Основы всеобщего характера законов природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы всеобщего характера законов природы



Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Вся совокупность проявлений материи образует единую систему — Вселенную, т.е. на современном этапе развития научного знания речь идет о глобальном единстве материального мира.

В больших масштабах структуру Вселенной можно представить как некое собрание галактик, а ее микроструктуру — как совокупность атомов. В недрах строения вещества Вселенная представляет собой набор квантовых полей. Звезды очень похожи на Солнце. «Земной» атом совершенно неотличим от атома вблизи пределов наблюдаемой части Вселенной. Физические процессы, происходящие в отдаленных друг от друга областях Космоса, идентичны. Взаимодействия и законы, их описывающие, оказываются универсальными. Ближний Космос, включающий нашу Галактику, является типичным образцом Вселенной в целом. Это утверждение называется космологическим принципом. Различные элементы материального мира образуют единую систему, и процессы, протекающие в ней, описываются едиными фундаментальными законами.

Если Вселенная — единое целое, то она и развивается, эволюционирует как целое. На определенном этапе в ней появляются структуры, способные познавать саму Вселенную. Таким инструментом самопознания (вполне вероятно, что не уникальным, аодним из возможных) является человек. И все, что доступно нашему наблюдению, в том числе и развитие общества, и мы сами — всего лишьI ГЛ Основы всеобщего характера законов природы

составные части Вселенной, этапы ее эволюции. На каждом этапе развития основные закономерности поведения любых подсистем имеют связь со всей системой — Вселенной, с ее общей эволюцией.

Законы материального мира обладают единством на фундаментальном уровне.

Проблемы двух культур - естественнонаучной и гуманитарной

1а ранних этапах становления науки фундаментальное единство мира явилось основой общности научного знания, а постепенное познание многообразия природы служило первоначально истоком единой культуры.

Разделение наук началось в эпоху античности и с течением времени меняло негативный характер.

В середине XX века отчуждение двух культур достигло своего эпогея, была осознана его тупиковость для человечества. Противоречия между ними составили существо проблемы двух культур. Эти

противоречия связаны с различием в традициях, целях и методах естествознания и гуманитарного знания.

Эволюция знания, основанная на единстве мира, природы, показала несостоятельность монопольного обладания научно-технической (есственнонаучной) и гуманитарной (и социогуманитарной) интеллинцией на истину.

Многие крупные мыслители давно поняли, что проблемы устройства мира и духовной сущности человека тесно связаны и осознали (необходимость интеграции знаний, конвергенции (от латинского convergere - gриближаться), сближения двух культур.

Сегодня есть все основания считать, что человек, глубже познавший себя и владеющий художественной культурой, может глубже постичь природу. И наоборот: природа стимулирует творчество.

Для более глубокой интеграции двух культур вырисовывается глобальная общенаучная идея: единство эволюции человека и Вселен-1Й, так называемые эволюционно-синергетическая парадигма.

Основанная на эволюционно-синергетической парадигме конверсия естественнонаучного и гуманитарного знания проявляется в следующем:

- В во взаимодополнении инструментария двух областей знания, в проникновении естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновении целостного мировидения в естественнонаучную сферу;

- В в системе образования закладывается новый принцип интеграции (а не дифференциации) знаний, гуманистическое (а не технократическое) направление образования (например, введение интегрированных курсов, фундаментализация гуманитарного образования и гуманитаризация естественного);

- в проблемном подходе современной науки, привлекающий к, решению социально-значимых задач комплексные научные группы, объединяющие ученых разных специальностей (экологов, социологов, культурологов, юристов и т.д.);

- в методологии науки, когда определяющую роль играет эстетическая оценка естественно-научных теорий (например, красота фракталов — геометрических самоподобных структур является симптомом адекватности этих моделей реальности);

В в личностном аспекте взаимодействия двух культур. Такие видные ученые-естественники как А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, А.Д. Сахаров, И.Р. Пригожий участвовали в решении крупных общечеловеческих проблем. Апогеем конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания, объективной основой которого служит единство всего материального мира — Универсума, должен стать «диалог культур Востока и Запада, на основе которого может быть создана единая мировая культура, единая мировая этика, единый планетарный разум (ноосфера) как единство биосферы и техносферы» (Дягилев Ф.М.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.006 с.)