Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы естественнонаучного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любое естественнонаучное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набора конкретных методов. Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, атакже учение об этой системе. Метод — это совокупность способов, с помощью которых достигается цель. В современном естествознании разнообразные методы разграничивают по особым основаниям. Прежде всего выделяют общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучные методы, которые используются на разных уровнях научного познания — эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно применяют следующие общенаучные методы эмпирического познания (ОМЭП): ■ наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; ■ эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования; в описание — фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений; ■ измерение — определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Общенаучные методы эмперического познания (ОМЭП) требуют дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа. Общенаучными методами теоретического познания (ОМТП) являются: в абстрагирование — отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления (особый вид абстрагирования — идеализация); ■ мысленный эксперимент — оперирование идеализированным объектом; ■ формгитизация — отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях; и аксиоматизация — построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности); а гипотегико-дедуктивный метод — выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов; ■ индукция и дедукция — движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям, и, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики. К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся: ■ анализ и синтез — процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей; ■ аналогия — прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях; я моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения; Особое значение для понимания единства не только естественнонаучного, но и социально-гуманитарного знания имеют новые междисциплинарные методы исследования: ■ системный подход; в новая концепция самоорганизации, возникшая в рамках синергетики (науки о самоорганизации сложных нелинейных систем). Синергетика выявляет и формулирует общие принципы самоорганизации и основанной на ней эволюции любых систем. Опираясь на эту концепцию можно представить весь мир как как самоорганизующийся Универсум (от лат. ишуегзит, зиттапит — философский термин обозначающий мир как целое) и тем самым лучше понять естественнонаучную картину мира. В целом системный подход имеет более общий характер, чем синергетический, т.к. наряду с динамическими, развивающимися системами рассматривает также статические системы. В разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят различные методологические принципы и разные группы методов. Это зависит от существа стоящих перед исследователем задач и от специфики самих объектов исследования.
Раздел II. ИСТОРИЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.007 с.) |