Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические аспекты классической теории.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ В макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в трактовке макроэкономических явлений и процессов: классический и кейнсианский. Однако рассмотрим одну из этих школ – классическую. В современных условиях эта школа представлена соответственно неоклассической. Наличие этой школы или направления в трактовке макроэкономических явлений и процессов определяет наличие макроэкономической модели, которая имеет свою систему предпосылок, уравнений, теоретических выводов. Классическая модель имеет свою степень гибкости цен и скорость адаптации к изменению рыночной конъюнктуры, скорость уравновешивания рынков и значимость государства для экономики. Основы классической модели были заложены еще в XVIII веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др. Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. Развитие положений классической теории нашли свое отражение в работах А.Смита, Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Д.С.Милля, А.Маршалла и А.Пигу и др. Классическая теория прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки. Именно в работах классической экономической школы впервые начали исследоваться вопросы макроэкономического равновесия. Основные положения этого явления в экономической жизни заключаются в том, что существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; совокупным производством и совокупным потреблением; совокупным предложением и совокупным спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками. Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. При характеристике индивидуальных рынков определялось состояние рыночного равновесия, которое находилось в точке пересечения кривых спроса и предложения. Макроэкономический подход требует характеристики равновесного уровня цен и равновесного реального объема национального производства. В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление. Классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. Большое значение положений классической теории по вопросам функционирования различных рынков, механизмов регулирования экономики для современной экономической теории определило актуальность темы. Основной целью работы является изучение вопросов макроэкономического равновесия в трактовке представителей классической школы экономической мысли. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: • Изучены методологические основы классической теории; • Рассмотрены особенности рынков в классической модели; • Рассмотрены школы, которые способствовали развитию классической теории, а также рассмотрены положения классиков; • Рассмотрена эластичность соотношения цен и заработной платы; • Представлена классическая модель общего экономического равновесия
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Австрийская школа Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, который сыграл огромную роль в развитии экономической теории и в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Основоположник австрийской школы Карл Менгер выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обуславливается их полезностью для потребителя, а не издержками производства или затратами труда. Фридрих Визер разработал теорию вменения – ценность средств производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Бем-Баверк разработал позитивную теорию капитала и теорию процента, основанную на учете фактора времени. [7, стр.157] Положения и выводы представителей австрийской школы опираются на постулаты Генриха Госсена, который выдвинул закон выравнивания полезностей или второй закон Госсена. Согласно которому каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предлагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. Закон выравнивания полезностей гласит: должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого товара. Иначе говоря, последний рубль, потраченный на мясо или сосиски, по своей полезности должен быть равен последнему рублю, потраченному на макароны или помидоры. Таково условие потребительского равновесия. [7, стр. 149] Австрийская школа придала анализу предельной полезности наиболее широкий характер, распространив его на различные стороны экономической деятельности. В центр исследования стоимости благ становится анализ потребительского спроса. Теория предельных величин послужила одним из исходных пунктов для последующей разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической науки. Она способствовала созданию теории потребительского поведения, явилась одним из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения, оценки эффективности, оптимизации производственных факторов. [7, стр. 157] Лозанская школа. Основное направление анализа лозаннской школы - исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. [2, стр. 68] Теорию общего экономического равновесия разработал проф. Лозаннского университета Л. Вальрас. [7, стр. 194] Закон Вальраса, гласит: в состоянии равновесия рыночная цена равна предельным издержкам. Модель Вальраса – это статичная модель общего экономического равновесия, своего рода одномоментный снимок национального хозяйства в чисто виде. Вальрас считал, что для равновесия необходимо наличие трех условий: 1. Спрос и предложение факторов производства равны: на них устанавливается постоянная и устойчивая цена; 2. Спрос и предложение товаров и услуг равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен; 3. Цены товаров соответствуют издержкам производства. [7, стр. 183] Он построил математическую модель, охватывающую процессы обмена и производства, движение товаров и капитала. Согласно его выводу экономическая система постоянно возвращается к состоянию равновесия в соответствии с действием внутренних закономерностей. Модель Вальраса, выдвинутые им положения уточнялись и совершенствовались другими экономистами. Коллега Вальраса по Лозаннскому университету итальянский экономист В. Парето обосновал свой подход к условиям экономического равновесия. Он автор постулата, названного его именем, согласно которому участники хозяйственной деятельности достигают взаимного равновесия и суммарного удовлетворения. Парето использовал кривые безразличия, предложенные Ф. Эджоуртом, для сравнения полезностей и выдвинул принципы теории благосостояния. Экономисты Лозаннской школы внесли существенный вклад в создание основ неоклассической экономической теории. Идея равновесности конкурентной экономики является одним из узловых положений. Анализ частичного равновесия получил развитие в теории общего равновесия, при котором все цены и выпуски взаимосвязаны и определяются одновременно. Теория ценности основывается ныне на положении и двухфакторном источнике цены и двойственности принципа полезности. [7, стр. 194-195] Основы классической теории В рыночной экономике все произведенные товары должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок, должны быть отоварены. Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое совпадение совокупного спроса и совокупного предложения означает макроэкономическое равновесие. Однако в реальной жизни в экономике складывается все сложнее: товаров обычно производится меньше или, наоборот, больше, чем совокупный спрос на них. В первом случае часть производственных расходов не будет возмещена, а во втором – часть доходов населения не будет израсходована. В экономической теории существуют различные объяснения общей модели макроэкономического равновесия «совокупный спрос - совокупное предложение». В 18 веке многие видные экономисты-классики, такие как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.Милль, А.Маршалл, Ф.Эджуорт, А.Пигу полагали, что рыночная экономика не нуждается в государственном вмешательстве. Они предполагали, что иногда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые способны увести экономику с пути полной занятости. По их мнению, в силу присущей рыночной системе способности к автоматическому саморегулированию уровень производства вскоре самостоятельно восстанавливается при полной занятости населения.[3, стр. 64] Классики считали, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными технологиями и ресурсами, а также желанием работать. Экономика могла несколько превысить границу производственных возможностей в высшей точке делового цикла, что и являлось следствием использования сверхурочной рабочей силы, а отчасти – отрицательным значением циклической безработицы. В периоды спада экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности. Механизм гибких цен, заработной платы и процентной ставки возвращает экономическую систему к макроэкономическому равновесию, и в условиях совершенной конкуренции распределение доходов таково, что совокупный спрос на благо всегда достаточен для реализации всего произведенного продукта. Эластичная заработная плата исключает длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между неработающими за рабочие места способствует установлению такой заработной платы, при которой работодателям выгодно нанимать всех желающих на работу. Отсюда следует, что заработная плата установится на уровне, обеспечивающем полную занятость. Рыночная экономика самостоятельно поддерживает макроэкономическую стабильность, вмешательство государства не требуется. Однако классическая теория утверждает, что все же в краткосрочном периоде существует некая инерция в установлении цен и заработной платы, но в долгосрочном периоде они обладают гибкостью, реагируют на изменение конъюнктуры, обеспечивают макроэкономическое равновесие при полной занятости. Краткосрочные и долгосрочные аспекты в экономике состоят в следующем: изменение совокупного спроса оказывает влияние на объем производства и занятость лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – экономика возвращается к естественным уровням объема, занятости и безработицы. Механизм оживления экономической активности, развернувшейся после спада, как он представляется в классической теории, основанной на предположении о гибкости цен можно рассмотреть с помощью графика (см. приложение A). [2, стр. 71-72] Представим, что экономика находится в состоянии равновесия в точке К0. Уровень цен на продукцию и ресурсы Р0, реальный объем производства соответствует своему естественному уровню У0, а запланированные расходы или доходы, достаточные для того, чтобы полностью «поглотить» всю продукцию, представлены в виде кривой спроса АD1. Если запланированные расходы при любом уровне цен сокращаются, то кривая спроса сдвинется в положение АD2, и при уровне цены Р0 его уже недостаточно, чтобы поглотить весь объем продукции. В результате происходит аккумуляция запасов, цена падает, растет безработица. Экономика «скользит» вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения АS1 из точки К0 до К1, однако подобная ситуация не может длиться долго. Конкуренция между безработными и владельцами используемых ресурсов приводит к общему снижению цен на ресурсы. Как только цены на ресурсы падают (этого ожидали фирмы), вся кривая совокупного предложения сдвигается вниз (АS2). При этом экономическая система в целом также перемещается вниз вдоль кривой совокупного спроса в новое равновесное состояние, для которого характерен естественный уровень реального объема производства Y0. В точке пересечения АS2, АD2 и кривой совокупного долгосрочного предложения (К2) реальный объем возвращается на свой естественный уровень, то же происходит и с безработицей, и только цены на ресурсы и продукцию продолжают испытывать постоянное давление.[2, стр.73-74] Основные положения классической модели: · Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике называется принципом «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, он фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что называется принципом «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в классической модели денежный сектор отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка заемных средств, товарного рынка, рынка труда. · На всех реальных рынках конкуренция совершенная, поэтому все экономические агенты являются ценополучателями. · Поскольку на реальных рынках действует совершенная конкуренция, то все цены гибкие. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям соотношения спроса и предложения, и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов. · Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически (действует выведенный А. Смитом принцип «невидимой руки»). · Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила не должна вмешиваться в процесс регулирования экономики и функционирование её. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название «laissez faire. Laissez passer». Что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет». · Основная проблема в экономике – это проблема ограниченности ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов. · Ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Основным рынком выступает ресурсный рынок и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В Экономике действует так называемый «закон Сэя». · Проблема ограниченности ресурсов и проблема увеличения количества и улучшения качества решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей длительный и долгосрочный процесс. