Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды исследовательских технологий.

Поиск

 

Практика социологических исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидностями изыскательских работ, связанных с маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и сбыта культурных продуктов и услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ не ограничивается только сферой рынка, он распространяется на многие другие области, в частности на поиски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.

 

Выбор технологий, используемых в процессе проведения исследовательских работ, зависит от ряда целей и условий, характеризующих то или иное исследование.

 

Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:

 

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные);

 

- по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке);

 

- по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов);

 

- в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные;

 

- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтомет-рии.

 

В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.

 

Одно из главных мест в исследовательских технологиях принадлежит анализу. Совокупность работ, осуществляемых в рамках анализа социально-культурной сферы, достаточно обширна. Это и сбор информации, и её обработка, классификация и систематизация, это хранение и периодическое возвращение к информационным материалам. В ходе анализа та или иная проблема социально-культурной деятельности максимально конкретизируется, разбивается на отдельные части. Выявление возможных взаимоотношений и взаимозависимостей между этими частями также является объектом анализа.

Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический сбор информации об объекте исследования (например, рьшочном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проекта и т.д.), позволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и вовремя отреагировать на них, скорректировать ситуацию, внести изменения или дополнения или даже отказаться от чего-либо. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается в структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы исследования.

 

Для проведения мониторингового исследования необходимо осуществить ряд последовательных технологических операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного проекта (постановки спектакля, авторской технологии преподавания предмета и т.д.), прежде всего определяют показатели или индикаторы, по которым можно судить о динамике и характере изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц или групп людей, партнерские организации и т.д.

 

Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным образом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главного, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней, текстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных материалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа.

 

Контент-анализ способствует выявлению общественной оценки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем социально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, отдельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются целиком или частично с позиций критики.

 

Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопросы, связанные с целями и задачами исследования. В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями технологий опроса являются анкетирование и интервьюирование.

 

К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии.

 

Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными формами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

 

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятельности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вносит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множество коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, предоставляющих свободу выбора форм досуга.

 

Система рейтингов как объективный метод определения популярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию.

 

Творческое соперничество между специалистами социально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегиваемое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, качественный уровень развивающих, рекреативных, развлекательно-игровых программ.

 

Технология наблюдения позволяет осуществлять непосредственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений и социального поведения индивидов, групп, общностей и на основании полученной достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В прикладных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, систематическое и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблюдение подразделяется на включенное (исследователь в составе группы участвует в совместном решении поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего наблюдателя). В формализованном наблюдении, в отличие от неформализованного, ставится определенная цель и обязательно фиксируются результаты.

 

Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления особенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явления, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:

 

- формирующие (преобразующие) технологии, с помощью которых осуществляется активное приведение содержания, структуры и функций объекта исследования в соответствие с выдвинутой гипотезой, либо введение в рабочий процесс социально-культурной деятельности каких-либо новаций и преобразований, либо проверяется на практике эффективность конкретного культурного продукта, акции, услуги;

 

- диагностирующие (констатирующие) технологии. Они связаны с фиксированием состояния объекта на тот или иной момент. Например, контролирующие (оценочные, проверочные) технологии направлены на установление взаимосвязей и взаимозависимостей между заданной нормой и фактическим состоянием объекта;

 

- поисковые (разведывательные) технологии предусматривают проведение поискового эксперимента с целью получения недостающих предварительных данных об объекте исследования.

 

В практике социально-культурных исследований широкое распространение получила технология педагогического эксперимента, суть которой состоит в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факторами и, с другой стороны, полученными результатами. Аналогичным образом используется и технология методического эксперимента. С ее помощью устанавливается наличие либо отсутствие определенной взаимозависимости или взаимосвязи между способами и методами приобретения необходимой технологической информации и степенью её использования в практике социально-культурной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.01 с.)