Возникновение неоклассической школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение неоклассической школы.



Рассмотрим второе направление развития классической теории – неоклассическое. Под неоклассикой в области экономических учений принято считать ряд теорий, распространенных во второй половине XIX века, которые просуществовали до 20-годов XX века до возникновения кейнсианства. Неоклассики, как и их предшественники, исходили из принципа либерализма и свободной конкуренции как оптимального варианта развития экономики. Для них государство должно было отыгрывать роль «стороннего наблюдателя», функция которого – защищать благосостояние каждого индивида, а рынок, по мнению, являясь способным к саморегулированию, сможет откорректировать все отклонения от оптимума сам.

Неоклассики утверждали, что государственное вмешательство приводит к еще большим отклонениям на рынке и к необходимости еще более глубокого, активного вмешательства государства в ситуацию, создавая тем самым неразрешимые вопросы. Представители данного направления были категорически против вмешательства государства в экономику посредством манипулирования налогообложением, бюджетом, дотациями и процентной ставкой. Они были уверены, что вмешательство государства приводит к неоптимальному использованию ресурсов. Государство должно всячески способствовать повышению конкуренции в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг, внешняя торговля, транспорт и др. По мнению представителей данной экономической школы, во всемирной торговле должны быть сняты все ограничения.

Неоклассики были сторонниками приватизации государственного имущества, выделяя следующие причины для ее проведения:

• Государственные предприятия производят продукцию с большими издержками по сравнению с частными, предрасположены к коррупции и характеризуются завышенными затратами на управление.

• Частные предприятия предлагают товар по ценам ниже, чем государственные, и удовлетворяют качество своих услуг потенциальных потребителей в большей степени.

• У частных предприятий больше стимулирования расширять и повышать качество продукции нежели у государства. [10, стр. 67]

Неоклассическая школа – это прежде всего англо-американская школа, её возникновение связано с именами Маршалла, Дж.Б.Кларка, А.Пигу, Л.Вальраса. Система, разработанная Маршаллом и его коллегами, явилась продолжением и развитием классической теории с включением предельного анализа и новых методов, в известной мере определивших магистральный путь экономической науки.

Представители неоклассической школы изучают различные стороны хозяйственной жизни, их объединяют прежде всего общая методология и методы анализа. [7, стр. 159]

Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является английская школа, представленная А.Маршаллом. Фундаментальная идея работ А.Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А.Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как тягость труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.

Американская школа представлена Дж. Кларком, он разработал теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно этой концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости». [2, стр. 69]

Неоклассическая школа, использовавшая методы и инструменты предельного анализа, продолжила и усовершенствовала основные положения классиков. Наряду с А. Маршаллом, построившим теорию ценности на согласовании издержек производства и полезности, свой вклад в формирование новой концепции внесли американский экономист Дж. Кларк, англичанин А. Пигу. [7, стр. 176]

Л. Вальрас сформулировал закон, согласно которому совокупный спрос всегда равен совокупному предложению в условиях полной занятости и задействования факторов производства. [4, стр. 39]

Маршалл синтезировал и использовал теоретические разработки своих предшественников, теорию факторов производства, теорию предельной полезности.

Теорию стоимости переработал и трансформировал в теорию цены. С помощью концепции «равновесной цены», как результата взаимодействия спроса и предложения, осуществил подход к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике.

Дж. Кларк выдвинул теорию распределения доходов, в основу которой положен принцип предельной полезности. Последователь Маршалла и его преемник по кафедре А. Пигу известен как разработчик теории экономического благосостояния: равномерное распределение национального дохода увеличивает общее благосостояние.

«Принципы экономической науки» Маршалла – одна из наиболее долговечных работ, одна из работающих книг, что не так часто встречается в истории экономической науки. Система, разработанная Маршаллом и его коллегами, явилась продолжением и развитием классической теории с включением предельного анализа и новых методов, в известной мере определивших магистральный путь экономической науки. [7, стр. 177]

 

Лозанская школа.

Основное направление анализа лозаннской школы - исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. [2, стр. 68]

Теорию общего экономического равновесия разработал проф. Лозаннского университета Л. Вальрас. [7, стр. 194] Закон Вальраса, гласит: в состоянии равновесия рыночная цена равна предельным издержкам. Модель Вальраса – это статичная модель общего экономического равновесия, своего рода одномоментный снимок национального хозяйства в чисто виде. Вальрас считал, что для равновесия необходимо наличие трех условий:

1. Спрос и предложение факторов производства равны: на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;

2. Спрос и предложение товаров и услуг равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

3. Цены товаров соответствуют издержкам производства. [7, стр. 183]

Он построил математическую модель, охватывающую процессы обмена и производства, движение товаров и капитала. Согласно его выводу экономическая система постоянно возвращается к состоянию равновесия в соответствии с действием внутренних закономерностей. Модель Вальраса, выдвинутые им положения уточнялись и совершенствовались другими экономистами.

Коллега Вальраса по Лозаннскому университету итальянский экономист В. Парето обосновал свой подход к условиям экономического равновесия. Он автор постулата, названного его именем, согласно которому участники хозяйственной деятельности достигают взаимного равновесия и суммарного удовлетворения. Парето использовал кривые безразличия, предложенные Ф. Эджоуртом, для сравнения полезностей и выдвинул принципы теории благосостояния.

Экономисты Лозаннской школы внесли существенный вклад в создание основ неоклассической экономической теории. Идея равновесности конкурентной экономики является одним из узловых положений. Анализ частичного равновесия получил развитие в теории общего равновесия, при котором все цены и выпуски взаимосвязаны и определяются одновременно. Теория ценности основывается ныне на положении и двухфакторном источнике цены и двойственности принципа полезности. [7, стр. 194-195]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.76 (0.007 с.)