Гуманистические позиции биоэтики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические позиции биоэтики



 

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий ген­ной инженерии. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими (ценностными) ориентация-ми. Например, для христианства сердце — это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтикаэто форма защиты прав че­ловека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Биоэтикой выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

1. Единство науки и гуманистических ценностей.

2. Необходимость ставить гуманистические цели выше исследова­тельских.

3. Регулирование исходя из гуманистических ценностей научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.

4. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав лично­сти, включая юридические нормы.

Следует остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключа­ется в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследова­телями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте — такой подход служит мерилом любой человеческой де­ятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабаты­вать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой вра­чевания в течение-двадцати четырех веков.

Вспомним наиболее известную этическую заповедь Гиппократа — прежде всего не навредить пациенту. Когда современные хирурги-

 

трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого доно­ра (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к доно­ру с очевидностью нарушается.

В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т.д. Но, может быть, это есть квазиправо — оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав челове­ка.

Современный прогресс клинической медицины потребовал уточ­нения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности ис­кусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживаю-щего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человечес­кого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил тер­мин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно занимается поиском ре­альных путей к созданию глобальной этики человечества бу­дущего.

| Факторы, приводящие к потере здоровья отдельного человека и популяции

Устремление к жизни, к благополучию, выражающее коренные, глу­бинные потребности всего биологического мира как основу его раз­вития, в сознании человека восходящее к сокровенным мечтам о сча­стье, радости и благополучии вечном, выступает как одна из движущих сил в истории. Человек, его жизнь, причем не всякая, а жизнь, напол­ненная счастьем, радостью и благополучием, является главной цен­ностью культуры. Это всегда было, есть и будет внутренним императи­вом всей человеческой деятельности.

Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человечес­кого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в Центре внимания познающей и созидательной человеческой деятель­ности. Как говорил Сократ: «Здоровье — это все, но все без здоро­вья — ничто».

 

Конец XX в. — эпоха невиданного научно-технического прогресса, радикального расширения знаний о природе. Исторически сложи­лась, однако, глубокая диссимметрия: 95 % общего объема совре­менных знаний составляют знания о неживом веществе, тогда как на долю знаний о живом веществе, включая человека, приходится не более 5 %. Мы видим наглядные успехи цивилиза­ции в освоении недр Земли, в синтезе энергоносителей, в проникнове­нии в ближний и дальний Космос, в достижениях компьютерной тех­ники, в успехах математики, химии, астрофизики.

Между тем живое вещество остается почти неприступным бастионом. Несоизмеримо меньше, чем, например, выработка энер­гии, выросла урожайность зерновых, продолжительность жизни за 2000 лет увеличилась не более чем в 2—3 раза, о большинстве причин, вы­зывающих эпидемии, заболеваемость и смертность, мы имеем сегодня самые поверхностные и часто ошибочные представления.

Наука, ее прикладные отрасли оказались неготовыми к решению новых задач, и осознание этого факта, может быть, самое серьезное достижение науки на грани веков.

Если еще в сравнительно недавнем прошлом расходуемые чело­веком ресурсы природы обладали компенсаторными, восстановитель­ными механизмами, то к началу XXI столетия ситуация коренным об­разом изменилась. На смену политическим, экономическим, идео­логическим, военным диктатурам пришла диктатура еще более жестокая и беспощадная — диктатура ограниченности ресур­сов биосферы. Границы в изменившемся мире определяют сегодня не политики, не пограничные патрули и не таможенная служба, а ре­гиональные экологические закономерности.

Экологическая диктатураважнейший геополитический факт конца XX и качала XXI в. Мировое сообщество, не остается безразличным к природным, техногенным и социальным катастрофам, но, к сожалению, они рассматриваются не как проявление общего геокосмического стресса, «перегрева» планеты, а как изолированные эпизоды, неприятные, но предотвратимые. Игнорируется факт пере­хода планеты и ее обширных территорий к перманентному со­стоянию катастрофы

Будучи погружен в природно-экологическую, производственно-трудовую и социальную среду, человек уже не может рассчитывать на помощь медицины: при всей во-оруженности современным диагнос­тическим оборудованием, методами лечения, арсеналом гигиенических нормативов в современных условиях медицина не в состоянии га­рантировать здоровье и благополучие нации.

 

Сегодня наблюдается опасное снижение резервов репродуктивного здоровья населения России, ухудшение всех звеньев репродуктивного цикла: оплодотворение, беременность, формирование полноценной се­мьи, физическое и психическое развитие ребенка, качество здоровья детей. Репродуктивное здоровье популяции оказалось своего рода исполнительным механизмом экологической диктатуры, дети ока­зываются больными уже с момента рождения, не менее 80 % хроничес­ких заболеваний у детей развивается в раннем возрасте.

По оценкам отечественных специалистов, непри- косновенный за­пас резерва репродуктивной прочности популяции сократился на 25 %, тогда как 30 %-ные потери гарантируют необратимое разруше­ние базовых механизмов эволюции человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.006 с.)