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также медленно, поэтому классическая модель – это модель, описывающая долгосрочный период. [1, стр. 15-17] Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег. [6, стр. 12] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. Экономисты классической школы создали теорию частичного рыночного равновесия, сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж. Б. Сэя, согласно которому в экономике, базирующейся на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете, совокупный спрос окажется равным совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временной характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют. Наивысшее развитие классическая теория получила в работах британских ученых Адама Смита и Дэвида Рикардо. В их работах впервые было дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической теории можно говорить об окончании этапа становления экономической теории в целом. В простейшей форме классическая модель подразумевает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства. Это значит, что деньги не имеют влияния на реальное производство, обладают свойством нейтральности по отношению к реальному сектору экономики. Они оказывают воздействие лишь на номинальные переменные – цены, процентные ставки, денежную заработную плату. Взаимодействуя друг с другом, денежный и товарный рынки приходят в соответствующее равновесие, которое поддерживается через автоматические стабилизаторы. Это дало основание экономистам-классикам, а затем и неоклассикам сделать вывод о нецелесообразности вмешательства государства в работу рыночного механизма с целью воздействовать на развитие экономической конъюнктуры. В классической макроэкономической модели равновесие складывается только на трех рынках: труда, товаров и заемных средств. В результате такого подхода макроэкономика предстает в качестве двух независимых друг от друга секторов: реального и денежного. В этом суть классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: одного – реального, второго – денежного, которые нейтральны по отношению друг к другу. На каждом рынке имеются спрос и предложение, которые уравниваются между собой при определенной цене. В классической модели проблемы неравенства спроса и предложения не существует - они всегда равны. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает следующее: выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста; равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке; абсолютную эластичность заработной платы и цен; постоянно сохраняющуюся тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики; способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос и совокупное предложение с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства. Основные идеи классической школы не стали исторической реликвией и широко используются в современных экономических исследованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной критике, поскольку основываются на гипотезах, имеющих вполне очевидные пределы. Классическая модель равновесия не справилась с Мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг, а из кризиса получилось выйти только с помощью кейнсианской модели равновесия. В результате появилась и оформилась в качестве самостоятельного научного направления новая классическая теория, включающая большую часть основных идей своих создателей. Несмотря на то, что классическая модель в наши дни неактуальна, корни современного монетаризма, теории рациональных ожиданий и других направлений современного экономического анализа глубоко уходят в классическую теорию, и было бы неправильно рассматривать их как просто важный этап в истории экономической мысли.
ВВЕДЕНИЕ В макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в трактовке макроэкономических явлений и процессов: классический и кейнсианский. Однако рассмотрим одну из этих школ – классическую. В современных условиях эта школа представлена соответственно неоклассической. Наличие этой школы или направления в трактовке макроэкономических явлений и процессов определяет наличие макроэкономической модели, которая имеет свою систему предпосылок, уравнений, теоретических выводов. Классическая модель имеет свою степень гибкости цен и скорость адаптации к изменению рыночной конъюнктуры, скорость уравновешивания рынков и значимость государства для экономики. Основы классической модели были заложены еще в XVIII веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др. Классическая теория представляет собой наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические корни, получившее широкое распространение и признание в научной среде. Развитие положений классической теории нашли свое отражение в работах А.Смита, Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Д.С.Милля, А.Маршалла и А.Пигу и др. Классическая теория прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки. Именно в работах классической экономической школы впервые начали исследоваться вопросы макроэкономического равновесия. Основные положения этого явления в экономической жизни заключаются в том, что существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; совокупным производством и совокупным потреблением; совокупным предложением и совокупным спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками. Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. При характеристике индивидуальных рынков определялось состояние рыночного равновесия, которое находилось в точке пересечения кривых спроса и предложения. Макроэкономический подход требует характеристики равновесного уровня цен и равновесного реального объема национального производства. В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление. Классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. Большое значение положений классической теории по вопросам функционирования различных рынков, механизмов регулирования экономики для современной экономической теории определило актуальность темы. Основной целью работы является изучение вопросов макроэкономического равновесия в трактовке представителей классической школы экономической мысли. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: • Изучены методологические основы классической теории; • Рассмотрены особенности рынков в классической модели; • Рассмотрены школы, которые способствовали развитию классической теории, а также рассмотрены положения классиков; • Рассмотрена эластичность соотношения цен и заработной платы; • Представлена классическая модель общего экономического равновесия
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.014 с.) |