В естествознании на рубеже хiх-хх вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В естествознании на рубеже хiх-хх вв.



Наука никогда не стоит на месте, постоянно включая в зону анали­за новые факты и явления. Стараясь быть достаточно строгой и ос­новательной, наука не может пройти мимо случаев, не получивших приемлемого истолкования с позиции принятых в ней законов и стан­дартов. Особенно часто это проявляется при выходе научных иссле­дований на принципиально новые объекты, какими стали для науки на рубеже XIX—XX вв. объекты микро- (т.е малые и бесконечно малые) и мегамира (т.е. большие и бесконечно большие объекты космичес­кого уровня). Осмысление объектов такого рода потребовало от науки настоящей научной революции.

Толчком к новым подходам к естественной науке стали работы С. Карно (1796-1832), Р. Клаузиуса (1822-1888) и других ученых в об­ласти термодинамики, показавшие всевозрастающую роль в этой дис­циплине случайностей, неопределенности, необратимости процессов. Тем самым было существенно поколеблено принципиальное поло­жение классического естествознания о безусловном доминировании в мире гармонии над хаосом, закона над случайностью, определенно­сти над неопределенностью. А одним из частных выводов новой тер­модинамики был удивительный и пугающий вывод о неизбежности

тепловой смерти Вселенной. Спокойный и такой предсказуемый мир земной и небесный, каким он выглядел в канонах классического ес­тествознания, вдруг предстал парадоксальным и непредсказуемым, нарушающим привычные и, казалось бы, «на века» установленные за­коны развития природы.

К концу XIX в. было существенно поколеблено также и положе­ние классического естествознания о тождестве материи и вещества. Физики в это время считали, что в мире существуют не только веще­ственные объекты в твердом, жидком и газообразном состоянии, но и электричество, и эфир (невесомая и непрерывная среда, передающая электрическое и магнитное взаимодействие). В то же время сохраня­лось убеждение, что все процессы в природе можно так или иначе свести к механическому взаимодействию мельчайших частиц — ато­мов, частиц эфира и т.п. Однако уже к концу XIX в. гипотезу механи­ческого эфира пришлось отбросить и ее место заняло представле­ние об электромагнитном поле, колебания которого порождают такие столь различные явления, как видимый свет, радиоволны, рентгено­вское излучение.

Предметное изучение проблем электромагнетизма в работах анг­лийских физиков М. Фарадея (1791-1876) и Дж. Максвелла (1831— 1879) в конечном счете привело авторов к изменению представлений о прерывности и непрерывности материи, подорвало основы класси­ческих понятий абсолютного пространства и абсолютного времени. Например, выдающийся ученый, физик-теоретик А. Эйнштейн (1879— 1955) рассмотрел этот вопрос уже в 1905 г. в своей частной теории относительности.

Особенно много споров развернулось вокруг феномена «исчез­новения материи». Обнаружение в опытах эффекта «разделения атог мов» на более мелкие части, открытие электрона, превращаемости атомов и радиоактивного распада четко поставило под сомнение классическую идею о дискретном (прерывном) существовании мате­риальных объектов в неизменном Пространстве. Скажем, радиоактив­ный распад атомов был истолкован в те годы рядом авторов как превращение материи в энергию, т.е. по сути ее прямое «исчезнове­ние». В этом же духе был истолкован феномен исчезновения массы электрона в зависимости от энергии поля. Ведь в классической меха­нике Ньютона считалось, что масса и объем материальных тел неиз­менны и изначально заданы. Исчезновение же массы электрона в зависимости от преобразований структуры поля и скорости движения представало как нонсенс, как существенный подрыв ранее незыбле­мых представлений о мире.

 

Фактически сложилась кризисная мировоззренческая ситуация, требовавшая глубокого общенаучного и философского осмысле­ния.

Не случайно именно в те годы (1909 г.) появилась концептуаль­ная философская работа В.И. Ленина (1870—1924) «Материализм и эмпириокритицизм», в которой он рассмотрел глубокий кризис в физике и высказал ряд важных идей по его преодолению.

Понимать материю стоит именно диалектически, как некую объек­тивную реальность, данную людям в ощущениях и существующую не­зависимо от людей. Этот вывод В.И. Ленина, сформировавшийся под влиянием марксизма, стал опорным для создания новой модели есте­ственной науки.

Существенным трансформациям подверглось и понимание таких опорных категорий-понятий, которые показывают реальное бытие материи как пространство, время, взаимодействие. Эйнштейновское понятие «пространственно-временного континуума», в котором ре­ально существуют материальные объекты, исходило из того факта, что, во-первых, и пространство и время предстают сложными, измен­чивыми величинами (искривление пространства, изменение хода вре­мени и т.п.), а во-вторых, они выступают тесно связанными друг с; другом, взаимоопределяющими. Гораздо более сложным стало пред­ставлять и материальное взаимодействие, уже не как исключительно гравитационное, но и как электромагнитное. Итак, материальная ос­нова мира представала в новой формирующейся модели науки слож ной, изменчивой, парадоксальной, во многом непредсказуемой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.018 с.)