Технологические основы социально-культурной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические основы социально-культурной деятельности.



Технология» как термин и метапонятие.

Технология - любое средство преобразования исходных материалов, будь то информация, люди или физический материал, для получения культурного товара или услуги.

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности как научно-технической, технологической, учетной, финансовой.

 

В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.

 

Процессный подход – рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

 

В системном подходе – подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

Ситуационный подход – концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

 

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования.

 

Классификация технологий СКД.

 

Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые

результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней

социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных

ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной

деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования,

анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого

анализа, выявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе

подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области

социокультурного проектирования — В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

 

Знания и методы — это предписания о целях и способах деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют

главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных культурных программ, дается методика формирования

локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются возможности применения игровых

методов в проектировании, раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование проектов.

 

 

Специфика исследовательских технологий в СКС

Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.

Игровые технологии в СКС.

 

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

* творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) -- область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 4). В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Технологические основы социально-культурной деятельности.

СКД –Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

 

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

 

И т. д.

 

-характеризуется многообразием видов

 

- РФ располагает большим количеством институтов,

 

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

 

И т. д.)

 

Отличительные черты СКД:

 

-Гуманистический характер

 

-культурологический характер

 

-развивающий характер

 

Функции СКД:

 

-развивающая

 

-информационно-просветительская

 

-культурно-творческая

 

- рекреационно-оздоровительная

 

Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум. Культура и деятельность. В точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое отсутствует отдельно в социальном и отдельно в культурном. Социолог Ж. Р. Дюмазедье определил социально-культурную деятельность «как сознательную преднамеренную организованную даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

 

Социокультурную деятельность можно разделить на пять видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. Социокультурная деятельность отображает специфику человека как существа социального. Н. Н.Ярошенко утверждает, что социокультурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.

 

Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

 

Процесс социокультурной деятельности включает в себя Культурную Трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

 

Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои Компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:

 

отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей; отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

 

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.

 

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

 

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

 

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.

 

В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

 

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

 

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

 

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты.

 

Вместе с тем, многие досуговые программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить заплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.042 с.)