Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация речевого взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации

Поиск

Речевое взаимодействие представляет собой очень слож­ное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяс­нить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществле­ния.

От природы человек наделен речемыслительным аппара­том, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испыты­вать желание реализовать свою мысль, передать ее кому-либо.

Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах, акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога, открывшего этот центр в 1874 г.) и двига­тельном (моторном) центре Брока (по имени анатома и хирур­га, открывшего этот центр в 1861 г.). Центр Вернике помогает слушающему разли­чать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, этот центр — своеобразная «кладовая» памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руково­дит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, не­обходимую для образования того или иного звука.

Речемыслительный процесс не ограничивается работой на­званных центров, в нем участвуют и другие области коры го­ловного мозга. Механизм речевой деятельности человека не­обыкновенно сложен и до настоящего времени не до конца изу­чен. Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) вза­имодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмо­ции, знания, память — речемыслителъная, модальная (воле­вая), эмоциональная, интеницальная (намеренческая), когнитив­ная (понятийная) сферы.

Речевая деятельность есть процесс, кото­рый складывается, формируется из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в кото­рые попадает человек. Например, необходимо устроиться на работу, реализовать изготовленную продукцию, принять учас­тие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации. В первом случае необходимо подготовиться к собеседова­нию, во втором — продумать агитационную речь (диалог), в третьем — написать доклад.

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осу­ществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стре­мится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внима­ние, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следу­ет руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумы­вать, продумывать, рассуждать, обмозговывать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате об­думывания, рассуждений рождается внутренний план выска­зывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказыва­ния. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксичес­ким моделям строятся предложения. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен. Третий этап — самый ответственный. Начинает­ся говорение. Субъект речевого действия повествует, доклады­вает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, ис­пользует вербальные средства общения.

Речь, высказывание — продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое со­стояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), ее коммуникативную значи­мость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (речь пре­зрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют. Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь — очень важный компонент любого вида общения.

Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. Знания из этих областей помогают повысить эффективность коммуникации.

В процессе речевого взаимодействия собеседник должен придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют ко­ординировать их действия и высказывания. Эти правила со­ставляют конвенциональную (условную, принятую) основу вер­бального взаимодействия. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Сёрля, П. Грайса, исследователя организации повседневного разго­вора Г. Сакса и др.

Принципы речевой коммуникации:

Прин­цип последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба — принятием или отклонением и т.д. Данный прин­цип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Принцип предпочитаемой структу­ры — характеризует особенности речевых фрагментов с под­тверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без про­медления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же форму­лируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» Г.П. Грайс пишет: «Ваш коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно приня­тая цель (направление):

А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
В. Хорошо.
2. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
[пауза]
В. Я бы с удовольствием... но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.
Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевремен­но дополнить инициирующую реплику усиливающими дово­дами:
А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.
[пауза]
А. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгу­ла, как вы просили.
В. Хорошо.

Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности этого диалога». Далее автор выделяет и более конкретные постулаты (максимы), со­блюдение которых в общем и целом соответствует выполне­нию этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре кате­гории — Количества, Качества, Отношения и Способа.

Категорию количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие максимы:
1. В ысказывание должно содержать не меньше инфор­мации, чем требуется (для выполнения текущих целей диало­га).
2. В ысказывание не должно содержать больше инфор­мации, чем требуется.
К категории качества Г.П. Грайс относит общий постулат «Старайтесь, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных:
1. Не говори того, что ты считаешь ложным.
2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных осно­ваний.

С категорией отношения связан один-единственный постулат релевантности (Не отклоняйтесь от темы).

Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат — Выражайтесь ясно - и несколько частных:
1. Избегайте непонятных выражений.
2. Избегайте неоднозначности.
3. Будьте кратки (избегай ненужного многословия).
4. Будьте организованны.
«Я сформулировал постулаты таким образом, — пишет Г.П. Грайс, — будто целью речевого общения является максималь­но эффективная передача информации; естественно, это опре­деление слишком узко, и все построение должно быть обобще­но в применении к таким общим целям, как воздействие на других людей, управление их поведением и т.п.».

Принципы вежливости Дж. Лича
Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуни­кации — принцип вежливости, представляющий собой сово­купность ряда максим:
1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д.).
2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клят­вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть диском­фортным для участников общения.
3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай дру­гих»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по от­ношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (по­зитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.
4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертыва­ния коммуникативного акта является реалистическая, по воз­можности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя ре­шения более серьезной задачи, а именно — сохранения пред­мета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников.
6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного пред­метного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так на­зываемый безучастны и контакт, когда собеседники, не буду­чи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодек­са, представляющего собой «сложную систему принципов, ре­гулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуни­кативного акта и базирующихся на ряде категорий и критери­ев».

Базовые категории, формирующие коммуникативный ко­декс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими критериями в составе коммуникативного ко­декса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе воз­можностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседни­ков, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой и т.п.

Под эффективной речевой коммуникацией понимается до­стижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интер­претация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуника­тора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден дан­ный текст, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он интерпретировал текст адекватно. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и приня­тия решения, стать причиной нежелательных конфликтов.

Речевое общение во многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действия, состояния, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не все­гда зависят от выбора говорящими языковых форм.
Спе­циалисты выделяют условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели, которые сле­дует учитывать при организации речевой коммуникации:

- потребность в общении, коммуникативную заинтересованность;
- настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушаю­щего;
- умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего;
- внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние);
- знание норм этикетного речевого общения.

Очень важно создать позитивный коммуникационный кли­мат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количе­ство передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участ­никами диалога принципа кооперации Г.П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление партнерских отноше­ний, а также применение ряда психологических принципов об­щения, сформулированных в научной и методической литера­туре. Назовем основные из них.

Принцип равной безопасности, предполагающий непричи­нение психологического или иного ущерба партнеру в инфор­мационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешли­вый тон могут вывести человека из состояния равновесия, на­нести ему моральную травму и даже физический ущерб здоро­вью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защи­щать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с выска­зываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.

Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на за­щиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, ха­рактеризуется умением анализировать ситуацию или пробле­му с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т. е. непричинение ущерба сказанному путем наме­ренного искажения смысла. Порой участники общения созна­тельно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разгово­ре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Обозначим и основные факторы, способствующие установ­лению благоприятного климата речевого общения:
— признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни;
— предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;
— предоставление равных возможностей в получении не­обходимой информации для обоснования своей позиции;
— осознание того, что необходимость конструктивного ди­алога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложив­шейся ситуацией, связана с решением жизненно важных про­блем для той и другой стороны;
— определение общей платформы для дальнейшего взаи­модействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.

Несоблюдение этих условий, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктив­ный, препятствуют организации эффективной речевой комму­никации.

Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения — стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Основанием деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимо­сти, категоричность суждений, неспособность идти на компро­мисс, поступиться собственными интересами, а также отсут­ствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, про­исходящих в обществе.

При организации речевой коммуникации следует помнить о двух важных законах коммуникации:
1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно толкует сообщение отпра­вителя, то вину несет отправитель, т. е. ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

Межличностные барьеры, возникающие в процессе рече­вого общения, зачастую обусловлены особенностями восприятия речевых средств. Серьезным препятствием в информаци­онных обменах являются расхождения в понимании смысла употребляемых слов у отправителя и получателя. Это нередко бывает связано с неточностью словоупотребления, неправиль­ным использованием многозначных слов, синонимов, антони­мов, омонимов, паронимов. Поэтому при отборе лексических средств для сообщения рекомендуется учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, сти­листическую характеристику, сферу употребления, граммати­ческую оформленность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.009 с.)