Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала». К ЧИСЛУ основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.). Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил: • выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство; • количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны; • всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны; • имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно. Так, например, академик А.Д, Жарков рассматривает формы как: 1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности; 2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.); способ организации культурно-досуговой деятельности. Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе». «В самом широком виде досутовую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей. Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта. Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей? Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения; во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания; в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки; • в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения. В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания. В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли по-следователей в других регионах России. Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности». Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение); б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас); в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.; г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание. Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей. Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам. 1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм! методов организации досуга. 2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций. 3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.01 с.) |