировал систему законов механики, состоящую из трех зако­нов, названных впоследствии его именем.

Принципиальной заслугой Ньютона явилось открытие закона все­мирного тяготения, определяющего величину действующей силы для случая гравитационного взаимодействия. Ньютон также сумел связать воедино законы движения с законами сохранения энергии. Позже на этой основе были открыты законы сохранения живых сил.

Далее уже развитое теоретическое физическое знание представа­ло как многоуровневое системное образование, создаваемое по чет­ким законам конструктивного теоретического моделирования. На этой основе стали возникать специфические частные теории, например, те­ория движения твердого тела, теория движения газов (аэродинамика) или теория движения жидкостей (гидродинамика).

Как видим, классическая наука представляла собой первую исто­рическую форму развернутого «чисто научного» знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.004 с.)